Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Социально-экономические и политические изменения в обществе, требования совета Европы повлекли за собой социальный заказ общества на раннее обучение иностранному языку. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку младших
школьников.
Цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем
этапе.
1.2. Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам
Глава 2. Специфика организации обучения иностранному языку на раннем
этапе обучения.
2.1. Особенности урока иностранный язык в начальной школе.
2.2 Формы и приемы работы на начальном этапе.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку младших              

                школьников.

    1. Цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем  

           этапе.

    1.2.  Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам

Глава 2. Специфика организации обучения иностранному языку на раннем 

               этапе обучения.

2.1. Особенности  урока иностранный язык в начальной  школе.

2.2 Формы  и приемы работы на начальном  этапе.

Заключение.

Приложения

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          Социально-экономические и политические  изменения в обществе, требования  совета Европы повлекли за  собой социальный заказ общества  на раннее обучение иностранному  языку. На пороге нового века  существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

          Современное состояние раннего  обучения иностранных языков  характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным  языком стало насущной потребностью  широких слоёв общества, во-вторых, общий педагогический контекст создаёт благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку, использования гибкой системы выбора языков и вариантов их изучения.

      И хотя эксперимент проводился ещё  в 1980-90гг., в настоящий момент раннее обучение иностранным языкам переживает новый подъём. Если в предыдущие десятилетия ХХ века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста снова стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей.

      Геополитические, коммуникативные и технологические  преобразования в обществе вовлекли, как в непосредственное, так и  опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку, как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интегративный подход к обучению родному и иностранным языкам в школе, особенно в области развития культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и некоторые другие). Однако общество неудовлетворенно уровнем языковой подготовки выпускников средней школы, и один из путей повышения этого уровня – сдвиг начала обучения иностранным языкам на младший школьный возраст, который традиционно считается наиболее благоприятным возрастным периодом для овладения вторым языком. Вторым языком ребёнок овладевает также, как и первым – спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Но психолингвистические и психологические исследования детской речи опровергли многие положения «имитативной» теории овладения языком, ими доказано, что имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве – возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счёт огромной аналитической работы ребёнка, который не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает всё, что слышит, и выводит свою систему правил.

Таким образом, в настоящее время под ранним обучением иностранному языку понимается такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода (   ).

      Жизненно  важной потребностью в этом возрасте является общение, необходимость решать всё более сложные коммуникативные  задачи – это и есть двигатель, который запускает процессы, заставляющие ребёнка из всех звуков, которые он слышит вокруг, вычленить как значимые только фонематические, смыслоразличительные противопоставления системы родного языка. Но у ребёнка не может быть такой дальней мотивации, его может интересовать лишь то, что происходит сейчас, сегодня или будет происходить завтра, как продолжение сегодняшней игры.

       На начальной ступени обучения иностранным языкам большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных явлений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

      Обучение  иностранным языкам в начальной  школе направлено на:

  • создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
  • ознакомление с зарубежными песнями, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
  • приобретение детьми социального опыта за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках;
  • формирование элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учётом возможностей и потребностей младших школьников;
  • формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.

      Определяя состояние методики раннего обучения иностранным языкам, выявляются следующие тенденции:

  1. Несмотря на многочисленные попытки теоретиков предложить и практические исследования, а практиков – подогнать свой вариант под какую-нибудь теоретическую базу, дабы быть принятым, разрыв между ними остаётся по-прежнему колоссальный. Однако в практике обучения иностранному языку накоплено достаточно опыта, позволяющего обогатить теоретический пласт методики. Теоретические исследования, раскрывающие различные направления методики раннего обучения иностранного языка, могут и должны быть использованы в практике обучения при условии их рассмотрения, как единой системы.
  2. Раннее обучение иностранным языкам рассматривается в рамках коммуникативно-деятельностного метода и ориентированно на реализацию практической цели обучения. Тем не менее, современная образовательная парадигма предполагает реализацию личностного подхода в обучении.
  3. Обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста осуществляется вне контекста единой образовательной программы, без учёта речевого развития ребёнка на родном языке. Процесс обучения строится с опорой на игровые ситуации и школьные методы и приёмы. Такое состояние методики связано с отсутствием в дошкольной педагогике дидактической модели, то есть модели обучения.

      Учитывая  выявленные тенденции в области  раннего обучения иностранным языкам, опираясь на многочисленные психолого-педагогические, дидактические и методические исследования, мы можем судить об актуальности выбора темы выпускной квалификационной работы.

           Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам младших школьников.         

       Предметом исследования – организация обучения иностранным языкам на начальном этапе (на примере английского языка).

     В качестве основных были выдвинуты следующие задачи исследования:

  • уточнить цели обучения иностранным языкам в начальной школе,
  • перечислить компоненты содержания обучения иностранным языкам младших школьников,
  • изучить возрастные и индивидуальные особенности и способности младших школьников,
  • рассмотреть специфику урока иностранного языка на начальной ступени обучения,
  • разработать практические рекомендации по использованию различных форм и приемов работы с детьми младшего школьного возраста, в том числе игровых.

     В процессе работы были использованы такие методы исследования, как анализ отечественных и зарубежных литературных источников, наблюдение за работой учителей начальной школы, активностью младших школьников, изучение и обобщение положительного опыта преподавания передовых учителей и собственного опыта работы во время прохождения педагогической практики в рамках средней школы.

     В ходе изучения проблемы была выдвинута  следующая рабочая гипотеза: обучение иностранным языкам в начальной школе будет осуществляться наиболее эффективно, если, отталкиваясь от возрастных особенностей детей данного возраста, оно будет строиться с учетом специфики урока иностранного языка на начальной ступени обучения, будут применяться различные формы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) и приемы работы (дидактические и ролевые игры, драматизация, проектная технология, сюжетная организация обучения).

     В рамках данной работы изучаются возрастные и психологические

особенности детей младшего школьного возраста, цели, содержание и принципы организации  обучения иностранным языкам на младшем этапе; исследуются особенности урока иностранного языка в начальной школе; приёмы и формы работы с детьми младшего школьного возраста по обучению иностранным языкам; разрабатываются практические рекомендации по подготовке и проведению урока иностранного языка на материале нескольких УМК для младшего школьного возраста.

       Наша  работа включает в себя 2 части: теоретическую  и практическую. Теоретическая часть  состоит из двух глав. В первой главе  рассматриваются цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем этапе, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, принципы обучения иностранному языку на начальном этапе.

       Реализация  целей и задач при одновременном  удовлетворении познавательных и коммуникативных  потребностей   учащихся требует адекватного отбора содержания и организации обучения.

       Вторая  глава нашей работы посвящена  специфике организации обучения иностранному языку на раннем этапе. Здесь рассматриваются особенности  урока иностранного языка на начальном  этапе, а так же формы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста.

       В практической части нашей работы мы предлагаем примерный план проведения уроков в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, придерживаясь  целей и содержания, используя разнообразные формы и приёмы. Конспекты уроков разработаны по учебно-методическим комплектам Биболетовой М.З. «Enjoy English»  и Дианы Вебстер «English Together»для 1-3 классов школы.

       Работая над данной темой, мы использовали   литературных источника отечественных и зарубежных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы обучения иностранным  языкам детей младшего школьного возраста

    1. . Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной                    школе.

               Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. В законе РФ «Об образовании» говориться, что образование должно быть направлено на формирование у учащихся «адекватного современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системе мировой и национальных культур. Следовательно у обучаемых должна быть сформирована способность воспринимать и понимать эту культуру, интегрировать и усваивать её.

       Таким образом, стратегической целью обучения является развитие языковой личности обучаемого, которая складывается из способности человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром.

Информация о работе Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения