Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:02, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по статистике железнодорожного транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по ст.ж.д.1.doc

— 651.00 Кб (Скачать документ)

ång1   = ång0   + ångр.0   -  ångv.0

По отделениям расчёт аналогичен, только данные о поступлении и выбытии дополняются данными о поступлении и выбытии с других отделений.

Балансовое наличие  вагонов определяется как в целом, так и по роду вагонов. Род вагона устанавливается действующей системой нумерации грузовых вагонов.

Основную статью поступления и  выбытия вагонов составляют приём  и сдача  их  от  и на соседние дороги. Поэтому на стыковых станциях организован текущий учёт перехода вагонов на основе натурного листа поезда с натурной проверкой данных первоисточника.  Данные натурного листа поезда заносятся в Журнал учёта перехода вагонов и контейнеров (ДУ-11) , итоги  - в ф.ДУ-1 и передаются в НОДУ и НЧ или ИВЦ  ежесуточно.

Кроме того ежесуточно определяется постанционное или  оперативное наличие  вагонов ånор  (по дороге или отделению - как сумма вагонов на станции и в поездах, находящихся на отчётный момент на участках, по графику движения).

  За отчётную величину наличного парка вагонов принимается балансовая, а разница между балансовой и постанционной  относится на рабочий парк и распределяется пропорционально между гружёными и порожними.

За декаду и месяц наличие  парка характеризуется среднесуточным наличием, которое определяется как средняя арифметическая простая, т.е.как средняя интервального ряда динамики:

ån = ån t / t ,

где  t  - число календарных дней в периоде.

Базой для текущего учёта наличия  вагонов является перепись вагонов,  по результатам которой определяется то исходное наличие вагонов, от которого ведётся текущий учёт в следующих периодах. База позволяет проверить правильность учёта наличия вагонов по сети и подразделениям.

Перепись проводится в мае в  назначенный день  по состоянию  на 8.00 московского времени одновременно по всей сети. На станциях прекращается маневровая работа, поезда не останавливают, их учитывают на заранее определённых станциях в момент длительного простоя, за этими поездами устанавливается диспетчерский контроль.

В списках содержится: номер, род, грузоподъёмность и тара вагона, отметка об использовании (рабочий или нерабочий парк), для вагонов рабочего парка – гружёное или порожнее состояние, для нерабочего парка – категория нерабочего состояния (для вагонов клиентуры – наименование владельца), год постройки и заводского ремонта, для цистерн – род перевозимого груза (согласно трафарету).

Результаты переписи сверяют с  текущим учётом. Бывают расхождения. Правило: если вагон не показан тремя последовательными переписями, его исключают из инвентарного парка и наоборот.

Вагоны пассажирские. Наличный и инвентарный парки между собой почти не различаются. Пассажирские вагоны приписаны к дороге и депо. Вагоны, предназначенные для перевозок в местном и пригородном сообщении обращаются в пределах дороги приписки. В прямом сообщении обслуживаются работниками дороги приписки и те несут ответственность за их техническое состояние.

Наличие пассажирских вагонов –  это их инвентарный парк. Инвентарное наличие меняется только при поступлении новых вагонов с завода или перечислением с других дорог, а также за счёт выбытия негодных из инвентаря или передачи на другие дороги.

Учёт инвентарного наличия осуществляется по состоянию на 01 января, апреля, июня, июля и сентября ежегодно.

 

Лекция 8.  Статистика технического состояния и ремонта подвижного состава

 

Для характеристики технического состояния  и ремонта подвижного состава – следующие признаки: вид ремонта, место ремонта, вид неисправности, момент начала и окончания ремонта.

Показатели технического состояния локомотивного парка:

численность локомотивов, находящихся в неисправном состоянии (локомотивов в среднем в сутки);

процент неисправных локомотивов;

средний пробег локомотивов между  ремонтами;

средний наибольший прокат бандажей;

средняя наименьшая толщина бандажей.

Процент неисправных локомотивов рассчитывается общий, заводской (включая ожидание и пересылку на завод), деповской (выделяя долю локомотивного парка в неплановом ремонте и на тех.обслуживании).

% неисправных локомотивов зависит  от факторов: возрастной состав  локомотивов, интенсивность их работы и качество ремонта. Первые два фактора объективны и их учитывают при установлении нормы % неисправных локомотивов. Техническое состояние парка оценивается сопоставлением фактического % неисправных локомотивов с установленной нормой.

Показателем технического состояния вагонного парка является число неисправных вагонов (среднесуточный остаток). Для грузовых вагонов определяется по месту их нахождения, для пассажирских – по дороге (депо) приписки.

Ремонт подвижного состава характеризуется: количеством неисправных единиц, выпуском их из ремонта, средней продолжительностью ремонта отдельно для планового и непланового.

Плановый ремонт – связанный с поддержанием подвижного состава в рабочем состоянии. Локомотивы – после установленного пробега, вагоны по истечении срока, установленного между ремонтами.

Виды ремонтов – капитальный, средний (заводские), годовой, текущие (ТР-3, ТР-2, ТР-1) и техническое обслуживание (ТО-3)  (деповские). По каждому виду ремонта учитывается выпуск локомотивов из ремонта, время нахождения в ремонте и его ожидании.

Неплановый ремонт – потребность возникает до истечения установленных норм работы или срока между видами планового ремонта. По неплановому ремонту определяется число случаев (с распределением по узлам и деталям)  ремонта и общий простой, включая время ожидания.

По вагонам плановый ремонт – заводской и деповской. Текущий (неплановый) делится на ремонт с отцепкой и без отцепки  от поезда. Последние в число неисправных не включаются.

Учитываются отдельно по грузовому и пассажирскому паркам, по виду ремонта.

  Выполнение программы ремонта учитывается  числом отремонтированных вагонов (пас. парка), а по грузовым ещё и временем простоя в ремонте с распределением по элементам простоя.

По локомотивам определяется межремонтный пробег и сравнивается с установленной нормой пробега. (общий пробег локомотивов MS  делится на выпуск локомотивов из ремонта).

 

Показатели работы подвижного состава.

 

Основная задача в области эксплуатации подвижного состава – освоение объёма перевозок по возможности меньшим парком подвижного состава. Решать её можно путём поставки более мощных и скоростных локомотивов и более грузоподъёмных вагонов, а также путём лучшего использования имеющегося парка подвижного состава.

Объектом наблюдения статистики подвижного состава являются эксплуатируемая (рабочая) часть  наличного парка.

Единицы наблюдения – локомотив, вагон, секция электро- и дизель-поездов.

Единицы измерения – локомотиво-км, вагоно-км, локомотиво-часы, вагоно-часы и тонно-км.

Учётные признаки: тип тяги, род движения, род вагона и его эксплуатационное состояние, масса груза и масса тары вагона, число вагонов в поезде, масса поезда нетто и брутто, вид работы и нерабочего состояния, вид простоя подвижного состава, протяжённость поездо-участков и перегонов и.т.д.

 

Показатели объёма эксплуатационной работы

 

Грузооборот нетто  эксплуатационный å(pl)n   - объём перевозочной работы с учётом фактического перемещения груза. Определяется на основе маршрута машиниста (ф.ТУ-3) и исчисляется как сумма массы нетто поезда Qn  на длину поездо-участка S:

å(pl)n   =  å Q S

Эксплуатационный грузооборот å(pl)n   не равен тарифному åppl, но близок к нему. Причины:

1) несовпадение момента учёта (тарифный  по окончании перевозки и учитывается  в месяц её завершения, эксплуатационный – по моменту совершения перевозки и учитывается в этот же период);

2) методика определения показателей  (кружность);

3) мера округления протяжённости  (тарифный –до 1 км, эксплуатационный – до 0,1 км).

Грузооборот брутто å(pl)b - определяется умножением массы поезда брутто Qb (без массы локомотива)  на пройденное  расстояние S:

å(pl) =  å Qb S

К числу важнейших показателей  объёма  эксплуатационной работы относятся следующие показатели:

Погружено   åugr     и выгружено   åu в вагонах.

Принято гружёных вагонов  åupr.               

Для сети   åuсети =åugr     =åu

Для её подразделений åuдорог, отделений = åugr   +    åupr.           

