Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Социально-экономические и политические изменения в обществе, требования совета Европы повлекли за собой социальный заказ общества на раннее обучение иностранному языку. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку младших
школьников.
Цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем
этапе.
1.2. Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам
Глава 2. Специфика организации обучения иностранному языку на раннем
этапе обучения.
2.1. Особенности урока иностранный язык в начальной школе.
2.2 Формы и приемы работы на начальном этапе.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

         Языковая личность – это универсальная педагогическая категория, связанная с такими качествами как раскрепощённость, творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнёрами, совершенствовать общество. Данная категория объединяет все учебные предметы и должна стать объектом формирования на уровне всех учебных дисциплин в любом типе учебного заведения.

       Социальный  заказ общества по отношению к иноязычному образованию на протяжении 20 столетия заключался в качественном владении предметом и был связан с поворотом методики к проблеме практического овладения иностранным языком. 

      Но  нацеленность только на усвоение практических навыков и умений не позволяет учесть  многообразия возможных мотиваций учащихся в изучении иностранных языков. Поэтому в отечественной методике на протяжении десятилетий разрабатывалась идея комплексной реализации практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач.

     Из  модернизированного стандарта основного  общего образования по иностранному языку мы можем судить, что изучение иностранному языку в основной школе  направлено на достижение следующих  целей: развитие  иноязычной коммуникативной  компетенции в совокупности  ее составляющих – речевой, языковой, социально-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

       Согласно  «Концепции обучения иностранным языкам в  12-летней школе» раннее обучение иностранным языкам призвано способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции; социокультурному развитию учащихся; формированию у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур. 

      Цели  обучения определяются программой, государственным  документом, в которой они приобретают  конкретность, как для всего курса  обучения, так и для каждого  этапа. Необходимость четко представлять как конечные, так и промежуточные цели обучения позволяет учителям формировать конкретные задачи урока и его отдельных звеньев.

      Обучение  иностранным языкам в начальной  школе направлено на:

  • создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
  • ознакомление с зарубежными песнями, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
  • приобретение детьми социального опыта за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках;
  • формирование элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учётом возможностей и потребностей младших школьников;
  • формирование некоторых универсальных лингвистических понятий.

      На начальной ступени обучения иностранным языкам большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных явлений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

     Обучение  иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всестороннеразвитой, гармоничной личности. Это предполагает, прежде всего, развитие у учащегося творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно-преобразующегося характера их активности, умения трудится в коллективе, положительного отношения к выполняемой деятельности.    

     В области практического овладения иностранным языком важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения, простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.

     Согласно  специфике предмета «Иностранный язык»  учащиеся должны овладевать изучаемым  языком как средством общения, уметь  им пользоваться в устной или письменной формах. Устная форма включает владение пониманием звучащей речи на слух – аудированием, и выражением своих мыслей на иностранном языке – говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, т.е. пониманием печатного текста -  чтением, и использованием графической системы для выражения мысли – письма.

        
 
 
 
 

     Схема 1. Формы владения языком как средством  общения. 

     В соответствии с модернизацией содержания образования в области иностранных  языков речевая компетенция представляет собой развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме

     Для успешного осуществления общения  в устной и письменной формах на начальном этапе обучения должны быть заложены прочные основы всех видов  речевой деятельности.

       В области аудирования.

       Учащиеся  начального этапа обучения должны понимать на слух, иностранную речь в нормальном темпе в предъявлении учителем или  звукозаписи построенную на программном  языковом материале, отражающем игровую, учебно-трудовую, бытовую и общественную сферу деятельности. У них должен быть сформирован такой уровень понимания иностранной речи, который позволяет выполнять обращенные к ним вопросы, выражать понимание репликами согласия, несогласия, одобрения, восхищения, удивления, неодобрения.

     Предъявленный для аудирования текст может  представлять собой простое или  развернутое высказывание, элементарный текст в форме короткого описания известных явлений или простой фабулой. При этом учащиеся должны узнавать знакомые слова и фразы, а также догадываться о значении отдельных незнакомых слов по контексту или почти полному созвучию со словами русского языка. Длительность звучания текста от 0,5 до 1 минуты. Учащиеся должны научиться понимать указания учителя, связанные с ведением урока.

     Программой  по иностранным языкам для начальной  школы (2001 г.) предусматривается, что  по окончанию начальной школы  у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области аудирования:

  • в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сферы тематики и ситуации, обозначенных программой;
  • понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
  • понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и преимущественно невербально на их содержание;
  • полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.

     Программой  по иностранным языкам для начальной  школы (2001 г.) предусматривается, что  у учащегося должны быть сформированы следующие навыки в области  говорения:

  • осуществлять диалоговое общение на элементарном уровне со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуации общения, обозначенных программой ниже4
  • делать элементарные связанные высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания;

       В области диалогической речи у учащихся должны быть сформированы навыки решения элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях (вопросно-ответные единства, просьбо-ответные, реакция, распоряжения и другие реплики) Учащиеся должны уметь варьировать лексическое и грамматическое наполнение этих единств, комбинировать и переносить составляющие их элементы в новую ситуацию. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы различных видов: общие и специальные, самостоятельно задавать вопросы, выражать согласие, одобрение, радость, опровергать услышанное, проинформировать товарища и получить информацию. Темп речи – приближающиеся к индивидуальному темпу говорящего. Каждое высказывание должно содержать не менее 3-х реплик, правильно сформированных в языковом отношении.

     В области монологической речи учащиеся должны уметь без предварительной подготовки высказываться в соответствии с представленными коммуникативными ситуациями в пределах программного языкового материала, отражающего игровую, учебно-трудовую, семейно-бытовую сферу деятельности. Количество высказываний – не менее 3-х фраз, правильно сформированные в языковом отношении. Высказывание может представлять описания (внешность сказочного героя, животного и др.), повествование из личного опыта (приглашение в гости, сообщения о каком-либо событии и др.), рассказ (о друге, члене семьи, домашнем животном).

       В области чтения учащиеся должны уметь читать вслух и про себя учебные тексты. Идет развитие навыков чтения про себя описательных и фабульных рассказов, знакомящих учащихся с английскими писателями, рассказами, сказками и традициями.

     По  окончании начальной школы у  учащихся должны быть сформированы следующие  коммуникативные умения в области  чтения:

  • выразительно читать в слух;
  • читать про себя с целью:

    а) понимание  основного содержания учебных, а  также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности младшего школьника;

    б) полного  и точного понимания содержания учебных, а также несложных (адаптированных) аутентичных текстов с эксплицитно  выраженной информацией, построенных  на знакомом учащимся языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться

    в) поиск  необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).

     В области письма учащиеся должны уметь писать все буквы, списывать слова и предложения в процессе выполнения упражнений.

     Программой  по иностранным языкам для начальной  школы (2001 г.) предусматривается, что  у детей должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области письма:

  • написать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и др.), выразить пожелание;
  • написать личное письмо зарубежному сверстнику, используя изученный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
  • составить и записать план прочитанного;
  • делать выписки из текста.

     Итак, практическая цель определяет общее  направление – стратегию обучения, и достигается она в ходе решения  множества конкретных задач при  проведении уроков и проведении учащимся самостоятельной работы по изучению языка. Задачи ставятся с учетом достижения цели и представляют собой тактику обучения. Они определяют действия учащихся с учебным материалом, которые приведут к формированию требующего в данной “точке учения” навыка (фонетического, грамматического, лексического, орфографического, чтения, письма) и умения понимать английскую речь на слух, читать выразительно вслух, читать про себя с извлечением содержательно-смысловой информации, говорить в заданных ситуациях общения.

     Четкая  организация действий учащихся с  учебным материалом, оснащение учебного процесса необходимыми средствами, стимулирующими и обеспечивающими решение конкретных задач, могут вести к достижению практической цели и служить надежной основой, как бы не была она элементарна для реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции в обучении иностранному языку уже на начальном этапе.

     Способность к общению на иностранном языке  предполагает также формирование у  учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как  средством межкультурной коммуникации эффективным.  

     Приоритетными в начальной школе являются развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком, как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и её носителями. Учащиеся должны испытывать насущную потребность в использовании иностранного языка для решения задач общения. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе призван, не только обеспечить школьникам возможность овладеть ещё одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры – это является одной из ведущих целевых установок. Её успешной реализации способствуют разнообразные аутентичные материалы, достоверно отражающие жизнь зарубежного сверстника. Эти материалы призваны стимулировать образное мышление учащихся, развивать их вкусы и чувства, формировать их эмоции и образно-художественнеую память.

       Обучение иностранному языку  способствует развитию детей.  Для эффективного осуществления развития учащихся в ходе обучения  психологи и дидакты рекомендуют включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, деятельную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Поэтому для интенсивного развития мышления следует обеспечивать преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, осознания учащегося своих учебных действий. В методической литературе последних лет по обучению иностранного языка подчеркивается важность и необходимость включения мотивационной и эмоциональных сфер личности учащегося при изучении им иностранного языка.

Информация о работе Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения