Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:03, курс лекций

Описание

1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.
2. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политические идеи античности (Греция, Рим).
4. Политическая мысль Средневековья.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
6. Политико-правовая традиция США.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
8.) Политические концепции Новейшего времени.

Работа состоит из  1 файл

Политология 1-5.docx

— 67.29 Кб (Скачать документ)
  1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.

Одной из самых молодых  наук является политология. Хотя история  и теория политики уходят корнями  в далёкое прошлое человеческого  общества, статус науки политология  получила по решению ЮНЕСКО лишь в 1948 году.

Политология – это наука  о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных  силах и стимулах, нормах и принципах  политической деятельности.

В структуре политики выделяют следующие элементы:

  • Форма (политические институты и нормы)
  • Содержание (политические ценности, модели поведения, механизмы принятия решений)
  • Процесс (политические отношения).

Ключевой категорией политологии является политика.

Политика – явление  сложное и многогранное.

Политику можно определить как сферу деятельности, связанную  с отношениями между социальными  группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования  государственной власти. Политика также  включает деятельность в сфере отношений  между государствами.

Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь  общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

Назначение политологии  для общества раскрывается в ее функциях.

- Познавательная функция заключается в исследовании многогранности политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития.

- Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.

- Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.

- Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.

- Политическая социология - формирование гражданской культуры.

Политическое знание помогает понять человеку свою роль в мире политики, вооружает его политическим опытом и осознанием своих прав и возможностей.

В зависимости от масштабов  и уровня осуществления политики выделяют:

- мировую (международную)

- национальную (государственную)

- региональную (локальную).

 

  1. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.

Около 1500 г. до н.э. Индия была захвачена ариями. Эпоха от пришествия ариев до появления первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведийской, т.к. именно к первым векам владычества ариев относятся и древнейшие их произведения - веды (древнеинд. веда – знание), сборники священных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуалов, толкований и комментариев к священным текстам, фрагменты которых можно истолковать как правила поведения. На протяжении столетий культура ариев смешивалась с культурой жителей завоеванных территорий. Так происходил процесс формирования брахманизма.

Брахманизм. «Законы Ману».

Брахманизм (по имени бога-создателя  – Брахма) – религиозно-философская  система, развившаяся из ведийской  религии в середине 1-го тыс. до н.э. Одно из краеугольных положений идеологии  брахманизма - догмат о перевоплощении душ, концепция кармы, т.е. сумма злых и добрых дел каждого человека определяет форму последующего рождения. Хорошая карма, связанная с выполнением  предписаний, установленных для  каждой касты, гарантировала удачное  рождение в качестве князя, брахмана и т.д. Именно эта концепция кармы  во многом способствовала ослаблению в обществе социальной напряженности.

Поведение человека и его  будущие перерождения брахманы оценивали  в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы. Дхарма- комплекс религиозных, нравственных, социальных и правовых обязанностей человека, определяемый его общественным положением, это совокупность установленных правил (первоначально религиозных), соблюдение которых необходимо для подержания миропорядка. Дхарма – прежде всего обязанность, а не права. Эти правила (дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали, права. Дхармы определяли формальные основания для обращения в суд, способы приобретения собственности, условия и последствия применения необходимой обороны и др.

Дхармасутры – древнейшие индийские сборники, в которых  изложены правила поведения членов различных каст. Они написаны стихами  вперемежку с прозой и представляют собой большей частью короткие правила, предназначенные для заучивания наизусть.

Дхармашастры - сборники, своды  правил, которые составляли сначала  брахманы для своих учеников, затем  и известные ученые. Со временем они были признаны авторитетными  источниками права. Это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего, религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но одновременно и сборники, включающие нормы действующего обычного права. Наиболее известны «Законы Ману» (2 век до н.э.).

В ведах описывались два  пути происхождение светской и царской  власти: создание правителя богами (или учреждение его власти по воле богов) и избрание правителя людьми (по воле богов). Избирая правителя, подданные не связывают его определенными  условиями, они не вправе расторгнуть  договор. Господствует патриархальная концепция власти: правитель должен заботься о подданных, но ответственен только перед богом. Цель государства  – защита слабых и создание условий  для соблюдения дхармы.

Политическим идеалом  брахманизма было своеобразное теократическое государство, где царь правит под  руководством жрецов, Более того, брахманы претендовали на то, чтобы монархи  признавали верховенство религиозного закона над светским.

Ведийская эпоха с ее идеологией брахманизма заканчивается в  середине 1-го тысячелетия до н.э.

Буддизм.

Около 500 г. до нашей эры возникает крупнейшее антибрахманистское учение - буддизм. Буддизм – религия, к которой нельзя принадлежать по рождению (в отличие от брахманизма). Обращение в буддизм – результат осознанного выбора.

В центре учения буддизма лежит  идея повторных рождений человека. Всякое очередное бытие несет  новое страдание, а освобождение от него только нирвана - состояние  покоя, полная свобода от внешнего мира.

Буддизм отвергает теорию божественного происхождения царской  власти. Происхождение государства  объясняется решением людей избрать  правителя после того, как возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и  насилие. Собравшись вместе люди, избрали  правителя, согласившись отдать ему  часть урожая риса. Идея выборов  проводится в отличие от брахманского учения без божественного вмешательства  или одобрения. Подчеркивается, что  государство появилось вместе с  конфликтами из-за собственности  на землю.

