Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Счёт производства и его показатели……………………………………3
1.1 Валовой выпуск как макроэкономический показатель СНС………………3
1.2 Методология расчёта валового выпуска продуктов и услуг и связанных с ним затрат…………………………………………………………………….11
Глава 2.Анализ структуры и динамики валового выпуска……………………14
2.1 Структура выпуска в сфере рыночных услуг……………………………...14
2.2 Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..35
Необходимо обратить внимание на то, что группы регионов сформированы по одному признаку - долевому участию сферы услуг в валовом выпуске. Однако каждый из субъектов РФ имеет специфику развития в последние 10-12 лет, свои проблемы, свою структуру хозяйственной деятельности, обеспечивающую тот или иной общий уровень экономического развития и участия в нем сферы услуг.
Так, в составе IV группы субъектов РФ с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 50-60%, состоят г. Санкт-Петербург, республики Тыва, Алтай, Чукотский АО, Еврейская Автономная область и др.
В г. Санкт-Петербурге сфера услуг "конкурирует" в валовом выпуске с высоким индустриальным и научным потенциалом города и, тем не менее, обеспечивает свое значительное участие в создании совокупного валового продукта за счет высокого уровня развития финансовых, торговых и других коммерческих (рыночных) услуг, связанных, в частности, с международными функциями города.
В Республике Тыва высокая роль сферы услуг формируется на фоне низкого уровня индустриального и низкого общего уровня экономического развития.
Аналогичное положение в V группе субъектов РФ, в которой по участию сферы услуг в валовом выпуске г. Москва соседствует с Еврейской автономной и Читинской областями.
В структуре валового выпуска сферы услуг в абсолютном большинстве субъектов РФ превалируют рыночные услуги. При этом минимальная доля рыночных услуг в структуре сферы услуг находится на уровне 60-67%.
Исключение составляют слабо развитые субъекты РФ, в которых выпуск нерыночных услуг превышает объем рыночных услуг или равен ему - республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва и АО Сибирского федерального округа.
В суммарном валовом продукте Российской Федерации сфера услуг формировала в 1999-2002 гг. 48-53% его общей величины. При этом на российском уровне роль сферы услуг в производстве валового продукта перманентно усиливается.
В субъектах РФ значение сферы услуг в формировании ВРП резко дифференцировано - в 2002 г. от 26% в Ямало-Ненецком АО до 84% в г. Москве.
При анализе роли сферы услуг в производстве ВРП все субъекты РФ разделены также на 5 групп: с долей сферы услуг в ВРП, не превышающей 30%, составляющей 30-40%, 40-50%, 50-60% и превышающей 60%. Субъекты РФ распределились следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Изменение количественного состава групп регионов
с разной макроструктурой ВРП
2.2 Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса
В современных условиях успешное развитие национальной экономики и ее включение в систему международного разделения труда невозможно без развития сферы услуг. Структуру ВВП всех развитых стран характеризует высокая доля третичного сектора (65-70% и выше). В России доля услуг в общем объеме ВВП возросла с 34,9% в 1990 г. до 60,4% в 2003 г.(т.е. в 1,7 раза), впоследствии несколько сократившись до 57,9% в 2007 г. (табл.4).
Доля валовой добавленной стоимости отраслей сферы услуг в ВВП (в текущих основных ценах, в процентах к итогу),
Таблица 4
Показатель | 1990 г. | 1991 г. | 1995 г. | 1998 г. | 2000 г. | 2003 г. | 2007 г. |
ВВП в основных ценах |
|
|
|
|
|
|
|
производство товаров | 65,1 | 62,8 | 45,2 | 44,0 | 45,1 | 39,6 | 42,1 |
производство услуг | 34,9 | 37,2 | 54,8 | 56,0 | 54,9 | 60,4 | 57,9 |
в том числе: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны | 6,1 | 12,3 | 19,7 | 20,5 | 23,7 | 22,6 | 21,0 |
транспорт и связь | 10,0 | 7,5 | 11,8 | 10,9 | 9,0 | 10,6 | 9,2 |
финансовая деятельность | 0,8 | 2,2 | 1,6 | 0,4 | 1,4 | 3,4 | 4,6 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 5,1 | 5,3 | 6,9 | 8,4 | 9,6 | 10,6 | 10,1 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 2,8 | 2,4 | 5,2 | 6,1 | 4,7 | 5,5 | 5,1 |
образование | 5,4 | 3,8 | 3,8 | 4,1 | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 3,2 | 2,2 | 3,2 | 3,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2,0 | 1,0 | 2,8 | 2,4 | 1,6 | 1,9 | 1,9 |
В результате «номинально», по величине доли сферы услуг в ВВП Россия находится на уровне развитых стран с постиндустриальной экономикой. Однако говорить об окончательном переходе российской экономической системы к постиндустриализму было бы преждевременно. В частности, на международных рынках Россия по-прежнему выступает, прежде всего, как поставщик сырьевых ресурсов. Тем не менее динамика экономики страны после перехода от административно-плановых к рыночным принципам хозяйствования все в большей степени определяется динамикой сферы услуг. В этих условиях представляется актуальным исследование роли нематериального сектора в современном воспроизводственном процессе в рамках народного хозяйства России.
