Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Счёт производства и его показатели……………………………………3
1.1 Валовой выпуск как макроэкономический показатель СНС………………3
1.2 Методология расчёта валового выпуска продуктов и услуг и связанных с ним затрат…………………………………………………………………….11
Глава 2.Анализ структуры и динамики валового выпуска……………………14
2.1 Структура выпуска в сфере рыночных услуг……………………………...14
2.2 Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 852.50 Кб (Скачать документ)

   Обращает на себя внимание более низкая, чем в реальном секторе, производительность труда в торговых организациях, несмотря на то, что выпуск отрасли «торговля» рос наиболее значительными темпами. Аналогичная ситуация практически на всем анализируемом периоде наблюдалась по видам деятельности «транспорт и связь», «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «государственное управление». Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время трудовые ресурсы в отечественной экономике распределены неэффективно: по итогам 2006 г. производительность труда была ниже, чем в реальном секторе, у почти 65% занятых в сфере услуг (без учета занятых в образовании и здравоохранении).  

   За рассматриваемый период изменялась не только роль сферы услуг в целом в формировании ВВП и в функционировании экономики, но и структура самой сферы услуг (рис. 2), что было вызвано переходом к рыночным принципам хозяйствования. Такие традиционные виды деятельности, как транспорт или жилищно-коммунальное хозяйство, сократили свой выпуск (и соответственно долю в выпуске сферы услуг). Увеличился выпуск отрасли «связь», что, в частности, является следствием появления и бурного развития в стране мобильной телефонной связи.

    Самые существенные изменения связаны с изменением роли торговли. Если в 1990 г. выпуск этой отрасли составлял лишь около 17,5% выпуска всей сферы услуг, то в 2000 г. ее доля составила уже 39%, а в 2007 г. - 35%. Это объясняется воздействием нескольких основных факторов. Во-первых, существовала необходимость расширения этой отрасли при переходе от плановой к рыночной экономике, когда всем предприятиям реального сектора необходимы были услуги торговых посредников для налаживания новых межпроизводственных связей. Во-вторых, большая часть краткосрочных инвестиций (а в России подавляющее большинство инвестиций до 1998 г. - краткосрочные) направлялась именно в сферу торговли, так как здесь период окупаемости самый низкий, что привлекало инвесторов в условиях высокой инфляции. В то же время имело место и такое явление, как холдинговая прибыль, т. е. изменение стоимости товаров в результате повышения цен за время нахождения их в запасах. Таким образом, предприятия торговли имели возможность привлекать финансовые ресурсы для увеличения объема услуг с тем, чтобы обеспечивать растущий спрос со стороны экономики.

   Появились и новые виды экономической деятельности. Это прежде всего услуги финансового посредничества, которые сразу же не только заняли прочное место в новой структуре экономики, но и начали играть одну из определяющих ролей в функционировании народного хозяйства. Однако применяемый до последнего времени условный метод исчисления выпуска отрасли «финансы, кредит, страхование», который не учитывает импорт этих услуг и их конечное потребление, занижает реальное значение выпуска этой отрасли.

   Несмотря на неблагоприятные тенденции в таких видах деятельности, как жилищное и коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, образование, их доля в суммарном рыночном выпуске сферы услуг выросла за период 1991-2003 гг. с 5,9 до 11,5%. Именно в этих отраслях в период реформ особенно четко прослеживался переход от оказания нерыночных услуг к реализации услуг по рыночным ценам, что при прочих равных условиях естественным образом увеличивало выпуск этих отраслей, измеряемый в рыночных текущих ценах.

   Как показано на рис. 2, сильно увеличилась (с 3,1 до 6,3%) доля в общем объеме ВВП добавленной стоимости отраслей, названных «прочими». К ним отнесены, прежде всего, такие «некрупные новые» отрасли, как информационно-вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, а также традиционные - геология, шоссейное хозяйство, управление и деятельность организаций, обслуживающих сельское хозяйство.

   Обращает на себя внимание и уменьшение доли нерыночных услуг, что обусловлено двумя причинами: во-первых, переводом в ходе реформ многих видов услуг из разряда нерыночных в рыночные, и во-вторых, более высокими по определению ценами на рыночные услуги, что даже при прочих равных условиях должно было сократить долю нерыночных услуг в общем выпуске сферы услуг, измеряемом в текущих ценах.

Чтобы избежать влияния разного уровня роста цен на различные виды услуг, рассмотрим динамику изменения структуры выпуска сферы услуг в постоянных ценах (рис. 3). Прежде всего, обратим внимание на то, как менялась доля нерыночных услуг.

Несмотря на достаточно распространенную точку зрения о том, что в годы реформ доля услуг, оказываемых населению по нерыночным ценам и финансируемых из государственного бюджета, по сравнению с платными услугами сильно сократилась, динамика структуры услуг в постоянных ценах, отраженная на рис. 3, имеет совершенно другую тенденцию. Хотя объем нерыночных услуг снизился к 1995 г. на 25%, на всем периоде 1991-1999 гг. доля физического объема нерыночных услуг в общем объеме выпуска сферы услуг не опускалась ниже 26,5%, и лишь к 2003 г. немного снизилась до 23,3%. Очевидно, что если рассматривать эту динамику в ценах 1990 г., цифра была бы даже больше (порядка 40%).

   Данный факт объясняется тем, что уровень благосостояния российских граждан не позволял существенно снизить уровень услуг, оказываемых по заниженным ценам (а точнее, увеличить объем платных услуг). И только с 2000 г., когда начался некоторый подъем реальных доходов населения, стало возможным увеличение потребления платных услуг. В итоге к 2003 г. физический объем платных услуг вернулся на уровень 1991 г., а объем нерыночных услуг увеличился до 82% по сравнению с 1991 г.

   Значительный интерес с точки зрения оценки роли сферы услуг в современном воспроизводственном процессе представляет попытка оценки меры соответствия уровня и динамики развития отраслей сферы услуг реальным потребностям национальной экономики. Эта часть анализа роли отраслей услуг в функционировании народного хозяйства (прежде всего реального сектора) была выполнена на основе учета характера межотраслевых связей, представленных в межотраслевых балансах производства и распределения продукции (МОБ), или, иными словами, в таблицах «затраты - выпуск».

   Согласно данным таблиц «затраты - выпуск», в период 1990-1995 гг. в промышленности доля услуг в структуре затрат повысилась в 2,7 раза (до 48,5% общей величины затрат), в строительстве - в 2,2, в сельском и лесном хозяйстве - в 1,6, в самой сфере услуг - в 2,6 раза. В дальнейшем, вплоть до 2003 г. (на всем временном интервале, для которого имеются данные по МОБ в текущих конечных ценах) ситуация кардинально не менялась.

    Наибольшие колебания наблюдались для услуг торгового посредничества: с 1990 по 1995 г. их доля резко увеличилась в структуре затрат промежуточного потребления промышленности - с 6,7 до 35% (в 5,2 раза). Не столь резкое увеличение наблюдалось в сельском и лесном хозяйстве - в 1,5 раза (с 7,1 до 10,5%).

   Содержательные результаты были получены при сопоставлении динамики структуры промежуточного потребления реального сектора экономики в ценах конечного потребления и в ценах производителей. Рассмотрение МОБ в ценах производителей позволяет исключить влияние прежде всего торговой наценки, имеющей значительный удельный вес в цене конечной реализации продукции.

    В отраслях промышленности в 1990 г. промежуточное потребление в ценах производителей и в ценах конечного потребления различалось незначительно (всего на 9%), что являлось естественным для экономики советского периода, когда распределение производственных ресурсов и продукции производилось централизованно, по фиксированным ценам органами государственного управления, и не требовало от предприятий никаких значимых затрат на услуги торговых посредников, которые выполняли бы функции подбора партнеров и поставщиков, проверяли их надежность, организовывали составление контрактов и т.д.

   К 1995 г. разрыв между объемами промежуточного потребления, исчисленными в ценах производителей и в ценах конечного потребления, увеличился почти до 6 раз в пользу последнего, в 1997 г. - в 2,2 раза, в 1998 г. - 3,5 раза. Этот скачок в 1990-1995 гг. был обусловлен, прежде всего, двумя причинами. Во-первых, в силу становления новых производственно-технологических и хозяйственных связей, за которые пришлось платить отраслям реального сектора - потребителям новых «торговых связей». Во-вторых, в силу сверхвысокого уровня инфляции, который приносил дополнительную прибыль торговым посредникам в виде холдинговой прибыли и создавал дополнительную нагрузку на отрасли реального сектора через опережающий темп роста затрат на услуги торгового посредничества.

   Что касается самой сферы услуг, то для отраслей, входящих в нее, характерна минимальная разница между промежуточным потреблением услуг в конечных ценах и в ценах производителей. При этом динамика величины промежуточного потребления услуг после 1998 г. в отраслях этой сферы оказалась выше, чем в отраслях реального сектора, тем самым во многом определяя спрос экономики на услуги.

   К сожалению, более высокая доля услуг в промежуточном потреблении в отраслях отечественной экономики, а следовательно, и меньшая доля затрат на материальные ресурсы объясняется не тем, что экономика России менее ресурсоемка, чем американская. Данное явление свидетельствует, по большей части, все-таки о неэффективности и несбалансированности функционирования отечественной экономики, причем мера этой неэффективности не снижается уже на протяжении 15 лет, хотя теоретически институциональные преобразования, направленные на либерализацию рынка, должны были бы снизить транзакционные издержки экономики.

 

             

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

   Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост  –

главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это

невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом. Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами.  Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового

ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической

оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая

революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

   Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

 

Библиографический список

1.Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 771 с.

2.Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасёва Л.А.Основы национального счетоводства:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2005.-480с.(Классический университетский учебник).  

3.Соцально-экономическая статистика: Учебник для вузов /Под ред.Б.И Башкатова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002. -703 с.

4.Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник /Под ред. Ю.Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 480 с.

5. www.institutiones.com

6. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 480 с

7. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - 461 с.

8. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.

 

 

 

3

 



Информация о работе Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса