Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, через 10-15 лет по решению  правительства проводится генеральная инвентаризация основных средств. Её задачами являются  выявление действующих и бездействующих основных фондов, их действительной современной стоимости, технического состояния и износа. Результаты инвентаризации сопоставляются с бухгалтерскими документами, являются  базой для переоценки стоимости основных средств и расчёта амортизационных отчислений.

Классификация. Признаки группировки основных фондов:

по назначению – производственные и непроизводственные. К производственным относятся основные фонды, используемые непосредственно в производственном процессе, к непроизводственным – не участвующие непосредственно в процессе производства;

по степени участия  в производственном процессе – действующие и недействующие. К действующим относятся фонды, находящиеся в эксплуатации, к недействующим – в запасе, на консервации и т.д.

по характеру участия – активные и пассивные. К активным – непосредственно воздействующие на предмет труда – это локомотивы, вагоны, силовые машины, станки, оборудование и др.,  пассивным – производственные  здания, сооружения, линии электропередач, железнодорожный путь и др.;

по принадлежности – собственные и арендованные  (краткосрочно и долгосрочно). Собственные основные средства учитываются на балансе предприятия, к которому они прикреплены, а арендованные  учитываются за балансом.

В основных производственных фондах выделяются следующие группы:

I. Здания – производственные и служебные здания локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, сигнализации и связи  и  т.д. (5,3-6,0%); 

II. Сооружения – путь со всеми его обустройствами и элементами, мосты, тоннели и т.д. (40,8-64,6%);

III. Передаточные устройства – устройства сигнализации и связи, линии электропередач и т.д.;

IV. Машины и оборудование – генераторы, паровые котлы и турбины, станки всех видов, опытные установки, оборудование мастерских (7,3-6,3%);

V. Транспортные средства – локомотивы, вагоны, автомобили и т.д. (46,1-22,8%);

VI. Инструмент;

VII. Производственный инвентарь и принадлежности;

VIII.Хозяйственный инвентарь;

IX. Рабочий и продуктивный скот;

X. Многолетние насаждении – деревья и кустарник, достигший определённой высоты для выполнения защитных функций;

XI. Капитальные затраты на улучшение земель;

XII. Прочие основные средства (0,5-0,3%).

 

 Структура основных средств  железнодорожного транспорта в  силу специфики его деятельности  значительно отличается от структуры основных средств других отраслей народного хозяйства.

Учёт основных средств на основе паспортов ведётся в натуральном  выражении  и  самых разнообразных единицах измерения – штуках, комплектах, единицах веса, длины, площади, объёма.  Однако для обобщения основных средств  их учёт необходимо вести в денежном выражении. Стоимостное выражение основных средств называют основными фондами.

Учёт в стоимостной форме  позволяет  определять удельный вес  основных средств железнодорожного транспорта в основных фондах всего народного хозяйства, структуру, степень износа и их использование.  Например, годовой выпуск продукции на 1 тыс. руб. основных фондов, как в целом по сети , так и по дорогам, проводя их сопоставление.  Кроме того, учёт основных средств в стоимостном виде вызывается необходимостью определения амортизационных отчислений, относящихся на издержки производства продукции и услуг.

 

Виды стоимости.

Учёт основных средств ведут  как по полной первоначальной  или  восстановительной стоимости, так и с учётом их износа.

Первоначальная стоимость  – это стоимость в ценах периода ввода их в эксплуатацию. При этом учитываются затраты не только на приобретение или сооружение объекта , но и монтаж, транспортировку, реконструкцию и модернизацию.

Восстановительная стоимость – это стоимость полного их воспроизводства на данный момент, т.е. в период  генеральной инвентаризации.

При анализе динамики основных фондов за ряд лет необходимо соблюдать условия однородности и неизменности цен на протяжении всего  ряда. Для этого используется индекс физического объёма основных фондов:

 

Iо.ф. =  åР1 Сн / åР0 Сн  ,

где   Р1 ,  Р0   - объём отдельных групп основных средств в натуральном выражении за отчётный и базисный период;

Сн  -  неизменная цена различных объектов основных средств.

 

Учёт основных средств по первоначальной стоимости показывает величину капитальных вложений в основные фонды. Но для ряда аналитических задач недостаточно знать размер основных фондов по первоначальной стоимости. Необходимо учитывать и их износ, т.е. величину стоимости, перенесённую на издержки производства продукции, и остаточную стоимость.

Наиболее  точный учёт износа может  быть определён по фактическому состоянию  основных средств с учётом их интенсивного или экстенсивного использования. При этом можно было бы определить величину ежегодного износа объекта в процентах к полной его стоимости (за вычетом остаточной стоимости). Но это очень трудоёмкая работа и она проводится применительно к отдельным средствам труда при условии их эксплуатации отличающихся от нормальных на основе фактических замеров  (например прокат бандажей ведущих и сцепных колёс локомотивов)  или экспертной оценки специалистов.

В действительности принимают, что  основные средства изнашиваются равномерно в течение всего периода их использования, т.е. срока службы. При этом различают полный срок службы основных средств K ,  истекший  n и оставшийся m .

Полным сроком службы считается период эксплуатации основных средств от момента их ввода до полного использования их потребительной стоимости. На его основе определяются ежегодные амортизационные отчисления.

Истекший срок  службы – количество лет от момента ввода объекта в эксплуатацию до даты, на которую рассчитывают  срок. Его называют рабочим возрастом основных средств.

Оставшийся  срок службы – это срок, который объект может служить до утери своих потребительских свойств.

При нормальных условиях эксплуатации основных средств: K = n +  m .

Техническую характеристику состояния  отдельных объектов основных средств  можно получить на основе сроков службы:

процент износа  dи = (n / K)*100  и степень годности  dg = (m / K) *100 .

Показатели износа и годности основных средств могут быть определены на основе стоимостных  характеристик. Исходной базой для этого служат первоначальная Np  или  восстановительная Nv стоимость.

Стоимость износа единицы основных средств без учёта ликвидационной  (Nk) стоимости в n-м году:  En = (N / K)* n , с её  учётом

 

En =((N- Nk) / K)* n = (N- Nk) n / K

 

Остаточная стоимость  Nn единицы основных средств без учёта и с учётом ликвидационной стоимости определяется соответственно:

 

            N          N(K-n)        m

   Nn =  N -  ---- n = -------- = N -----

                       K               K                 K

                            (N-Nk )                                           n                                 m 

Nn = (N – Nk) - ------ n  + Nk = (N – Nk)( 1 - ---) + Nk = (N – Nk)--- + Nk

                           K                                          K                             K

Средние значения степени износа  ¯d и  годности ¯dg основных фондов определяют из соотношения стоимости износа и годности к полной стоимости основных средств:

 

           åEa                                                       åNos

¯da= ------ 100                    ¯ dg = ------ 100

         åN                                     åN

где  åEa , åNos,, åN  - стоимость соответственно износа (амортизационные отчисления),  остаточная и полная.

Для определения среднего срока  службы совокупности основных средств  необходимо знать их первоначальную (или восстановительную) стоимость и стоимость их ежегодного износа  -  амортизационные отчисления - Ea . Тогда средние сроки службы основных фондов будут определяться:

полный    ¯K = åN / Ea

   истекший  (рабочий возраст основных фондов)  ¯n = åEn / Ea

оставшийся  ¯m = åNn / Ea

где  E - сумма ежегодных амортизационных отчислений всей совокупности основных средств:                         N

Ea = åea =  å ---

                                                 K

Средняя норма амортизационных отчислений определяется отношением суммы годовых амортизационных отчислений к полной стоимости всей совокупности основных фондов.

 

Показатели эффективности  использования основных средств.

 

Фондоотдача  - количество произведенной продукции, приходящейся на 1 руб. среднегодовой первоначальной стоимости основных производственных средств. Для железных дорог – это отношение приведенной продукции к стоимости основных фондов.

Fof =  å(pl)pg / N.

Фондоёмкость  Wof - показатель обратный фондоотдаче, т.е. характеризует величину основных фондов (вложенного капитала)  на единицу произведенной продукции. Для железных дорог – на приведенные тоннокилометры.

Уровень фондоотдачи   складывается под влиянием отдачи отдельных видов  основных средств (зданий, сооружений, транспортных средств и т.д.) и средней первоначальной  стоимости  (цены) однородных объектов. Поэтому показатель фондоотдачи дополняется рядом других показателей использования фондов – производительность локомотивов, вагонов и т.д.

Основные средства имеют  различное назначение и играют разную роль в процессе производства. В  связи с этим для определения  полезного результата или эффективности  использования основных средств принято рассчитывать систему коэффициентов: экстенсивной, интенсивной и интегральной нагрузки.

Коэффициент экстенсивной нагрузки  kex   характеризует степень использования планового фонда времени оборудования:

kex = t1 / tn ,

где t1, t - фактическое и плановое время работы оборудования за период (смену, сутки, месяц, год),  час.

Коэффициент интенсивной  нагрузки kint  характеризует степень использования мощности  оборудования:

kint = q1 /qn ,

где  q1 , q -  фактический и нормативный объёмы  полезного результата в натуральном выражении за  единицу времени – производительность оборудования.

Коэффициент интегральной нагрузки  kinteg  позволяет характеризовать загрузку оборудования по времени и мощности. Определяется как соотношение фактической выработки к потенциально возможной за календарное время:

kinteg     = q1 t1  / qn t = kex  kint

 

Движение основных фондов характеризуется коэффициентами поступления Kp ,  обновления Kob , выбытия Kv и выбытия по износу Kviz основных фондов, определяемыми отношением стоимости соответственно поступивших Np, обновлённых  Nob , выбывших Nv и выбывших  по износу Nviz основных средств к стоимости соответственно на конец Nкг и начало  Nнг  года:

Kp = Np / Nкг ,      Kob = Nob / Nкг,   Kv = Nv / Nнг ,    Kviz = Nviz / Nнг .

На практике  при расчёте показателей  движения основных фондов в знаменателе берут среднюю стоимость за год N = (Nнг + Nкг ) / 2.

Статистика технической  вооружённости

 

Для планирования и управления деятельностью  железнодорожного транспорта необходимо иметь данные о технической оснащённости предприятий  в натуральном выражении. Поэтому текущий учёт основных средств ведётся и в денежном,  и в натуральном выражении,  с группировкой их по конкретным видам, предприятиям и хозяйствам.

 

Показатели технической  вооружённости хозяйства пути.  Доля стоимости основных средств путевого хозяйства составляет свыше 50% от  общей стоимости фондов, используемых в основной деятельности железных дорог.

Показатели технической оснащённости пути дают характеристику протяжённости железных дорог с указанием по каждому рельсу типа, марки, года проката и укладки, технического состояния шпал, стрелочных переводов, рельсовых скреплений, балласта, искусственных сооружений, профиля и плана главных путей, участки горизонтальные, с уклонами и подъёмам, прямые участки и кривые с группировкой по радиусам кривой и др. Эти показатели необходимы для планирования всех видов ремонта и текущего содержания пути. В протяжённости пути различают понятия эксплуатационной, строительной, развёрнутой, виртуальной и приведенной длины путей.

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта