Теоретические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:29, реферат

Описание

Налоги представляют собой главный инструмент перераспределения
доходов и финансовых ресурсов практически любого общества. Их история
насчитывает не одно тысячелетие и отражает конкретные условия развития
общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

теоретические основы.docx

— 36.22 Кб (Скачать документ)

пролетариата), что обусловило господство абсолютной теории. К началу ХХ

века правильной точкой зрения на налоги было признано мнение А. Вагнера

и Л. фон Штейна. Налоговая политика СССР стала строиться на базе

классовой идеологии. Именно классовая идеология послужила причиной того,

что в советский период, за исключением работ, опубликованных в 1920-е годы

(работы А.А. Тривуса, А.А. Соколова, С.Д. Шалимова и др.), отсутствовала

серьезная проработка теоретических основ налогообложения. Точка зрения,

что налог представляет собой «принудительный сбор, взимаемый

государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для

покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической

политики, без предоставления плательщикам… эквивалента» [18. С. 11] на

долгое время стала преобладающей. Основополагающим признаком налога

был признак, характеризующий смену форм собственности, поэтому

государственные предприятия вносили в бюджет платежи, в отличие от

физических лиц и предприятий колхозно-кооперативной собственности,

плативших налоги.

Конец ХХ века и переход к рыночной__экономике  сопровождался

изменением в политической жизни России и новым поворотом к

относительной теории. В 1995 г. финансист С.В. Барулин в журнале

«Финансы» [19. С. 25] обратил внимание на то, что налоги являются

своеобразной ценой «купли-продажи услуг государства», предоставляемых

налогоплательщикам. Однако это была единственная подобная публикация.

7

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Т а б л и ц а 2

Основные общие  теории налогов конца XIX и XX века

Название теории Суть теории Представители

1. Кейнсианская

теория (теория

государственны

х финансов)

Основная задача экономической  политики государства заключается  в управлении совокупным спросом.

Главным инструментом управления является государственный бюджет. Поэтому налоги выступают основным

рычагом регулирования экономики и от них зависит ее успешное развитие; экономический рост зависит от

денежных сбережений только в условиях полной занятости, достижение которой практически невозможно.

Большие сбережения не вкладываются в производство и являются пассивным  источником дохода. Они мешают

экономическому росту, поэтому их следует изымать с помощью налогов

Дж.М. Кейнс

2.

Монетаристская

теория

Основана на количественной теории денег. Рассматривает уменьшение вмешательства государства в

экономические процессы, стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Государственные

финансы уже не имеют такого значения, как в кейнсианской теории: предусматривается сокращение налогов и

государственных расходов, а также уменьшение денег в обращении с помощью соответствующей политики в

области государственного кредита. Поэтому и налогам отводится не столь значительная роль (как в

кейнсианской теории). Они являются одним из механизмов, воздействующих на денежное обращение, и при их

помощи изымается излишнее количество денег

М. Фридмен

3. Теория

переложимости

налогов

Появилась в последней  трети ХVII века (ее основоположником считают Дж. Локка). Рассматривая налоги как

обязательный платеж, исходят из того, что «человек, на которого формально распространяется действие

положения об уплате налога, и человек, платящий налог, –совсем не обязательно одно и то же лицо». Поэтому

в задачи государства должно входить: а) определение сферы возможного переложения основных видов

налогов; б) цивилизованное управление этим процессом

Э. Селигмен,

К. Макконнелл,

С. Брю, Д. Минз,

Р. Майсгрейв,

П. Майсгрейв

4.

Неокейнсианска

я теория

Рассматривая функционирование экономических систем (командную  экономику и экономику свободного

рынка), считают, что экономические системы всех стран представляют собой смешанную экономику, но

тяготеющую либо к командным, либо к рыночным методам управления. Анализируя несовершенство рынка,

полагают налоги государственным регулятором, с помощью которого государство «исправляет дефекты

рынка»

И. Фишер,

Р. Дорнбуш,

Р. Шмалензи

5. Наименьшей

совокупной

жертвы

Основной проблемой налогообложения  является понятие справедливости. Поэтому налоги должны

удовлетворять принципу наименьшей совокупной жертвы. При введении новых форм налогообложения никто

ни в коем случае не должен терпеть урон. «Условие, согласно которому совокупная чистая полезность,

получаемая при взимании налогов, должна быть максимальной, сводится тогда к условию, что совокупная

тягость должна быть минимальной»

Ф. Эджворт,

А. Пигу

8

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

О к  о н ч а н и е т а  б л . 2

Название  теории Суть теории Представители

6 Рынок  рассматривается не как самоцель, а как средство для достижения  социальных целей: для преодоления

классовых различий в обществе, для максимального  развития творческих сил и т.п. Поэтому  свободная частная

инициатива  и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства  в хозяйственной жизни страны.

Налоги  представляют собой основной доходный источник бюджета, и им отводится  роль регулятора

экономических процессов

Л. Эрхард,

О. фон  Нелль-Брейнинг

7 Рассматривая современную экономическую систему, отмечают средства, имеющиеся в распоряжении

государства для корректировки рыночных сил, относя к ним налогообложение: «декреты государства наряду с

государственными  расходами и налогообложением дополняют  систему цен в определении  экономической

судьбы  нации»

П. Самуэльсон,

У. Нордхауз

8 Налоги  являются важным фактором экономического  развития и регулирования (более  чем в кейнсианской и

монетаристской теориях). Считают, что высокое налогообложение отрицательно влияет на

предпринимательскую и инвестиционную активность, а это  приводит к уменьшению налоговых  платежей.