Вагонооборот станции  W  - количество вагонов, переработанных станцией в отчётный период  (сумма прибывших и убывших вагонов).

Число случаев простоя локомотивов на станциях приписки åzpr ,  оборота åzob     и смены локомотивных бригад   åzsm     - показатели числа технологических операций локомотивов.

Число грузовых åzgr    и   технических åztr    операций, в том числе с переработкой åztr-p   и без переработки  åztr-br         - показатели числа технологических операций грузовых вагонов.

 

Пробег подвижного состава.

Общий пробег локомотивов в локомотиво-км  - åMS.

Линейный пробег - åmls – суммарный пробег поездных локомотивов по перегонам –лок-км  разделяется на - основной (в голове поезда) åms  и вспомогательный:  в двойной тяге, в одиночном следовании, в подталкивании.

Вспомогательный пробег делится на следующие части:

åmdt s –  пробег локомотива в двойной тяге

åmos s - пробег локомотива в одиночном следовании

åmt s  - пробег локомотива в подталкивании

Пробег вторых локомотивов  по системе многих единиц  åms s  - локомотив во главе поезда за первым, составляющим с ним единую систему, управляются оба одной локомотивной бригадой по одному документу (маршруту машиниста) и к вспомогательному пробегу не относится.

Маневровая работа, прочая работа (дезинфекция и промывка вагонов, снабжение водой пассажирских вагонов, тушение пожаров и т.д. не более 24 часов подряд)  учитывается величина условного пробега в локомотиво-км.

Простой в рабочем  состоянии  - простой на промежуточных станциях в составе поезда,  в ожидании работы, под экипировкой и техническим осмотром.

Для перевода затрат времени локомотивов на маневровой работе и простое в рабочем состоянии используют коэффициенты для перевода в условный пробег:

1час маневр. = 5 км пробега, 1 час  простоя = 1 км пробега

Общий пробег вагонов – åns -  вагоно-км  - отдельно по пассажирскому и грузовому паркам на основе маршрута машиниста.

Пробег вагонов  пассажирского парка  ånps   включает пробеги моторвагонного подвижного состава, багажных, почтовых и прочих. Пробег моторвагонного подвижного состава определяется ещё и в секцие-км. В маршруте машиниста указывается число секций в поезде и состав каждой из них (количество вагонов).

Пробег вагонов  грузового парка ångs   - пробег гружёных ångrs   и порожних ånrs   вагонов с подразделением по роду вагонов.

Пробег вагонов распределяется следующим образом:

-пассажирское движение, в т.ч. пригородное;

-грузовое движение, включая передаточные  и вывозные поезда;

-грузовое движение без передаточных  и вывозных поездов;

-хозяйственное движение.

 

Затраты времени эксплуатируемого (рабочего) парка подвижного состава.

Затрата времени эксплуатируемого парка локомотивов – время на перевозках  (поездной работе) и вспомогательной работе, в локомотиво-часах, секцие-часах.

åmtulok   =  åmtdvlok +   åmtstlok

 åmtdvlok - затраты времени локомотивов на перегонах

åmtstlok   - затраты времени локомотивов на промежуточных станциях

 

Схема группировки  бюджета времени локомотивов  по элементам 

производственного цикла.

 

Эксплуатируемый парк, локомотиво-сутки

åmtrb

 

В работе на участках    В технологическом простое на станциях

              åmtulok

 

Во главе В двойной Вторым локомо-    Оборота Приписки  Смены   

поездов      тяге             тивом по системе     åmtob    åmtpr            локомотив-

многих единиц              ных бригад

                                                                                                                                              åmtsm 

                                                                                                            

В одиночном     В подтал-    

следовании    кивании  На станцион-  На станцион-       На путях локомо- 

                                                                 ных    путях    ных путях            тивного депо       

 

В том числе на промежуточных

     станциях, маневровой 

       работе и простои

 

Схема группировки  вагоно-часов по элементам производственного  цикла.

 

Вагоно-часы рабочего парка

åntrb

 

 

В поездах на участках      На станциях

       åntu                 åntst

 

 

Информация о работе Курс лекций по статистике железнодорожного транспорта