Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Счёт производства и его показатели……………………………………3
1.1 Валовой выпуск как макроэкономический показатель СНС………………3
1.2 Методология расчёта валового выпуска продуктов и услуг и связанных с ним затрат…………………………………………………………………….11
Глава 2.Анализ структуры и динамики валового выпуска……………………14
2.1 Структура выпуска в сфере рыночных услуг……………………………...14
2.2 Анализ динамики валового выпуска в сфере услуг современного воспроизводственного процесса………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..35
К первичным доходам относятся следующие:
оплата труда наемных работников (заработная плата + отчисления работодателей на социальные нужды);
налоги на производство и импорт (обязательные безвозмездные невозвратные платежи);
субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые предоставляет государство);
валовая прибыль и валовые смешанные доходы (часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и оплатой налогов на производство и импорт).
Распределительный метод расчета ВВП используется прежде всего для анализа его стоимостной структуры. Если к ВВП прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, и вычесть первичные доходы, переданные остальному миру, то в результате получим валовой национальный доход страны (ВНД) в рыночных ценах.
Метод конечного использования
На стадии использования доходов ВВП исчисляется методом конечного использования, где представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление и сальдо экспорта-импорта и услуг.
Конечное потребление есть расходы на использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. В СНС проводится различие между понятиями «расходы на конечное потребление» (кто финансирует расходы) и «фактическое конечное потребление» (кто получает от этого выгоды).
Расходы на конечное потребление включают расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от каких-либо источников финансирования. В него включаются:
фактическое конечное потребление домашних хозяйств;
фактическое конечное потребление государственных учреждений.
Помимо расходов на конечное потребление важнейшим компонентом конечного использования ВВП является валовое накопление.
Валовое накопление включает:
1.валовое накопление основного капитала (вложение средств единицами - резидентами - в объекты основного капитала с целью получения выгоды, что выражается в увеличении стоимости основного капитала);
2.прирост запасов материальных оборотных средств (прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов).
Сальдо экспорта-импорта и услуг охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми другими странами и представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.
Итак, ВВП при исчислении методом конечного использования равен
ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление + Сальдо экспорта-импорта и услуг. (1.4)
При расчете национального дохода (НД) методом конечного использования из ВВП вычитается потребление основных фондов и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:
НД = ВВП - Потребление основных фондов (ПОФ) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа. (1.5)
1.2 Методология расчёта валового выпуска продуктов и услуг и связанных с ним затрат
Исходным показателем для расчета ВВП является валовой выпуск продуктов и услуг.
Валовой выпуск представляет собой суммарную стоимость продуктов и услуг, отражающую итог производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетной периоде и охватывающую все рыночные и нерыночные продукты и услуги.
В основе расчёта выпуска продукции отдельных отраслей лежит сложившаяся в отечественной практике методика расчёта валовой продукции. Основные её положения таковы:
В промышленности в составе выпуска учитываются следующие компоненты: готовая продукция; капитальный ремонт своего оборудования; работы промышленного характера, выполненные по заказам на сторону(включая стоимость сырья заказчика); продукция вспомогательных и подсобных подразделений предприятия, реализованная на сторону, и изменение остатка незавершенного производства. При этом продукция, отпущенная своему детскому саду, профилакторию или уплаченная (натурой) в счёт оплаты наемных работников, также учитывается в выпуске.
В строительстве выпуск может быть рассчитан двумя способами:
а) по степени готовности6готовые объекты, сданные по акту; капитальный ремонт зданий и сооружений; изменения остатков незаконченного строительного производства;
б) по элементам капитальных вложений : строительно-монтажные работы ( без стоимости монтируемого оборудования); проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы (связанные с определенным строительным объектом); прочие капитальные работы и затраты, а также капитальный ремонт зданий и сооружений.
Выпуск в сельском хозяйстве рассчитывается как сумма выпуска растениеводства (стоимость валового урожая ,изменение затрат под урожай будущих лет, многолетние насаждения) и животноводства(товарная продукция в скоте, продукция, полученная при жизни животных, продукция приплода, прироста, привеса).
В отраслях товарообращения (торговле, заготовках) выпуск равен «реализованному наложению» ,т.е. разнице между ценой, по которой товар поступил в торговую сеть и ценой потребителя.
Выпуск транспорта и связи равен стоимости оказанных ими услуг. Выпуск рыночных услуг подразделяется на две группы:
Выпуск рыночных услуг (за исключением условно исчисленной продукции финансовых посредников)
Условно исчисленная продукция финансовых посредников
Таким образом, для отраслей материальной сферы выпуск в основном соответствует традиционно рассчитываемому показателю валовой продукции. Особую проблему составляет расчёт выпуска сферы услуг.
При наличии общих принципов расчёта имеются некоторые особенности методики исчисления показателя валового выпуска различных секторов и отраслей.
Стоимость выпуска рыночных услуг определяется в общем случае как сумма выручки за эти услуги.
Очень сложно определить подлинный объём выпуска в торговле. Теоретических проблем здесь нет - за стоимость выпуска принимается объём торговой наценки, получаемой торговыми предприятиями. Что касается практики, то здесь трудно определить, какую именно наценку устанавливают торговые предприятия, весьма мелкие киоски или индивидуальные продавцы. Торговые организации, как правило, заинтересованы занизить подлинную цену продажи и соответственно торговую наценку, чтобы не платить с неё налог. Поэтому показываемые в отчётах торгующих организаций цифры могут быть искажены. Для корректировки такой информации дополнительно используются данные налоговой службы, данные специальных обследований населения, в которых содержится информация о подлинных расходах на покупки, а также непосредственное наблюдение за уровнем розничных цен.
Глава 2.Анализ структуры и динамики валового выпуска
2.1 Структура выпуска в сфере рыночных услуг
С переходом на систему национальных счетов сфера услуг стала рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики, по которому, наряду с производством товаров и другими видами экономической деятельности, обеспечивается статистическое наблюдение и подготовка статистической информации для сопоставлений на внутригосударственном и международном уровне.
В настоящее время сфера услуг играет определяющую роль в экономике развитых стран. Наибольшая доля сферы услуг в структуре ВРП развитых стран в 2003 г. зафиксирована в США - 80%. Далее идут страны Западной Европы с показателями 67-71%.
Рост активности в сфере услуг носит стабильный характер и увеличение вклада сферы услуг в формирование ВВП развитых стран за вторую половину ХХ в. составило 30-50%.
Интересно отметить, что, во-первых, в развитых государствах Европы доля сферы услуг в ВВП приблизительно равна, и, во-вторых, темпы ее роста замедляются. Следовательно, существует определенное (возможно, оптимальное) соотношение между производственным и непроизводственным секторами экономики, находящееся на уровне 70%.
Показатели развития сферы услуг в России значительно отстают от развитых стран. В 1995 г. доля сферы услуг в структуре ВВП составляла около 55%. В 1998 г. она повысилась до 56%.
Кризис 1998 г. и вытеснение импорта придали материальному производству, в первую очередь промышленности, значительный импульс, превосходящий темпы развития сферы услуг. Поэтому после 1998 г. наблюдается снижение доли сферы услуг в структуре ВВП. С 2001 г. начинается рост доли сферы услуг в структуре ВВП, который связан, с одной стороны, с достаточно высокими темпами развития самой сферы услуг, с другой - с умеренными темпами роста материального производства. По всем прогнозам, рост доли сферы услуг в экономике страны должен был быть большим, чем есть на самом деле. Главной причиной этого служит большая доля сырьевого сектора в экономике и высокие мировые цены на нефть.
Более быстрый рост сферы услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно уже сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.
Рост информационно-
Наиболее динамично развивающимися сегментами этого рынка сейчас являются информационные технологии (их рост в 2003 г. составил 23,4%), а также разработка и продажа программного обеспечения (рост - 47,2%). 2003 г. ознаменовался резким ростом спроса на ноутбуки. Кроме того, Россия стала способной самостоятельно собирать ноутбуки. Они выходят у нас уже под шестью торговыми марками.
В 2003 г. Россия была одной из наиболее быстрорастущих среди стран Центральной и Восточной Европы. Поэтому крупнейшие мировые корпорации намерены как минимум упрочить свои позиции и в дальнейшем.
Роль сферы услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и в производстве валового регионального продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной стоимостью сферы услуг в расчете на душу населения регионов.
В сфере услуг Российской Федерации к началу 2003 г. производилось более двух пятых валового выпуска всех отраслей хозяйственной деятельности. При этом более 80% валового выпуска этой сферы составляли рыночные услуги.
Межрегиональная дифференциация роли сферы услуг в экономическом развитии имеет достаточно большую амплитуду колебания. Наибольшим участие сферы услуг в валовом выпуске в 2002 г. было в г. Москве (в 2002 г. - более 77%), а наименьшим - в Липецкой области (21%). Таким образом разрыв между максимальным и минимальным долевым участием сферы услуг в экономике регионов составлял 3,6 раза.
Количество регионов, в которых роль сферы услуг в валовом выпуске выше среднероссийского уровня или близка к нему, составляет половину; в большей части другой половины регионов это соотношение составляет 0,6-0,8.
По роли сферы услуг в экономическом развитии все субъекты РФ могут быть разделены на 5 групп: I группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, не превышающей 30%; II группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 30-40%; III группа - 40-50%; IV группа - 50-60% и V группа - с долей сферы услуг, превышающей 60%. (табл.2).
Таблица 2
Изменение количественного состава регионов
с разной долей сферы услуг в валовом выпуске
Из анализа табл. 1 следует, что, во-первых, к началу 2003 г. в преобладающей части субъектов РФ (в 56 субъектах из 81) сферой услуг создавалось от 30% до 50% общего объема валового выпуска, и, во-вторых, за период 1999-2002 гг. увеличилось общее количество регионов с более высоким участием сферы услуг в экономическом развитии.
Так, количество субъектов РФ, в которых сферой услуг создавалось 30-50% валового выпуска (II и III группы), составило в 1999 г. 50, в 2000 г. - 45, в 2001 г. - 49, а в 2002 г. - 56. Практически стабильно число регионов с максимальным участием сферы услуг в валовом выпуске - 50-77% (IV и V группы).
В то же время за 1999-2002 гг. сократилось количество регионов с наименьшей долей участия сферы услуг в экономическом развитии. В 1999 г. в I группе было 22 региона, в которых в сфере услуг, создавалось значительно меньше третьей части валового выпуска, в 2000 г. - 28, в 2001 - 23, а в 2002 - 16.