Наиболее заметный рост доли валовой добавленной стоимости в структуре ВВП в текущих ценах наблюдался в период с 1990 г. по 2007 г. в следующих отраслях: в связи - примерно в 1,7 раза; в оптовой и розничной торговле - примерно в 3,4 раза (наибольший рост наблюдался в 1991-1992 гг. - с 12,2 до 29,1%); в финансовой деятельности - примерно в 5,8 раза (наибольший рост наблюдался в 1992-1994 гг. - с 2,2 до 5,2%); в операциях с недвижимым имуществом (в номенклатуре ОКОНХ) - примерно в 37 раз - с 0,1% в 1991 г. до 3,7% в 2003 г. (наиболее бурное развитие пришлось на 1998-2002 гг.).
Анализ реальной динамики ВВП и его компонент показывает, что ВДС в постоянных ценах в отраслях сферы услуг падала медленнее, чем в реальном секторе экономики, причем в некоторых отраслях даже в самые тяжелые для российской экономики периоды объем ВДС в постоянных ценах не только не уменьшался, но и увеличивался высокими темпами (табл. 5).
Динамика ВДС в отраслях сферы услуг и ВВП, %
Таблица 5
Показатель | 1991 г. | 1998 г. | 2000 г. | 2003 г. |
Производство товаров | 164,0 | 87,8 | 108,9 | 129,3 |
Производство услуг | 120,5 | 98,3 | 107,4 | 125,8 |
Транспорт | 185,5 | 87,6 | 97,4 | 111,0 |
Связь | 162,9 | 111,2 | 159,6 | 273,9 |
Торговля и заготовки | 112,6 | 100,0 | 109,9 | 135,4 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 110,7 | 103,7 | 131,9 | 196,4 |
Операции с недвижимым имуществом | 94,7 | 171,8 | 210,0 | 244,7 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 30,3 | 54,5 | 62,4 | 58,8 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 204,4 | 92,0 | 103,3 | 108,5 |
Организации, обслуживающие сельское хозяйство | - | 47,1 | 44,0 | 45,8 |
Шоссейное хозяйство | - | 124,6 | 143,0 | 123,1 |
Жилищное хозяйство | 103,7 | 101,1 | 98,6 | 97,5 |
Финансы, кредит, страхование | 74,0 | 92,5 | 95,4 | 150,2 |
Наука и научное обслуживание | 160,4 | 70,3 | 76,8 | 82,2 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 100,2 | 138,2 | 177,6 | 186,4 |
Образование | 100,9 | 205,3 | 267,5 | 339,3 |
Культура и искусство | 100,9 | 104,3 | 114,1 | 154,8 |
Управление | 89,1 | 100,4 | 83,4 | 94,7 |
Итого услуги рыночные | 120,3 | 97,3 | 107,9 | 128,9 |
нерыночные | 134,0 | 102,0 | 105,4 | 109,7 |
ВВП | 159,7 | 92,5 | 108,3 | 127,8 |
В частности, к таким отраслям сферы услуг относятся операции с недвижимым имуществом, финансы, кредит, страхование, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство (их физический объем производства увеличивался на всем периоде 1991-2003 гг.), а также связь, торговля и заготовки, информационно-вычислительное обслуживание (в этих отраслях, несмотря на то, что итоговая динамика оказалась положительной, в период до 1999 г. наблюдалось снижение физических объемов ВДС).
В целом по всей сфере услуг физический объем выпуска достиг уровня 1995 г. в 1997 г., в то время как по отраслям реального сектора это произошло лишь спустя два года (в 1999 г.) В то же время за период 1991-1995 гг. в некоторых отраслях, оказывающих услуги, физический объем ВДС снизился сильнее, чем в реальном секторе экономики (например, геология и разведка недр, наука и научное обслуживание).
