Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:43, дипломная работа
В моем проекте я хочу раскрыть сущность процесса гидроочистки, его актуальность и наибольшую эффективность.
Таблица 5
| Показатели качества продукта | |
| Содержание воды и механических примесей | отсутствие | 
| Испытание на медную пластинку | выдерживает | 
| Температура начала кипения, °С | не ниже 40 | 
| Температура конца кипения, °С | не выше 180 | 
| Применяется как компонент автомобильных бензинов | |
      
Показатели качества 
Таблица 6
Очищенный углеводородный газ
| Показатели качества продукта: | |
| Содержание сероводорода, % объемных | не более 0,20 | 
| Применяется в качестве печного топлива на установке | |
По отношению к действующему европейскому стандарту EN 590, на территории СНГ был разработан и введен в действие с 1.02.2007 стандарт СТБ 1658-2006, который устанавливает технические требования и методы испытания дизельного топлива, используемого для транспортных средств (таблица 7) [7].
Таблица 7
Общие требования и методы испытаний
| Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя | Метод испытания | |
| min | max | |||
| Цетановое число | - | 51,0 | - | СТБ ИСО 5165 | 
| Цетановый индекс | - | 46,0 | - | СТБ ИСО 4264 | 
| Плотность при 15 °С | кг/м3 | 820 | 845 | СТБ ИСО 3675
   ЕН ИСО 12185  | 
| Массовая доля полициклических ароматических углеводородов | %(m/m) | 11 | СТБ ЕН 12916 | |
| мг/кг |   | 
  350* | СТБ ИСО 20846
   ЕН ИСО 
  20847   | |
| Содержание серы |   | 
    | 
  50* | ЕН ИСО 20847
   ЕН ИСО 20884  | 
|   | 
    | 
    | 
  10* | СТБ ИСО 20846
   ЕН ИСО 20884  | 
| Температура вспышки | °С | выше 55 | - | СТБ ИСО 2719 | 
| Коксуемость 10 %-ного остатка | % (m/m) | - | 0,30 | СТБ ИСО 10370 | 
| Зольность | % (m/m) | - | 0,01 | СТБ ИСО 6245 | 
| Содержание воды | мг/кг | - | 200 | СТБ ИСО 12937 | 
| Содержание механических примесей | мг/кг | - | 24 | СТБ ЕН 12662 | 
| Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) | единицы по шкале | класс 1 | СТБ ИСО 2160 | |
| Стойкость к окислению | г/м3 | - | 25 | СТБ ИСО 12205 | 
| Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (WSD 1,4) при 60 °С | мкм | - | 460 | СТБ ИСО 12156-1 | 
| Вязкость при 40 °С | мм2/с | 2,00 | 4,50 | СТБ ИСО 3104 | 
| Объемная доля метиловых эфиров жирных кислот (FАМЕ) | % (V/V) | - | 5 | ЕН 14078 | 
     Доведение 
качества отечественных ДТ до требований 
ЕН 590 возможно только при комплексном 
внедрении на нефтеперерабатывающих 
заводах современных 
За рубежом для характеристики воспламеняемости топлива наряду с цетановым числом используют дизельный индекс. Этот показатель нормируется и в отечественной технической документации на дизельное топливо, поставляемое на экспорт: ТУ 38.401-58-110-94.
Дизельный индекс (ДИ) вычисляют по формуле:
ДИ =tан d/100,
где tан – анилиновая точка (определяют в °С и пересчитывают в ,°F)
10F = (9,5°С + 32), d – плотность.
     Между 
дизельным индексом и цетановым 
числом топлива существует зависимость, 
представленная в таблице 8: 
Таблица 8
Зависимость цетанового числа от дизельного индекса
| Дизельный индекс | 20 | 30 | 40 | 50 | 62 | 70 | 80 | 
| Цетановое число | 30 | 35 | 40 | 45 | 55 | 60 | 80 | 
В отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нормируется дизельный индекс.
     Дизельный 
индекс определяют: 
ДИ= (108А+32)(141,5-131,5
где А- анилиновая точка испытуемого топлива, °С;
- относительная плотность топлива.
      В 
настоящее время разработаны 
и применяются различные методы 
качественного и 
     При 
этом если анализируемый нефтепродукт 
содержит сероводород, выпадает чёрный 
кристаллический осадок сульфида свинца: 
Na2PbO2 
+ H2 S = PbS + 2NaOH 
Докторская проба очень чувствительна и позволяет обнаруживать сероводород при его содержании 0,0006%.
     Тиолы 
взаимодействуют с плюмбатом 
натрия по реакции : 
Na2PbO2+ 
2RSH = (RS)2Pb + 2NaOH, 
      При 
этом анализируемый нефтепродукт окрашивается 
в оранжевый, коричневый или черный 
цвет. Для обнаружения сероводорода 
и свободной серы применяют пробу 
на медную пластинку, принятую в качестве 
стандартной (ГОСТ 6321-69). В результате 
сернистой коррозии медная пластинка, 
выдержанная в нефтепродукте, при 
повышенной температуре в течение 
определенного времени 
     К 
инструментальным методам определения 
группового и структурного состава 
серосодержащих соединений относятся 
газожидкостная и жидкость-жидкостная 
хромотография, полярография, потенциометрическое 
и амперометрическое 
     Полярографическим 
методом анализа можно 
Сероводородную и тиольную серу в моторных топливах определяют согласно ГОСТ 17323-71 методом потенциометрического титрования нитратом диамминсеребра. По характеру кривых титрования можно качественно оценить наличие в топливе свободной серы
Методы анализа общей серы делят на два класса: химические и физические. Из физических методов анализа следует отметить нейтронно-активационный (НАА), рентгено-флюоресцентный (РФА) и рентгено-радиометрический (РРМ). НАА основан на взаимодействии нейтронов с ядрами облучаемой пробы. Предел обнаружения серы равен 5∙10-2 %. В основе РРМ лежит измерение поглощения рентгеновских лучей при известной зависимости степени поглощения от концентрации анализируемого вещества. РРМ можно использовать для анализа нефтепродуктов с массовой долей серы не менее 0,5%
     Метод 
РФА – флюоресцентный вариант 
рентгено-радиометрического 
Из химических методов анализа общей серы наиболее распространены и стандартизированы окислительные методы. В окислительных методах навеску нефтепродукта сжигают в приборах различной конструкции. В качестве окислителя используются воздух, кислород, диоксид марганца. В основе методов сжигания лежит реакция окисления всех серосодержащих соединений анализируемого нефтепродукта в оксиды серы (SO2,SO3) с последующим их поглощением и анализом.
     1.8 
Установки гидроочистки, 
применяемые в 
настоящее время 
     Современные 
гидрогенизационные процессы фирмы 
Union Oil Co: процесс Юникрекинг/ДП включает 
последовательно работающие два реактора 
гидроочистки и селективной гидродепарафинизации 
для обработки сырья – дизельных фракций 
и вакуумных газойлей с получением низкозастывающией 
температурой дизельного топлива (температура 
застывания иногда до минус 80 0С) 
с содержанием 0,002 % серы, менее 10 % ароматики 
на катализаторах НС-К и НС-80 при конверсии 
сырья 20 %; процесс Юникрекинг с частичной 
конверсией 80 % сырья – вакуумных газойлей 
с получением дизельного топлива с содержанием 
0,02 % серы, менее 10 % ароматики на катализаторе 
предварительной гидроочистки НС-К и усовершенствованном 
цеолитном катализаторе DHC-32. Для реформулирования 
нефтяных остатков в мировой практике 
применяют, в частности следующие процессы: 
гидроочистка RCD Unionfining (Union Oil Co.) для уменьшения 
содержания серы, азота, асфальтенов, металлов 
и снижения коксуемости остаточного сырья 
с целью получения качественного малосернистого 
топлива или для дальнейшей переработки 
при гидрокрекинге, коксовании, каталитическом 
крекинге остаточного сырья; гидроочистка 
RDS/VRDS (Chevron) по назначению похожа на предыдущий 
процесс, при этом перерабатывается сырье 
с вязкостью при 100 0С до 6000 мм2/с 
и с содержанием металлов до 0,5 г/кг, применяется 
технология «замены катализатора на ходу», 
которая дает возможность выгружать катализатор 
из реактора и заменять его свежим при 
сохранении нормального режима работы 
в параллельных реакторах, что позволяет 
перерабатывать очень тяжелое сырье с 
пробегом установки более года [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2 
Технологический 
раздел 
     2.1 
Выбор метода производства 
В последнее время ужесточились требования к дизельному топливу, поэтому в данном дипломном проекте была модернизирована установка гидроочистки дизельного топлива.
Новые ключевые решения по модернизации сводятся к следующим:
     - 
К существующему реактору 
- Свежий водород ввели непосредственно во второй реактор, смешивая его с потоком из первого реактора. Цель этой меры - поддержание высокого парциального давления водорода во втором реакторе и охлаждение его на выходе в него.
- Заменили внутренние устройства в первом реакторе на более совершенные [9].
Все эти вышесказанные меры позволили значительно углубить степень гидрообессеривания.
Одним из наиболее важным этапом усовершенствования катализатора гидроочистки было повышение их гидрообессеривающей активности за счет оптимизации природы исходных реагентов(катализаторы ГО-30-7, ГО-70), увеличение содержания гидрирующих металлов (катализаторв ГО-116, ГО-117) а также введение структурных и химических модификаторов – гидроксилиованного кремнезема, алюмосиликата (Г,С-168 ш) или синтетических цеолитов (ГК-35). При этом технология приготовления основывалась на наиболее простой технологии соэкструзии соединений гидрирующих металлов. Сравнение результатов эксплуатации катализаторов ГК-35 и ГС-168 ш в промышленности и катализаторов гидрообессеривания первого поколения приведено в таблице 9.
     Для 
процесса гидроочистки был выбран катализатор 
КГШ-08. Преимущество этого катализатора 
– увеличение (при равной степени обессеривания) 
объемной скорости процесса и снижение 
рабочей температуры. Применение его позволяет 
снизить начальную температуру обессеривания 
продукта на 20-23 оС, уменьшить скорость 
повышения температуры на 20-22 %, увеличить 
производительность установки на 10-20 % 
и межрегенерационный период – в 2 раза 
[10]. Все эти катализаторы могут производиться 
как в виде никель-молибденовой, так и 
в виде кобальт-молибденовой композиции 
в зависимости от особенностей применения. 
Катализатор КГШ-08 позволяет производить 
гидроочистку бензиновых, керосиновых 
и дизельных фракций. При переработке 
дизельных фракций его применение даёт 
возможность получать продукт с остаточным 
содержанием серы 30 ppm и ниже [10]. 
 
Таблица 9
      
Характеристики некоторых