Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Социально-экономические и политические изменения в обществе, требования совета Европы повлекли за собой социальный заказ общества на раннее обучение иностранному языку. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку младших
школьников.
Цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем
этапе.
1.2. Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам
Глава 2. Специфика организации обучения иностранному языку на раннем
этапе обучения.
2.1. Особенности урока иностранный язык в начальной школе.
2.2 Формы и приемы работы на начальном этапе.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

     Изучение  иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Действительно овладение языком предполагает запоминание большого количества  языковых и речевых единиц, что достигается активной работой различных видов памяти (оперативной, долговременной, кратковременной, механической и полумеханической)

     Овладение языком в искусственных условиях, т.е. вне среды где в нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связанно с развитием воображения. Дети младшего школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой – опора на эту особенность будет ещё более развивать воображение и способствовать созданию и развитию представлений.

     Кроме того, обучение иностранному языку  на начальном этапе позволяет вносить определенный вклад в формирование учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникационных умений и навыков, необходимых для формирования у учащихся общей культуры умственной деятельности.

     Таким образом, развивающая цель состоит в формировании у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. Реализация развивающей цели обучения  иностранному языку связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся.

            Воспитание школьников предполагает:

  • понимания важности изучения иностранного языка;
  • интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке,
  • стремления к миру и добрососедству с другими народами,
  • понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу,
  • потребности в сопоставлении  и положительной оценке различий социо-культурного фона своей и чужой страны,
  • терпимости к мнению партнеров по общению,
  • интереса к коллективному решению поставленных задач,
  • потребности к самообразованию.
 

       Образовательная функция иностранного языка связана с формированием у учащихся таких умений, как:

  • понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
  • осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны  изучаемого языка;
  •   пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем;
  • приобретать социальный опыт за счёт расширения за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;
  • формировать представление об особенностях общения на родном и иностранном языках;

       Современный образовательный контекст отражает новый взгляд на взаимосвязь образования и культуры, выступающей в качестве универсального механизма формирования личности. Интерес к роли культуры обусловлен политическими, идеологическими, социально-экономическими факторами. Владение иностранным языком с чисто прагматическими, функциональными целями не отвечает уже потребностям времени. Возникла необходимость дополнить традиционное овладение коммуникативными умениями интеркультурно оправданным, гуманистически ориентированным содержанием. Отмечается необходимость внедрения моделей интеркультурного воспитания на всех ступенях и уровнях образования, осознание культурного плюрализма и потребности в интеллектуальном диалоге, поощрение изучения иностранных языков с раннего возраста и создания в обучении пространства для информации о многообразии языков, культур и религий. 

     Итак, обучение иностранному языку на начальном  этапе должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, развивающей, образовательной целей тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является развивающая цель, а практическая, воспитательная, и образовательная цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности учащегося. Взаимосвязь целей обучения наглядно представленная ниже:

                              РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ

         -развивать  интеллектуальную, эмоциональную и        

             мотивационную сферы личности  учащегося

 
Воспитательная          

           цель

-осуществить нравственное воспитание

-формировать навыки и умения интеллектуального труда

-воспитывать  интерес к иностранной культуре. 
 
 

Образовательная

          цель

-расширять кругозор  и повышать общую культуру  учащегося

-приобщать к  иностранной культуре

-расширять филологический  кругозор.

   Практическая 

           цель

-научить учащегося  общению на английском языке  (аудированию, говорению, чтению  и письму на межкультурном  уровне)

 

Схема 2. Взаимосвязь  целей обучения иностранному языку  в начальной  

                школе.

       Описанные выше целевые установки приобретают  определённое содержание в соответствии с конкретными условиями обучения.

             Отбор содержания обучения иностранному  языку в начальной школе осуществляется  в соответствии с интересами младших школьников, с учётом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. Содержание обучения должно отвечать таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая образовательная ценность, аутентичность и доступность. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения побуждал у младших школьников познавательную активность, стимулировал их общение на изучаемом языке.

           Поскольку на начальном этапе  ставится задача создания у  учащихся основ коммуникативной  компетенции, то все компоненты  содержания должны быть строго  минимизированы. Однако при этом  основным требованием к отобранному  минимуму является коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения предмету в начальной школе. Содержание обучения должно стать надёжной базой для изучения иностранного языка в последующих классах средней школы.

        При отборе содержания обучения  важно исходить из условий реального использования школьниками иностранного языка. В этом большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в иностранный язык и наоборот. Это возможно за счёт насыщения курса интересной и значимой для детей младшего школьного возраста страноведческой информацией, связанной с различными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, трудовой и др. Включение иностранного языка в указанные выше виды деятельности позволяет расширить сферы его практического применения. В содержание обучения иностранным языкам в начальной школе входят:

  • Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;
  • Сферы общения, темы и ситуации;
  • Речевые умения, характеризующие уровень практического овладения иностранным языком, как средством общения;
  • Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм  речи для общения в различных сферах и ситуациях;
  • Общие учебные умения, рациональные приёмы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

              Предметная сторона содержания  обучения (о чём говорить, слушать,  читать и писать) отражает типичные  для учащихся начальной школы  сферы общения: социально-бытовую,  учебно-трудовую, социально-культурную, игровую. Общение детей строится  в ситуациях в рамках обозначенных сфер общения.

    Обучение  иностранным языкам как средству межкультурной 

коммуникации  требует включения в содержание обучения лингвострановедческих и  страноведческих знаний, навыков  и умений, необходимых для общения  с носителями иностранного языка и иной культуры, а также для понимания аутентичных текстов.

         В процессе обучения иностранному  языку в школе учащиеся, начиная  с первого года обучения, овладевают  также общеучебными навыками  и умениями,  которые также  включаются в содержание обучения предмету.

       Последовательное  их формирование помогает детям включиться в учебную деятельность, адаптироваться к школьным условиям.

      Таким образом, намеченные цели и предлагаемое программой содержание позволяют выдвинуть  следующие требования к построению обучения иностранным языкам:

  • дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материала, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели;
  • необходимость достижения развивающего эффекта курса иностранного языка, то есть не просто опора на сложившиеся, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств.

       Реализация  этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности, точнее взаимодействия педагога и детей в процессе обучения.  

1.2 Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам

          Младший школьный возраст (6-10 лет) определяется важным внешним  обстоятельством в жизни ребёнка  – поступлением в школу. К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он открывает для себя новое место в пространстве человеческих отношений. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. Преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

          Старые интересы и мотивы теряют  свою побудительную силу, на смену  им приходят новые. Всё, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным то, что связанно с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть ещё будет долго, но игра перестаёт быть основным содержанием его жизни.

          В период кризиса 7 лет проявляется то, что Выготский называет общением переживаний. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребёнком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения оскорблённого самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно в дальнейшем, эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребёнка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Эти моменты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребёнка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.

Информация о работе Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения