Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является статистическое изучение уровня и динамики себестоимости продукции.

В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: в теоретической части рассмотреть понятие издержек производства и себестоимости; изучить классификацию издержек производства и себестоимости; рассмотреть систему показателей статистики себестоимости; в расчетной части построить группировку предприятий по себестоимости продукции, определить тесноту связи между себестоимостью продукции и выпуском продукции; определить ошибку выборки среднего уровня себестоимости при заданной вероятности, рассчитать индексы себестоимости единицы продукции; в аналитической части провести анализ себестоимости продукции методом группировок, определить тесноту связи между себестоимостью 1 ц зерна, прибылью и затратами на его изготовление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Теоретическая часть……………………………………………………..……4

1.1. Понятие о себестоимости продукции, задачи статистики себестоимости………………………………………………………………………….…4

1.2. Статистическое методы изучение структуры себестоимости……6

1.3. Система показателей себестоимости продукции………………………11

1.4. Индексы себестоимости товарной продукции……………………………13

1.5. Пути снижения себестоимости продукции………………………………..15

2. Практическая часть……………………………………………………..…..18

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..….39

Работа состоит из  1 файл

статистика курсовик.doc

— 466.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ –

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Кафедра статистики

Курсовая работа

по  дисциплине «Статистика»

на тему: «Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции»

Вариант №25 
 
 

Исполнитель: Канарейкина Ольга Алексеевна

                   Специальность: БУА и А

                                                     Группа: день

                                     № зачетной книжки: 08УБД13299

                                    Руководитель: СТ.ПР. Козлов Г.Е.

 

                                                                                  
 
 
 

                                        Ярославль 2011  

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Теоретическая часть……………………………………………………..……4

1.1. Понятие о себестоимости продукции, задачи статистики себестоимости……………………………………………………………………………….…4

1.2. Статистическое методы изучение структуры себестоимости…………..…6

1.3. Система показателей себестоимости продукции…………………………11

1.4. Индексы себестоимости товарной продукции……………………………13

1.5. Пути снижения себестоимости продукции………………………………..15

2. Практическая часть……………………………………………………..…..18

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение. 

    Изучение  себестоимости продукции имеет  важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства  и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства  и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.

    Себестоимость продукции относится  к числу важнейших качественных  показателей, отражающих все стороны  хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.

     Целью курсовой работы является статистическое изучение уровня и динамики себестоимости  продукции.

     В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: в теоретической части рассмотреть понятие издержек производства и себестоимости; изучить классификацию издержек производства и

     3

себестоимости; рассмотреть систему показателей  статистики себестоимости; в расчетной части построить группировку предприятий по себестоимости продукции, определить тесноту связи между себестоимостью продукции и выпуском продукции; определить ошибку выборки среднего уровня себестоимости при заданной вероятности, рассчитать индексы себестоимости единицы продукции; в аналитической части провести анализ себестоимости продукции методом группировок, определить тесноту связи между себестоимостью 1 ц зерна, прибылью и затратами на его изготовление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Теоретическая часть

1. Статистические методы  изучения уровня  и динамики себестоимости  продукции

1.1.  Понятие о себестоимости продукции, задачи статистики себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использования  в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Необходимо  различать общую себестоимость  всей произведенной продукции – общая сумма затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость – затраты на производство одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится; среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В практике статистике различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.

Производственная  себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная  себестоимость – это сумма  расходов, связанных с производством  продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и

5

реализацию  единицы продукции. Калькуляции  составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.

На промышленных предприятиях применяются три основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: позаказный, попередельный и нормативный.

Позаказный  метод применяется чаще всего в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или на группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу.

Попередельный метод калькулирования себестоимости находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах - по трем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производство.

6

Нормативный метод учета и калькулирования  является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль за ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции.

Статистика  себестоимости продукции опирается  на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей  суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.

Анализирую  данные бухгалтерского учета и отчетности, статистика себестоимости решает следующие задачи:

  1. изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменения структуры на динамику себестоимости;
  2. дает обобщающую характеристику динамики себестоимости продукции;
  3. исследует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости, и выявляет возможности ее снижения.
 
 

1.2.  Статистическое методы  изучение структуры  себестоимости.

    Необходимость изучения структуры себестоимости диктуется тем обстоятельством, что затраты предприятия различны по своей экономической природе, играют различную роль в образовании себестоимости, различны по своей величине, следовательно, различны и по удельному весу в общей себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в однородные совокупности.

1. По  видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов. 
 

7

Первая  из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

  • материальные затраты;

    -     затраты на оплату труда; 

  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

      Вторая  группа затрат (по калькуляционным  статьям) используется при составлении  калькуляций (расчет себестоимости  единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг.

      По  статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и  относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются:

  • сырье и материалы;
  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  • отчисления на социальное страхование;
  • общепроизводственные расходы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • потери от брака;
  • общехозяйственные расходы (итого - производственная стоимость);
  • коммерческие расходы (итого – полная стоимость).
  1. По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) выделяют основные и накладные расходы. 

  8

    Основные расходы непосредственно  связанны с процессом изготовления  продукции, в частности, затраты  сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д. Эти расходы, как правило, являются условно – переменными: их общая величина связана с объемом произведенной продукции и примерно пропорциональна ему.

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции