Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание

Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая, отдыхая, общаясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определенной системой сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов; он систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и принимает определенные решения и действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления как способность к анализу и синтезу информации об окружающем мире. Это так называемый обыденный компонент статистического мышления.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности 5
Методы отбора единиц в выборочную совокупность, применяемых в туризме 11
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
Вывод 29
Список используемой литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Стакт.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

        Ошибка выборки, или  отклонение выборочной средней от средней генеральной, находится в прямой зависимости от дисперсии изучаемого признака в генеральной совокупности и в обратной зависимости от объема выборки.

        Расчет ошибок при  определении границ генеральной  доли, т.е. доли единиц, обладающих тем или иным вариантом изучаемого признака, основан на теореме Бернулли. Согласно этой теореме, вероятность сколь угодно малого расхождения между выборочной долей и генеральной долей при достаточно большом объеме выборки будет стремиться к единице.

            В зависимости от состава  и структуры генеральной  совокупности выбирается вид выборки, или  способ отбора.

   К наиболее распространенным на практике видам относятся: собственно-случайная (простая случайная) выборка; •        механическая (систематическая) выборка;

         При проведении маркетинга в туризме определяются цели исследования, устанавливаются границы генеральной совокупности и составляется программа разработки данных.

         В отличие от многоступенчатой многофазная выборка предполагает сохранение одной и той же единицы  отбора на всех этапах его проведения, при этом отобранные на каждой стадии единицы

 

         

подвергаются  исследованию (программа исследования на каждой последующей стадии отбора расширяется).

        Любой вид выборки  или их комбинация предполагает использование тех или иных методов непосредственного отбора единиц (групп единиц), основанных на специальных алгоритмах, реализующих принцип случайности.

    Этапы проведения выборочного  наблюдения.

  • типическая (стратифицированная, расслоенная) выборка;
  • серийная (гнездовая) выборка.

        Отбор единиц из генеральной  совокупности может быть комбинированным, многоступенчатым и многофазным.

        Комбинированный отбор предполагает объединение нескольких видов выборки. Так, например, можно комбинировать типическую и серийную, серийную и собственно-случайную выборки. Ошибка такой выборки определяется ступенчатостью отбора.

        Многоступенчатым  называется отбор, при котором из генеральной совокупности сначала извлекаются укрупненные группы, потом - более мелкие и так до тех пор, пока не будут отобраны те единицы, которые подвергаются обследованию.

1.2. МЕТОДЫ ОТБОРА  ЕДИНИЦ В ВЫБОРОЧНУЮ  СОВОКУПНОСТЬ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТУРИЗМЕ.

        Процесс формирования выборочной совокупности основан на принципе случайности, реализация которого обеспечивается применением соответствующих методов, или алгоритмов, отбора единиц.

        В простейшем варианте отбор единиц в выборочную совокупность  может быть  проведен  методом жеребьевки. Для этого

 

        

необходимо  располагать достаточным количеством  жребиев (фишек, карточек), соответствующих объему генеральной совокупности. Каждый жребий должен содержать информацию об отдельной единице совокупности. Требуемое в соответствии с установленным процентом отбора число жребиев извлекается из общей совокупности в случайном порядке.

        Жеребьевка является в большей степени теоретическим  методом формирования выборки в  туризме, так как ее техническая  реализация при большом объеме генеральной совокупности затруднительна.

        Собственно-случайная  выборка заключается в отборе единиц из генеральной совокупности в целом, без разделения ее на группы, подгруппы или серии отдельных единиц. При этом единицы отбираются в случайном порядке, не зависящем ни от последовательности расположения единиц в совокупности, ни от значений их признаков.

        Прежде чем производить  собственно-случайный отбор, необходимо убедиться, что все без исключения единицы генеральной совокупности имеют абсолютно равные шансы попадания в выборку, в списках или перечне отсутствуют пропуски, нет игнорирования отдельных единиц и т.п. Следует также установить четкие границы генеральной совокупности таким образом, чтобы включение или невключение в нее отдельных единиц не вызывало сомнений. Так, например, при исследовании туристских предприятий необходимо указать, включит ли генеральная совокупность мелкие турфирмы и филиалы крупных турагентств. При исследовании потребителей турпродуктов важно определить, будут ли приняты во внимание все потенциальные туристы.

 

        

        Чем больше объем  выборки, тем меньше значения средней  и предельной ошибок выборочного наблюдения и, следовательно, тем уже границы генеральной средней и генеральной доли. В то же время необходимо учитывать, что большой объем выборки приводит к удорожанию маркетингового исследования в туризме, увеличению сроков сбора и обработки материалов, требует привлечения дополнительного персонала и соответствующего материально-технического обеспечения. Поэтому при подготовке выборочного наблюдения необходимо определить необходимый объем выборки.

        Расчет необходимого объема выборки предполагает, что  организаторы выборочного наблюдения уже на этапе его проектирования располагают, по крайней мере, косвенными данными о вариации изучаемых признаков. Источниками таких данных могут служить:

        • результаты исследования данного объекта в 
предшествующие

      периоды;

    • результаты исследования аналогичных объектов;

      • специально проведенное небольшое по объему выборочное. 
      Исследование данного объекта, ставящее целью лишь изучение

вариации наблюдаемых  признаков.

        При определении  необходимого объема выборки для  определения границ генеральной  доли задача оценки вариации решается значительно проще. Если дисперсия  изучаемого альтернативного признака неизвестна, то можно использовать ее максимальное возможное значение.

        Механическая  выборка может быть применена в тех случаях, когда генеральная совокупность каким-либо образом упорядочена, т.е.

 

        

имеется определенная последовательность в  расположении единиц (табельные номера турпродуктов). Для проведения отбора желательно, чтобы все единицы имели порядковые номера от 1 до N.

        Для проведения механической выборки устанавливается пропорция  отбора, которая определяется соотнесением объемов выборочной и генеральной  совокупностей. Так, если из совокупности в 500 000 ед. предполагается отобрать 10 000 ед., то пропорция отбора составит 1 / 50 = 1 / (500 000: 10 000).

        Генеральную совокупность при механическом отборе можно ранжировать или упорядочить по величине изучаемого признака, что позволит повысить репрезентативность выборки. Однако в этом случае возрастает опасность систематической ошибки, связанной с занижением значений изучаемого признака (если из каждого интервала регистрируется первое значение) или его завышением (если из каждого интервала регистрируется последнее значение). Поэтому целесообразно из каждого интервала отбирать центральную или одну из двух центральных единиц.

        Типический  отбор целесообразно использовать в тех случаях, когда все единицы генеральной совокупности объединены в несколько крупных типических групп. Такие группы также называют стратами, или слоями, в связи, с чем типический отбор также называют стратифицированным или расслоенным. При обследовании турпродуктов в качестве типических групп могут быть выбраны турпредприятия различных регионов.

        Отбор единиц в типическую выборку может быть организован  либо пропорционально объему типических групп, либо пропорционально внутригрупповой вариации (дифференциации) признака.

 

        

Задание №1

а) Ь (величина интервала) = Хтах - Хтт / Число групп 
Хтт = (от 3 до 27) = 1,3 Хтах = (от 3 до 27) =16,1

    Ь = (16,1 - 1,3): 5 =2,96 = 3

Интервалы < 100% Интервалы > 100 %

                      Таблица 16 

    № группы
    % выполнения  плана
% невыполнения  плана
    А
      1
2
    3
      100,9
-
    4
      102,4
-
    5
  98,2
    6
      101,3
-
    7
      102.6
-
    8
      103,4
-
    9
      -
97,8
    10
      -
99,9
    11
      -
98,2
    12
      -
94,3
    13
      100,3
-
    14
      -
93,5
    15
      100,1
-
    16
      -
99,5
    17
      103,6
-
    18
      102,9
-
    19
      103,3
-
    20
      100,2
-
    21
      -
99,9
    22
      -
99,5
    23
      101,2
-
    24
      102,1
-
    25
      100,1
-
    26
      101,6
-
    27
      -
92,0

 

Задание №2

                      Таблица 2

а)

Выезд граждан  РФ в страны дальнего зарубежья с  целью туризма 

    Страна
1991 1992 1993 цепные базисные 1991 1992 1993
 
 
 
 
1991
1992 1991  
 
 
 
    А
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Болгария
70,0 73,0 70,0 70 95,8 104,0 100,0 3 3,19 3,21
Великобритания 10,0 13,0 17,0 130,0 130,7 130,0 170,0 0,4 0,5 0,7
    Венгрия
_17_\ 17,0 20,0 100 117,0 17 117,0 0,72 0,74 0,9
Германия 27 33,0 38 122,0 115,0 122,0 140,0   1,44 1,74
    Греция
98.0 100,0 87.0   87,0 102,0 88,7 4.17 4,37 4,0
    Египет
8,0 13,0 13,0 162,5 100,0 162,5 162,5 0,34 ~о5б~Т ~ОбП
    Израиль
~7^0| 11,0 ~~15ДГ] Т57Л( 136,3 157,1 214,2 0,29 0.48 0,68
    Индия
25,0 19,0 23,0 76,0 120.0 76.0 92,0 1,06 0,83 1,05
    Испания
119,0 97,0 88,0 81,5 90,7 ~8ЦГ] 73,9 ~5706~Т 4,24 4,03
    Италия
60.0 63,0 63,0 105,0 100,0 105,0 105,0 2,55 _А25, 2,89
    Кипр
54,0 48,0 59,0 88,8 122,9 ЛЙС "лЙЩ 2,29 2,1 2,7
    Китай
367,0 324,0 272,0 88,2 83,9 88,2 74,1 15,6 14,1 12,4
Норвегия 2,0 4,0 5,0 200,0 125,0 200,0 250,0 0,08 0,17 0,22
    ОАЭ
100,0 134,0 149,0 134,0 111,0 134~0| 149,0 4,25 10,7 6,83
    Польша
234,0 246,0 260.0 105,1 105,6 105.1 111.1 9,96 10,7 11,9
    Сингапур
3,0 5,0 7,0 166,6 140.0 166,6 233,3 0,12 0,21 0,32
    Словакия
15,0 14,0 16,0 93,3 114,2 93,3 106,6 0,63 0,61 0,73
    США
150,0 ^ТЙдГ 120,0 109,3 73,1 109,3 80,0 6,38 7,17 5.5
    Таиланд
6,0 9,0 12,0 150,0 133,3 |ИЮД)_ 200,0 0,25 0,39 0,5
    Тунис
3,0 5,0 2,0 166,6 40.0 166,6 66,6 0.12 0,21 0,09
    Турция
768,0 689,0 630,0 "89/Г1 91,4 89,7 82,0 32.6 30.1 28,9
Финляндия 143,0 139,0 135,0 97,2 97,1 97,2 94,4 6,08 6,08 6.19
    Франция
34,0 30,0 39,0 88,2 130,0 88,2 114,7 1.44 1,31 1,78
    Чехия
6,0 2,0 5,0 33,3 250,0 33,3 83,3 0,25 0,08 0,22
    Швеция
4.0 6,0 5,0 150,0 83,3 150,0 125,0 0.17 0,26 0,22
    Ю.Корея
18,0 24,0 26,0 133,3 108,3 133,3 144 А 0,76 1,05 1,19
    Япония
1,0 3,0 3,0 300,0 100,0 300,0 300,0 0,04 0,131 0,137
    Итого
2349,0 2285,0 2179,0            

Информация о работе Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности