Теоретические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:29, реферат

Описание

Налоги представляют собой главный инструмент перераспределения
доходов и финансовых ресурсов практически любого общества. Их история
насчитывает не одно тысячелетие и отражает конкретные условия развития
общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

теоретические основы.docx

— 36.22 Кб (Скачать документ)

О сущности налогов

Налоги представляют собой главный  инструмент перераспределения

доходов и финансовых ресурсов практически любого общества. Их история

насчитывает не одно тысячелетие и отражает конкретные условия развития

общества и государства.

Налоги – важнейшая финансовая категория. С момента зарождения

государства можно говорить и о зарождении финансов (и налогов), когда под

финансами понимается «обусловленная фактом существования государства

и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций

система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму

проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного

общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе

централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в

соответствии с общественными потребностями» [1. С. 119].

Становление государства, финансов и  налогов шло параллельно.

Возникновение и развитие государства  определяет финансовую потребность

в обеспечении его функций. Причем состояние и развитие финансов, в том

числе налоговой системы, взаимосвязано с развитием государства и общества

в целом. Возникнув как бессистемные платежи, налоги, по мере развития и

укрепления товарно-денежных отношений, принимают преимущественно

денежную форму, превращаясь в постоянный и основной источник денежного

содержания государства.

Налоги, являясь правозакрепленной  финансовой категорией, оказывают

влияние не только на налогоплательщиков, но и на все экономические

процессы, протекающие в обществе. И экономическая наука, и правовая,

каждая со своих позиций, определяет дефинирующие признаки налога.

Рассмотрев развитие научных теорий налогообложения, следует

отметить, что на сущность налогов нет единой точки зрения. Уже в конце

XIX века прослеживаются две основные концепции, которые легли в основу

развития всех научных теорий, в том числе по построению эффективной

налоговой системы. В. Яроцкий, исследуя в 1896–1909 гг. историю появления

и теоретические основы налогообложения, делает обобщающий вывод о том,

что в научной теоретической мысли существует два направления,

рассматривающих налоги. Однако он не дает им названия.

Кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой финансов и кредита

Уральской государственной

сельскохозяйственной академии

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Исследовав данные направления, считаем, что первую концепцию

следует назвать абсолютной. Суть этой теории в том, что за государством

признается абсолютное право требовать налоги, а за гражданами –

абсолютная обязанность  их уплачивать. Поэтому под налогами понимают

принудительные сборы, взимаемые государством с юридических и

физических лиц для покрытия своих расходов или для выполнения

определенных экономических задач, без предоставления плательщикам

специального эквивалента (тех услуг, которые оказывает налогоплательщику

государственная власть). Таким образом, налогам присваивается признак

одностороннего движения стоимости – признак безэквивалентности.

Однако люди объединяются в государство, чтобы оно взяло на себя

часть их забот: услуги по обороне, по охране правопорядка, по

политическому устройству, по экономическому и социальному

регулированию и пр. Эти услуги государство предоставляет всем членам

общества, независимо от того, являются они налогоплательщиками или нет.

Поэтому говорить об одностороннем  движении стоимости вряд ли уместно.

Сторонников этой теории достаточно много: А. Тривус, А. Соколов,

Б.Г. Болдырев, В.К. Бабаев, А.В. Брызгалин, Л.А. Дробозина, Н.И. Химичева,

Т.Ф. Юткина и др. Именно эта точка зрения была отражена и превалировала

в российском налоговом законодательстве и научной мысли до введения

Налогового кодекса.

Вторую точку зрения, по нашему мнению, исторически следует назвать

относительной теорией. Она сводится к тому, что налог является

«своеобразной ценой монополистической купли-продажи услуг государства

при выполнении им своих функций...» [2. С. 498]. При этом продавцом

выступает государство, а покупателем – общество в лице субъектов

налогообложения: предприятий, организаций и населения. На данном рынке

услуг государство выступает монополистом, поэтому, будучи заинтересовано в

максимальном уровне своих доходов, оно диктует условия на этом

своеобразном «рынке». Налогоплательщики, наоборот (так как никто и

никогда не радовался необходимости платить налоги), заинтересованы в

минимизации налогообложения.

Обе эти теории зародились примерно одновременно. Однако мы

считаем, что абсолютная теория проявляется, становясь государственной, при

преобладании в стране центростремительных сил: создании

централизованного государства, долгой борьбе за независимость страны,

когда идея единого, сильного государства становится идеологией.

Относительная теория выходит на первый план при усилении центробежных

сил: борьбе отдельных княжеств, провинций, городов, вассалов за свою

самостоятельность, финансовую независимость, за свою «самостийность».

Каждая страна имеет свои особенности  построения и развития

налоговой системы, в том числе свою точку зрения на сущность налога. В

основном это связано с ролью государства в жизни общества. Так, абсолютная

теория сущности налога была выгодна и поддерживалась руководством стран с

большой степенью централизации власти, концентрации ее в руках

государства (абсолютная монархия, диктатура –например, Испания, Франция,

Россия и др.). В странах, где правительству приходилось считаться с

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

центробежными тенденциями при создании централизованного государства

(например, княжества Италии, Германии), а также с момента построения

правового конституционного государства, преобладающей становилась

относительная теория.

С XVI века, с эпохи укрепления роли европейских государств,

абсолютная теория стала преобладающей во многих странах. Однако в недрах

абсолютной монархии сохранялась и относительная теория сущности налогов.

Так, получив наибольшее распространение  в Европе в XVIII веке, она

сводилась к попытке создать частноправовые отношения между

правительством и налогоплательщиками, устанавливая определенное

равновесие между суммой уплачиваемых налогов и получаемыми от

правительства услугами. Например, Ш. Монтескье сравнивал налоги со

страховой премией, уплачиваемой за безопасность и гарантию собственности,

и считал, что налог – это «часть, которую каждый гражданин дает из своего

имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или

использовать ее с бóльшим удовольствием» [3. Т. 1. С. 219]. А В. Мирабо

определил, что «налог есть предварительная уплата за предоставление защиты

общественного порядка» [3. Т. 1. С. 465]. Разновидностями данной теории

были «теория обмена», «теория общественного договора», «теория страховой

премии» и иные. В XVIII–IX веках изменившиеся задачи государства и

конституционное равенство всех граждан не повлияли на благосостояние

основной массы налогоплательщиков. Поэтому, во-первых, защищая

интересы правящего класса и, во-вторых, обосновывая необходимость борьбы

с бюджетным дефицитом путем введения новых налогов, пересмотра

налоговых ставок и налоговых льгот, экономисты вновь определили налоги

как обязательные и принудительные взносы и признали абсолютную

обязанность подданных любого государства «уступать» часть своих

доходов на общегосударственные нужды. Причем при конституционном строе

за основу налогообложения приняли не стоимостной признак (стоимость

получаемых услуг), а социальный (налогоспособность). Таким образом,

вернулись к абсолютной теории сущности налогов (классическая и

неоклассическая теории). Под налогами стали понимать «правильные,

периодические… законом установленные взносы граждан, производимые

ими, сообразно их доходам, на нужды государства» (Л. фон Штейн) [2. С.

501].

В табл. 1 автором сведены и проанализированы некоторые основные

общие теории налогов XVI–XIX веков [4. С. 54–195; 5. С. 378–379; 6. С. 6–7;

7. С. 32–43; 8. С. 59; 9. С. 91–94].

К концу XIX – началу XX века в экономической  мысли утвердились

две основные точки зрения. Первая: налоги – это «принудительные взносы

частных хозяйств, отчасти идущие на покрытие общественных

(государственных) расходов, отчасти  являющиеся средством изменения

распределения народного дохода» [10]. Вторая: «только общая сумма всех

уплачиваемых народом налогов равняется общей ценности услуг,

оказываемых государством, но отнюдь не каждый уплачивает ровно столько,

сколько стоят получаемые им от государства услуги» [1. С. 499]. Итак, говоря

современным языком, экономическая мысль начала ХХ века определила

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

налоги как относительно безвозмездный (индивидуально безвозмездный)

платеж.

5

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Т а б л и ц а 1

Основные общие теории налогов XVI–XIX веков,

производные относительной и абсолютной теорий налогов

Название теории Суть теории Представители Производная

1. Теория обмена Налоги носят возмездный характер. Через них граждане покупают у государства услуги по охране

границы, правопорядок и т.д.

Относительной

2. Теория

«общественного»

договора

С. де Вобан Относительной

3. Теория

«публичного»

договора

Налог –плата общества за выгоды от объединения людей в государство (например, совместно

осуществлять охрану границ дешевле и проще, чем если бы это делал каждый в отдельности).

Таким образом, налог –результат договора между гражданами и государством, по которому (так

как даже самое плохое правительство лучше беспорядка и анархии) все подданные вносят

государству плату: за правообеспечение, за охрану границ, за установление единой денежной

системы и т.п.

Ш. Монтескье Относительной

4. Теория жертвы

и наслаждений

Налоги –цена наслаждения, которое граждане получают от пользования  миром, общественным

порядком, правосудием, от возможности спокойного владения личной собственностью, развития

личности и т.д.

Н. Канар,

Д.С. Миль,

С. де Сисмонди

Относительной

5. Теория

страховой премии

Налог –это своеобразный страховой  платеж, уплачиваемый налогоплательщиками (коммерсантами,

просто подданными) правительству, чтобы оно смогло профинансировать обеспечение

правопорядка, охрану собственности, границ и т.п. Таким образом, налогоплательщики как бы

страхуют себя, свою собственность, свои права от кражи, войны, пожара и т.д.

А. Тьер,

Дж.Р. Мак-Куллох

Относительной

6. Классическая

(или либеральная)

теория налогов

Налоги –один из видов  государственных доходов. Они должны покрывать затраты по содержанию

правительства. Налоги не должны удовлетворять личные потребности граждан. В рыночной

экономике индивидуальные потребности должны удовлетворяться путем предоставления субъектам

(предпринимателям) свободы  действий, экономической свободы.  Именно правительства должны

обеспечивать развитие рыночной экономики, охрану жизни и частной собственности граждан

Ф. Кенэ,

А. Смит,

Д. Рикардо,

Абсолютной

7.

Неоклассическая

теория

налогов

Основной (и единственной) целью налогов является финансирование государственных расходов

(по сути это та же  классическая теория, но в более  «мягком» варианте). Вследствие неодинакового

влияния налогов на налогоплательщиков необходимо избегать искажений экономики

П.М. Годме,

А. Вагнер

Абсолютной

Ф ИН АН СЫИФ ИН АН СО ВОИ НВ ЕС ТИ ЦИ ОН НЫ Й  М ЕХ АН ИЗ М

6

Более поздние теории Дж.М. Кейнса (кейнсианская теория), М.

Фридмена (теория монетаризма), Дж. Мида и П. Годме (неоклассическая

теория), И. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи (неокейнсианская теория), а

также П. Самуэльсона и У. Нордхауза, К. Макконнелла и С. Брю, Р.

Майсгрэйва и П. Майсгрэйва, Дж. Лоджа, Дж. Стиглица, А. Лаффера, Г.

Стайна и других экономистов  исходили именно из этих выводов и

рассматривали влияние государственных методов руководства

(административных и экономико-правовых) на всю денежно-кредитную

систему страны. Налогам отводилась роль «встроенных механизмов

гибкости». Они превратились в инструмент финансово-кредитного механизма.

Экономисты стали рассматривать  работу принципов налогообложения  и

методы управления государством, а налоги превратились в обязательную

плату за получение общественного блага. Однако только общая сумма

налогов, уплачиваемых всеми налогоплательщиками, создает общественное

благо всего общества. В табл. 2 автором приведены основные экономические

теории конца XIX и XX века, в которых рассматривались и вопросы налогов

[4. С. 54–95; 7. С. 32–3; 11. С. 365; 12. Т. 1. С. 126, Т. 2. С. 206–09; 13; 14.

С. 596; 15. С. 7–0; 16. Гл. 28–9; 17. Гл. 2; 22. С. 119]. Причем первые четыре

теории названы по тем теориям в экономической литературе, частью которых

они являются, а оставшиеся не выделяются как самостоятельные теории

налогообложения и поэтому не имеют названий.

На развитие налоговой системы  оказывают влияние исторические

события, происходящие в конкретной стране.

В России на развитие налоговых теорий повлияло долгое существование

административно-командного стиля управления (монархия, диктатура

Информация о работе Теоретические основы налогообложения