Статистико-экономический анализ численности и состава населения Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение демографического состояния современной России, выявление тенденции и факторов, влияющих на данный ход развития демографии, а также предложение мероприятий по улучшению демографической ситуации в стране.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа численности и состава населения
1.1. Население как объект статистического изучения
1.2. Источники статистической информации о численности и составе населения
1.3. Статистические показатели численности и состава населения
2. Краткая характеристика Российской Федерации с анализом социально-экономических показателей
3. Статистико-экономический анализ численности и состава населения Российской Федерации
3.1. Анализ численности и состава населения по виду поселений (городское и сельское)
3.2. Группировка территорий (городов и районов) по численности населения
3.3. Анализ распределения населения по полу и возрасту
3.4. Анализ компонентов изменения общей численности населения
3.5. Расчет и анализ показателей динамики, и выявление основной тенденции развития численности населения
3.6. Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на уровень рождаемости
4. Прогноз численности населения Российской Федерации на перспективу. Мероприятия улучшения демографической ситуации в стране
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по статистике 3 курс.docx

— 182.36 Кб (Скачать документ)

Исходя из данных, полученных в  результате анализа ряда динамики, численности населения России продолжает падать. Значения цепных и базисных показателей показывают нам характеристику изменений уровней динамического  ряда. В частности, можно отметить резкое снижение значения цепного абсолютного  прироста в 2004 году, учитывая постоянный отрицательный прирост в течение  всех 5 лет, а затем происходит увеличение до 2009 года включительно. Показатели цепных темпов роста показывают, что текущая  численность населения в период с 2000-2004 гг. шла на убыль, а с 2005-2009 гг. начала увеличиваться.

В среднем ежегодно численность  населения уменьшается на 554,0 тыс. человек. Средний темп прироста показывает нам, что численность населения  РФ с каждым годом уменьшается  на 0,46%.

Основной тенденцией развития (трендом) называется плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени, свободное от случайных колебаний.

Задача состоит в том, чтобы  выявить общую тенденцию в  изменении уровней ряда, освобожденную  от действия различных случайных  факторов. С этой целью ряды динамики подвергаются обработке методами укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания.

Одним из наиболее простых методов  изучения основной тенденции в рядах  динамики является метод укрупнения интервалов. Он основан на укрупнении периодов времени, к которому относится  наблюдение.

Применим метод укрупнения интервалов:

Численность населения, тыс. чел.

 

146303,6

145649,3

 

144963,6

144911,78

144168,2

 

143474,2

 

142753,5

 

142221,0

142008,8

142160,26

141904,0

 

141914,0

 

 

Мы видим, что посчитав средний  уровень укрупнения интервалов наблюдается тенденция уменьшения численности населения РФ.

 

3.6. Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на уровень рождаемости

Таблица 11

Влияние фактора - прожиточного минимума на рождаемость

год

Прожиточный

 минимум(X)

Рождаемость

(тыс.ч)

(Y)

X*Y

X^2

Y^2

2001

1500

1311,6

1967400

2250000

1720295

2002

1808

1369,9

2476779

3268864

1876626

2003

2112

1477,3

3120058

4460544

2182415

2004

2376

1502,4

3569702

5645376

2257206

2005

3018

1457,4

4398433

9108324

2124015

2006

3422

1479,6

5063191

11710084

2189216

2007

3847

1610,1

6194055

14799409

2592422

2008

4593

1713,9

7871943

21095649

2937453

2009

5153

1764,6

9092984

26553409

3113813

2010

5688

1788,9

10175263

32353344

3200163

итого

33517

15475,7

53929808

131245003

24193624

в среднем

3047

1406,9

4902710

11931364

2199420


 

a=-в

b=

В результате проведения дополнительных расчётов и  решения системы нормальных уравнений  получились следующие коэффициенты регрессии:

b==0,232

 

а=1406,9-0,232*3047=699,996

Y=699.996+0,232X- уравнение регрессии.

Вывод: Рождаемость в среднем  увеличится на 0,232 чел,при увеличении прожиточного минимума на 699,996 руб.

1 Коэффициент корреляции

r =

 

r==0,99

Вывод: Коэффициент  корреляции равен 0,99, значит рождаемость  населения зависит от прожиточного минимума населения, соответственно связь  прямая( с увеличением прожиточного минимума будет повышаться рождаемость). И связь между признаки тесная.

2 Коэффициент  детерминации

R=

R=0.99

Вывод: Коэффициент  детерминации показал, что рождаемость  на 99 % зависит от прожиточного минимума населения. И на 1 % от других факторов.

3 Коэффициент  эластичности

=b*

=0,232*=0,51

3 Критерии Фишера

Fрасч =

Fрасч =

Fтабл = 5,32

Вывод: Fрасч >Fтабл, следовательно прожиточный минимум оказывает влияние на рождаемость в стране.

  1. Критерии Стьюдента

     =r

     =19,85

     =2,307

 

Вывод: Коэффициенты a и b сформированы не случайно, т.к  
.

 

 

 

Глава 4 Прогноз численности населения  Российской Федерации на перспективу. Мероприятия улучшения демографической  ситуации в стране

Прогнозные оценки дальнейшего  развития демографических процессов  в России

Исходя из характера демографических  процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок  более ранних лет, можно сделать  прогнозную оценку основных тенденций  развития демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о  необратимости происшедших в  России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение  модели семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран.

Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве  регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей.

В ближайшие десять лет следует  ожидать уменьшения численности  лиц моложе трудоспособного возраста. Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения  родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности  в трудоспособном возрасте.

Уже с 2010 г. удельный вес группы населения  старше трудоспособного возраста будет  выше, чем группы моложе трудоспособного  возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс  демографического старения населения.

По мере старения населения важнейшей  проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику  не только через давление на государственный  бюджет, но также может повлечь  за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих  десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут  приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать  в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной  репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4 % в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек.

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения  демографической ситуации в Российской Федерации

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства  законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения  женщин в период беременности и после  рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Важным шагом на пути улучшения  положения учащихся детей стало  принятие Федерального закона «О компенсационных  выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».

С целью расширения возможностей для  лечения и отдыха детей приняты  два федеральных закона: «О льготах  на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном  лечении» и «О льготе на проезд на междугородном  транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей«. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен  на защиту детей-сирот, оставшихся без  попечения родителей. В частности, федеральные законы: «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в  настоящее время, - борьбы с угрожающими  масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен  ряд законов, предусматривающих  оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации» устанавливает  правовую основу для определения  прожиточного минимума и его использования  при установлении минимальных государственных  гарантий денежных доходов граждан  и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации» были приняты два федеральных закона. Первый из них - «О государственной  социальной помощи» определяет порядок  оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения». Второй - «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году».

На улучшение важнейших демографических  показателей –

 здоровья населения, снижения  смертности, увеличения продолжительности  жизни также направлены федеральные  законы: «Об иммунопрофилактике  инфекционных болезней» и «О  санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения». Находятся на рассмотрении  в Государственной Думе проекты  федеральных законов «О здравоохранении  в Российской Федерации», «О качестве  и безопасности пищевых продуктов»  «О предупреждении распространения  туберкулеза в Российской Федерации». Кроме нормативно-правовых актов  законодательных органов власти  в Российской Федерации действует  целых ряд федеральных целевых  программ, призванных улучшить демографическую  ситуацию. В частности, следует  назвать федеральные программы  «Дети России», «Безопасное материнство».

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет  непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не  могут  в корне изменить демографическую  ситуацию в стране, которая требует  проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и  исполнительной властями, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся  демографическая ситуация требует  незамедлительного вмешательства  как государственных, так и всех гражданских институтов российского  общества.

С целью  определения стратегии государственной  социально-демографической политики необходима комплексная оценка и  мониторинг тенденций, факторов и последствий  социально-демографических процессов  на федеральном и региональном уровнях.

Выделяется  комплекс мер по решению демографической  проблемы:

Укрепление института семьи

Считается, что решение демографической  проблемы возможно лишь при осуществлении  перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.

Поддержка многодетности

В 1944 году были учреждены награды многодетным матерям. В 1952 году был введён двухнедельный декретный отпуск.

Орден «Мать-героиня» и «Материнская слава» были учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Статус и описание ордена «Материнская слава» утверждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года. Награждение орденом «Материнская слава» матерей производится только одним орденом соответствующей степени.

Информация о работе Статистико-экономический анализ численности и состава населения Российской Федерации