Снижение  ставок налогообложения и предоставление льгот теоретически должно привести к уменьшению

налогового  бремени и быстрому экономическому росту

М. Бернс,

Г. Стайн,

А. Лаффер

9

Доминирующей  продолжает оставаться точка зрения, при которой под налогами понимают

безвозвратную, безэквивалентную и срочную форму  принудительного взыскания с

налогоплательщиков  в соответствии с законодательством  части их дохода с целью удовлетворения

общественно необходимых  потребностей [20. С. 71].

С введением  Налогового кодекса, в котором налоги определены как «обязательный,

индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме

отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или

муниципальных образований» [21. Ст. 8. П. 1], попытки разобраться в сущности налогов

практически полностью  прекратились.

Проанализировав эволюцию представлений о природе  налогов (табл. 1 и 2), а также

современные точки  зрения на налоги, можно отметить, что  каждый из авторов рассматривает  их,

исходя из той  теории (абсолютной или относительной), которой осознанно или неосознанно

придерживается. Многие определения, делая акцент на различных аспектах, взаимно дополняют

друг друга. На наш взгляд, более обоснованным является определение сущности налога с точки

зрения реально  существующих денежных отношений, проявляющихся  в процессе изъятия

государством  части стоимости ВВП для формирования бюджета.

Уточним определение  налога, включив в него ряд основных моментов: во-первых,

независимо от объекта налогообложения источником налогов является часть ВВП; во-вторых,

изъятие этой части  ВВП осуществляется относительно безвозмездно (индивидуально

безэквивалентно); в-третьих, конкретный размер и периодичность  постоянного и обязательного

изъятия должны быть правозакреплены. Таким образом, регламентированные и

правозакрепленные государством денежные отношения, выступающие  в виде относительно

безвозмездного (индивидуально безэквивалентного) изъятия части ВВП в форме  обязательных

периодических взносов юридических и физических лиц в бюджет и/или во внебюджетные фонды

для обеспечения  потребностей общества, определяют сущность налогов.

Периодическая обязательность подразумевает обязательную и безусловную уплату налогов

всеми членами  общества как первейшую гражданскую  обязанность. Государство, участвуя в

перераспределении ВВП, выполняет все свои функции (по обеспечеиню экономического единства

территории, по охране границ и т.п.), поэтому у  него появляется право безусловного требования

уплаты налогов  всеми членами общества. А так  как государство постоянно должно выполнять свои

функции, то и  налоги должны поступать в его  распоряжение постоянно, что обеспечивается их

периодичностью.

Литература

1. Финансы и  кредит: учеб. пособие / авт. кол. под ред. А. Ю. Казака Екатеринбург: МП

«ПИПП», 1994.

2. Яроцкий, В.  Налоги / В. Яроцкий // Брокгауз  и Эфрон. Энциклопедический словарь

(репринтное  воспроизведение издания 1891 г.). М., 1996. Т. 40.

3. Всемирная  история экономической мысли:  в 6 т. М., 1987–1994; 1998.

4. Блауг, М.  Экономическая мысль в ретроспективе  / М. Блауг. М.: Дело ЛТД, 1994.

5. Годме, П.  Финансовое право / П. Годме.  М.: Прогресс, 1978.

6. Евстигнеев, Е.  Н. Основы налогообложения и  налогового права: учеб. пособие / Е. Н.

Евстигнеев. М.: ИНФРА-М, 1999.

7. Налоги и  налоговое право: учеб. пособие / под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-

Пресс, 1997.

8. Пушкарева,  В. История финансовой мысли  и политики налогов / В. Пушкарева.  М.:

ИНФРА-М, 1996.

9. Струм, Р.  Этюды по теории налогообложения  / Р. Струм, Э. Селигмен. СПб., 1908.

10. Wagner, A. Finanzwissenschaft / A. Wagner. Лейпциг, 1884.

11. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости,  процента и денег / Дж. М. Кейнс.  М.: Прогресс,

1978.

12. Макконнелл, К.  Экономикс: принципы, проблемы и  политика / К. Макконнелл, С. Брю;

пер. с англ.: в 2 т. Баку, 1992.

13. Самуэльсон, П.  Экономика / П. Самуэльсон. М., Прогресс, 1992.

14. Селигмен, Б.  Основные течения современной  экономической мысли / Б. Селигмен. М.:

Прогресс, 1968.

10

15. Сумароков,  В. Н. Государственные финансы  в системе макроэкономического

регулирования / В. Н. Сумароков. М.: Финансы и статистика, 1996.

16. Фишер, С.  Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш,  Р. Шмалензи. М., 1993.

17. Эрхард, Л.  Благосостояние для всех: репринтное  воспроизведение / Л. Эрхард. М.:

Начала-Пресс, 1991.

18. Сабанти, Б.  М. Финансы современной России: учеб. пособие / Б. М. Сабанти. СПб__


Информация о работе Теоретические основы налогообложения