Таким образом, если рассматривать структуру ВВП в постоянных ценах 1995 г., то доля всех отраслей сферы услуг в ВВП к 2003 г. оказалась на 11,4 процент меньше, чем аналогичный показатель в текущих ценах (рис. 1). Это свидетельствует о том, что доля отраслей сферы услуг в ВВП росла не только потому, что физический объем производства в отраслях сферы услуг падал медленнее, чем в реальном секторе, но и во многом потому, что рост цен на услуги опережал рост цен на товары, тем самым, создавая большую добавленную стоимость в отраслях сферы услуг (особенно отчетливо это проявилось в 1991-1994 гг. и 2001-2003 гг.).
Говоря о роли сферы услуг в функционировании отечественной экономики, нельзя не сказать о качестве и количестве используемых в ней факторов производства. Основным производственным ресурсом этой сферы является труд. Поэтому увеличение выпуска многих отраслей сферы услуг, естественно, не могло произойти без увеличения числа занятых в этих отраслях и соответственно затрат на оплату их труда.
Для всех отраслей сферы услуг характерно наличие в заработной плате элемента, связанного с инфляцией. Снижение заработной платы после 1998 г. привело к тому, что инфляция потеряла определяющее значение для ее динамики, и как следствие этого резко снизились темпы роста затрат на оплату труда уже с 1995 г., когда был пройден период гиперинфляции.
Можно утверждать, что в большинстве отраслей сферы услуг, оказывающих преимущественно нерыночные услуги (образование, здравоохранение, наука и научное обслуживание, культура и искусство), заработная плата играла компенсирующую роль (рост доходов лиц, занятых в этих отраслях, частично компенсировал рост цен на товары и услуги для населения), т. е. повышение заработной платы в данном секторе экономики определялось в основном уровнем инфляции. Но, поскольку указанная мера была явно недостаточной, наблюдалось значительное сокращение числа занятых в этих отраслях.
В то же время в оптовой и розничной торговле, на транспорте и в связи, финансовой деятельности темпы роста заработной платы были обусловлены не только уровнем инфляции, но и тем, что заработная плата играла стимулирующую роль, привлекая специалистов из других отраслей экономики и поднимая престиж этих бурно развивающихся видов деятельности. Тем не менее, стоит отметить тот факт, что официально темп роста заработной платы, например в отрасли «финансовая деятельность», превышал аналогичный показатель в отраслях «образование», «культура и искусство» всего лишь в 1,5 раза, что явно не отвечало сложившейся ситуации на рынке труда и являлось косвенным свидетельством увеличения доли неофициальной оплаты труда в наиболее динамично развивающихся отраслях сферы услуг (табл.6).
Таблица 6
Численность занятых и фонд оплаты труда в отраслях сферы услуг (в фактических ценах, в процентах к итогу)
Вместе с тем производительность труда (отношение выпуска в текущих ценах к численности занятых соответствующим видом деятельности) в сфере услуг на всем периоде с 1991 по 2006 г. была ниже, чем в среднем по экономике (табл. 4). При этом с 1995 г. уровень производительности труда в нематериальном секторе по отношению к среднему по экономике постоянно снижался (за исключением 2003 г.). Самые низкие показатели наблюдались по видам деятельности «образование» и «здравоохранение», что вполне объяснимо с учетом того, что многие соответствующие организации предоставляют нерыночные услуги населению.
Таблица 7
Соотношения уровня производительности труда в сфере услуг и в экономике, %
Показатель | 1991 г. | 1995 г. | 1998 г. | 2000 г. | 2003 г. | 2006 г. |
Реальный сектор | 123,8 | 105,8 | 113,1 | 120,0 | 120,0 | 132,8 |
Сфера услуг | 68,0 | 93,5 | 88,8 | 83,2 | 84,9 | 78,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны | 105,1 | 138,1 | 101,6 | 120,7 | 96,1 | 85,0 |
транспорт и связь | 69,1 | 119,3 | 122,5 | 98,4 | 121,6 | 109,7 |
финансовая деятельность | 228,7 | 162,4 | 74,9 | 100,5 | 196,2 | 194,7 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 52,3 | 72,8 | 83,6 | 93,2 | 120,4 | 104,8 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 160,4 | 181,5 | 147,3 | 118,0 | 123,1 | 104,6 |
образование | 37,2 | 34,2 | 37,1 | 26,2 | 21,9 | 22,4 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 39,1 | 46,8 | 46,2 | 34,9 | 37,9 | 41,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 41,5 | 101,3 | 132,5 | 62,1 | 49,2 | 47,2 |