Вопросам права уделяется  мало внимания. Но отвергалась идея о боге как первоисточнике закона, восхвалялась дхарма, т.к. она есть управляющая  миром природная закономерность, естественный закон, ее надо знать и  следовать ей. А восхваление дхармы есть восхваление законности. Буддизм  проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Он призывал не к  изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.

Индуизм. Дальнейшая история  индийской общественной мысли связана  с возникновением и утверждением индуизма, представляющего собой  целый комплекс религиозно-философских  взглядов, впитавшего элементы брахманизма, буддизма и некоторых других верований.

Политические  и правовые учения Древнего Китая

Многовековая история  Китая породила многочисленные философские  идеи, из них даосизм, конфуцианство, моизм и легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. И конечно буддизм, который  в I веке проникает в Китай и  к шестому веку получает широкое  распространение. Конфуцианство, буддизм  и даосизм, оставаясь самостоятельными учениями, в китайском мировоззрении  сливаются в одно целое.

Даосизм – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.

Принципы даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин» (Канон пути и благодати), автором которой  предположительно является Лао-дзы (в  другой транскрипции Лао Цзы).

Важнейшие категории даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать). Дао объявляется источником многообразия мира, матерью всех вещей. Это некий  путь, которым должны следовать все - и существа, и предметы. Основной принцип даосизма – принцип «естественности», который подразумевает достижение идентичности индивида с сущностью  мира, его слияние с дао. Главным  методом достижения естественности является «недеяние», отказ от любой  целенаправленной деятельности. Он понимается как призыв: к властям воздержаться от притеснения народа, от установления непомерных налогов и запретительных законов; к народу - быть почтительным к родителям, верным в дружбе и  по отношению к князю, честным, искренним  и т.д. Принцип «недеяния» означал  и проповедь пассивности, отказа от письменности, орудий труда, отлучения  народа от знаний («трудно управлять  народом, когда у него много знаний»). Идеал даосизма – царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее все искусственное, в том числе и созданные  людьми законы.В начале V в. окончательно формируется вероучение и ритуал даосизма, и он становится государственной  религией.

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э.

Конфуций придерживался  патриархально-патерналистской концепции  государства. Государство - это большая  семья. Мудрый правитель, действующий  добрым примером и заботящийся о  благе, подобно главе семьи не должен быть стеснен в выборе средств  воздействия. Конфуций был сторонником  аристократической формы правления, т.к. по его мнению, управлять государством должны благородные мужи во главе  с государем, а не народ. Но аристократия – это люди благородные не по происхождению, а по нравственным принципам  и поведению.

 Конфуций скептически  относился к попыткам управления  посредством законов, исполнение  которых обеспечивалось наказанием. Главное средство воздействия  на людей – мораль, ритуалы,  а законодательство должно играть  лишь вспомогательную роль. Именно  ритуалы – стержень воспитательного  процесса, процессуальная основа  взаимоотношений. 

Конфуцианство отрицает принцип  недеяния. в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы. Поэтому  человеку необходимо разрабатывать  правила и обычаи, сообразуясь  с законами природы. Человека возможно убедить поступать определенным образом, воспитывать его. Лишь в  крайнем случае правильное поведение  достигается с помощью наказания  со стороны государства.

Моизм. Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении Мо-цзы (Мо Ди) (479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов.

Он проповедует взаимную благожелательность людей и особенно благожелательное отношение господ и правителей к «низшим», сильных  – к слабым. Мо-цзы осуждает роскошь  вельмож, излишние траты монарха  и его приближенных, требует повышения  жизненного и культурного уровня простого народа. Он мечтает о том, чтобы по возможности была сглажена противоположность богатых и  бедных, правящих и управляемых.

Он заявляет, что от недостатка взаимной любви проистекают все  грабежи, насилия, угнетение слабых сильными, все беспорядки и волнения.

Критикуя существующий государственный  строй, он осуждает расточительность государя, непосильные налоги, нечестность  и высокомерие министров. Он объявляет  обязанностью монарха заботиться о  благосостоянии и счастье народа.

Для обоснований своего взгляда  на задачи и объем власти государя Мо-цзы прибегает к договорному  учению о происхождении государственной  власти. Некогда, заявляет он, люди жили, не имея ни законов, ни правительства, ни признанного вождя, и, так как  они держались различных взглядов, между ними постоянно возникали  раздоры. Тогда они выбрали мудрого  и способного человека и сделали  его своим государем, а в помощь ему придали трех советников –  министров.

Поступили они так не для  того, чтобы сделать вождей знатными и богатыми, а для того, чтобы  они служили народу, приумножая его  благосостояние. Отсюда Мо-цзы делает вывод о том, что власть государя не может быть неограниченной, что  монарх должен прислушиваться к голосу мудрых советников, совещаться с людьми и полагаться на действие естественного  закона.

Мо-цзы мечтает о том  времени, когда правители будут  соблюдать естественный закон –  дао, когда будут уничтожены хитрость и нажива. Тогда небо и земля  сольются в гармонии, наступят счастье  и благополучие и народ без  приказания успокоится.

Легизм (по-китайски «фа-цзя» - буквально законники) – философско-политическое учение, противное учениям даосизма и конфуцианства.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"