Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Счёт производства и его показатели……………………………………3
1.1 Валовой выпуск как макроэкономический показатель СНС………………3
1.2 Методология расчёта валового выпуска продуктов и услуг и связанных с ним затрат…………………………………………………………………….11
Глава 2.Анализ структуры и динамики валового выпуска……………………14
2.1 Структура выпуска в сфере рыночных услуг……………………………...14
2.2 Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 852.50 Кб (Скачать документ)

   Необходимо обратить внимание на то, что группы регионов сформированы по одному признаку - долевому участию сферы услуг в валовом выпуске. Однако каждый из субъектов РФ имеет специфику развития в последние 10-12 лет, свои проблемы, свою структуру хозяйственной деятельности, обеспечивающую тот или иной общий уровень экономического развития и участия в нем сферы услуг.

Так, в составе IV группы субъектов РФ с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 50-60%, состоят г. Санкт-Петербург, республики Тыва, Алтай, Чукотский АО, Еврейская Автономная область и др.

   В г. Санкт-Петербурге сфера услуг "конкурирует" в валовом выпуске с высоким индустриальным и научным потенциалом города и, тем не менее, обеспечивает свое значительное участие в создании совокупного валового продукта за счет высокого уровня развития финансовых, торговых и других коммерческих (рыночных) услуг, связанных, в частности, с международными функциями города.

   В Республике Тыва высокая роль сферы услуг формируется на фоне низкого уровня индустриального и низкого общего уровня экономического развития.

Аналогичное положение в V группе субъектов РФ, в которой по участию сферы услуг в валовом выпуске г. Москва соседствует с Еврейской автономной и Читинской областями.

В структуре валового выпуска сферы услуг в абсолютном большинстве субъектов РФ превалируют рыночные услуги. При этом минимальная доля рыночных услуг в структуре сферы услуг находится на уровне 60-67%.

Исключение составляют слабо развитые субъекты РФ, в которых выпуск нерыночных услуг превышает объем рыночных услуг или равен ему - республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва и АО Сибирского федерального округа.

В суммарном валовом продукте Российской Федерации сфера услуг формировала в 1999-2002 гг. 48-53% его общей величины. При этом на российском уровне роль сферы услуг в производстве валового продукта перманентно усиливается.

В субъектах РФ значение сферы услуг в формировании ВРП резко дифференцировано - в 2002 г. от 26% в Ямало-Ненецком АО до 84% в г. Москве.

При анализе роли сферы услуг в производстве ВРП все субъекты РФ разделены также на 5 групп: с долей сферы услуг в ВРП, не превышающей 30%, составляющей 30-40%, 40-50%, 50-60% и превышающей 60%. Субъекты РФ распределились следующим образом (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Изменение количественного состава групп регионов

с разной макроструктурой ВРП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса

   В современных условиях успешное развитие национальной экономики и ее включение в систему международного разделения труда невозможно без развития сферы услуг. Структуру ВВП всех развитых стран характеризует высокая доля третичного сектора (65-70% и выше). В России доля услуг в общем объеме ВВП возросла с 34,9% в 1990 г. до 60,4% в 2003 г.(т.е. в 1,7 раза), впоследствии несколько сократившись до 57,9% в 2007 г. (табл.4).

Доля валовой добавленной стоимости отраслей сферы услуг в ВВП (в текущих основных ценах, в процентах к итогу),

                                          Таблица 4

Показатель

1990 г.

1991 г.

1995 г.

1998 г.

2000 г.

2003 г.

2007 г.

ВВП в основных ценах

 

 

 

 

 

 

 

производство товаров

65,1

62,8

45,2

44,0

45,1

39,6

42,1

производство услуг

34,9

37,2

54,8

56,0

54,9

60,4

57,9

в том числе:

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны

6,1

12,3

19,7

20,5

23,7

22,6

21,0

транспорт и связь

10,0

7,5

11,8

10,9

9,0

10,6

9,2

финансовая деятельность

0,8

2,2

1,6

0,4

1,4

3,4

4,6

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5,1

5,3

6,9

8,4

9,6

10,6

10,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

2,8

2,4

5,2

6,1

4,7

5,5

5,1

образование

5,4

3,8

3,8

4,1

2,7

2,7

2,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,8

2,8

2,9

3,2

2,2

3,2

3,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,0

1,0

2,8

2,4

1,6

1,9

1,9

 

 

   В результате «номинально», по величине доли сферы услуг в ВВП Россия находится на уровне развитых стран с постиндустриальной экономикой. Однако говорить об окончательном переходе российской экономической системы к постиндустриализму было бы преждевременно. В частности, на международных рынках Россия по-прежнему выступает, прежде всего, как поставщик сырьевых ресурсов. Тем не менее динамика экономики страны после перехода от административно-плановых к рыночным принципам хозяйствования все в большей степени определяется динамикой сферы услуг. В этих условиях представляется актуальным исследование роли нематериального сектора в современном воспроизводственном процессе в рамках народного хозяйства России.

   Наиболее заметный рост доли валовой добавленной стоимости в структуре ВВП в текущих ценах наблюдался в период с 1990 г. по 2007 г. в следующих отраслях: в связи - примерно в 1,7 раза; в оптовой и розничной торговле - примерно в 3,4 раза (наибольший рост наблюдался в 1991-1992 гг. - с 12,2 до 29,1%); в финансовой деятельности - примерно в 5,8 раза (наибольший рост наблюдался в 1992-1994 гг. - с 2,2 до 5,2%); в операциях с недвижимым имуществом (в номенклатуре ОКОНХ) - примерно в 37 раз - с 0,1% в 1991 г. до 3,7% в 2003 г. (наиболее бурное развитие пришлось на 1998-2002 гг.).

   Анализ реальной динамики ВВП и его компонент показывает, что ВДС в постоянных ценах в отраслях сферы услуг падала медленнее, чем в реальном секторе экономики, причем в некоторых отраслях даже в самые тяжелые для российской экономики периоды объем ВДС в постоянных ценах не только не уменьшался, но и увеличивался высокими темпами (табл. 5).

Динамика ВДС в отраслях сферы услуг и ВВП, %

                            Таблица 5

 

Показатель

1991 г.

1998 г.

2000 г.

2003 г.

Производство товаров

164,0

87,8

108,9

129,3

Производство услуг

120,5

98,3

107,4

125,8

Транспорт

185,5

87,6

97,4

111,0

Связь

162,9

111,2

159,6

273,9

Торговля и заготовки

112,6

100,0

109,9

135,4

Информационно-вычислительное обслуживание

110,7

103,7

131,9

196,4

Операции с недвижимым имуществом

94,7

171,8

210,0

244,7

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

30,3

54,5

62,4

58,8

Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы

204,4

92,0

103,3

108,5

Организации, обслуживающие сельское хозяйство

-

47,1

44,0

45,8

Шоссейное хозяйство

-

124,6

143,0

123,1

Жилищное хозяйство

103,7

101,1

98,6

97,5

Финансы, кредит, страхование

74,0

92,5

95,4

150,2

Наука и научное обслуживание

160,4

70,3

76,8

82,2

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

100,2

138,2

177,6

186,4

Образование

100,9

205,3

267,5

339,3

Культура и искусство

100,9

104,3

114,1

154,8

Управление

89,1

100,4

83,4

94,7

Итого услуги рыночные

120,3

97,3

107,9

128,9

нерыночные

134,0

102,0

105,4

109,7

ВВП

159,7

92,5

108,3

127,8

 

   В частности, к таким отраслям сферы услуг относятся операции с недвижимым имуществом, финансы, кредит, страхование, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство (их физический объем производства увеличивался на всем периоде 1991-2003 гг.), а также связь, торговля и заготовки, информационно-вычислительное обслуживание (в этих отраслях, несмотря на то, что итоговая динамика оказалась положительной, в период до 1999 г. наблюдалось снижение физических объемов ВДС).

   В целом по всей сфере услуг физический объем выпуска достиг уровня 1995 г. в 1997 г., в то время как по отраслям реального сектора это произошло лишь спустя два года (в 1999 г.) В то же время за период 1991-1995 гг. в некоторых отраслях, оказывающих услуги, физический объем ВДС снизился сильнее, чем в реальном секторе экономики (например, геология и разведка недр, наука и научное обслуживание).

   Таким образом, если рассматривать структуру ВВП в постоянных ценах 1995 г., то доля всех отраслей сферы услуг в ВВП к 2003 г. оказалась на 11,4 процент меньше, чем аналогичный показатель в текущих ценах (рис. 1). Это свидетельствует о том, что доля отраслей сферы услуг в ВВП росла не только потому, что физический объем производства в отраслях сферы услуг падал медленнее, чем в реальном секторе, но и во многом потому, что рост цен на услуги опережал рост цен на товары, тем самым, создавая большую добавленную стоимость в отраслях сферы услуг (особенно отчетливо это проявилось в 1991-1994 гг. и 2001-2003 гг.).

   Говоря о роли сферы услуг в функционировании отечественной экономики, нельзя не сказать о качестве и количестве используемых в ней факторов производства. Основным производственным ресурсом этой сферы является труд. Поэтому увеличение выпуска многих отраслей сферы услуг, естественно, не могло произойти без увеличения числа занятых в этих отраслях и соответственно затрат на оплату их труда.

   Для всех отраслей сферы услуг характерно наличие в заработной плате элемента, связанного с инфляцией. Снижение заработной платы после 1998 г. привело к тому, что инфляция потеряла определяющее значение для ее динамики, и как следствие этого резко снизились темпы роста затрат на оплату труда уже с 1995 г., когда был пройден период гиперинфляции.

Можно утверждать, что в большинстве отраслей сферы услуг, оказывающих преимущественно нерыночные услуги (образование, здравоохранение, наука и научное обслуживание, культура и искусство), заработная плата играла компенсирующую роль (рост доходов лиц, занятых в этих отраслях, частично компенсировал рост цен на товары и услуги для населения), т. е. повышение заработной платы в данном секторе экономики определялось в основном уровнем инфляции. Но, поскольку указанная мера была явно недостаточной, наблюдалось значительное сокращение числа занятых в этих отраслях.

   В то же время в оптовой и розничной торговле, на транспорте и в связи, финансовой деятельности темпы роста заработной платы были обусловлены не только уровнем инфляции, но и тем, что заработная плата играла стимулирующую роль, привлекая специалистов из других отраслей экономики и поднимая престиж этих бурно развивающихся видов деятельности. Тем не менее, стоит отметить тот факт, что официально темп роста заработной платы, например в отрасли «финансовая деятельность», превышал аналогичный показатель в отраслях «образование», «культура и искусство» всего лишь в 1,5 раза, что явно не отвечало сложившейся ситуации на рынке труда и являлось косвенным свидетельством увеличения доли неофициальной оплаты труда в наиболее динамично развивающихся отраслях сферы услуг (табл.6).

Таблица 6

Численность занятых и фонд оплаты труда в отраслях сферы услуг (в фактических ценах, в процентах к итогу)

   Вместе с тем производительность труда (отношение выпуска в текущих ценах к численности занятых соответствующим видом деятельности) в сфере услуг на всем периоде с 1991 по 2006 г. была ниже, чем в среднем по экономике (табл. 4). При этом с 1995 г. уровень производительности труда в нематериальном секторе по отношению к среднему по экономике постоянно снижался (за исключением 2003 г.). Самые низкие показатели наблюдались по видам деятельности «образование» и «здравоохранение», что вполне объяснимо с учетом того, что многие соответствующие организации предоставляют нерыночные услуги населению.

Таблица 7

Соотношения уровня производительности труда в сфере услуг и в экономике, %

Показатель

1991 г.

1995 г.

1998 г.

2000 г.

2003 г.

2006 г.

Реальный сектор

123,8

105,8

113,1

120,0

120,0

132,8

Сфера услуг

68,0

93,5

88,8

83,2

84,9

78,4

в том числе:

 

 

 

 

 

 

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны

105,1

138,1

101,6

120,7

96,1

85,0

транспорт и связь

69,1

119,3

122,5

98,4

121,6

109,7

финансовая деятельность

228,7

162,4

74,9

100,5

196,2

194,7

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

52,3

72,8

83,6

93,2

120,4

104,8

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

160,4

181,5

147,3

118,0

123,1

104,6

образование

37,2

34,2

37,1

26,2

21,9

22,4

здравоохранение и предоставление социальных услуг

39,1

46,8

46,2

34,9

37,9

41,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

41,5

101,3

132,5

62,1

49,2

47,2

Информация о работе Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса