Современные способы словообразования в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявить и систематизировать способы словообразования в английском языке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Дать критический анализ литературы по теме исследования;
2.Отобрать материал для исследования из словаря неологизмов;
3.Проанализировать способы словообразования в английском языке и выявить среди них наиболее распространенный.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема словообразования в английском языке на современном этапе
1.1. Определение понятия словообразования…………………......…...6
1.2 Словосложение, конверсия, сокращение как основные способы словообразования в английском языке. …..........................................................12
Глава II. Выявление современных способов словообразования в английском языке
2.1.Критерии отбора слов для выявления способов словообразования на современном этапе.…………………………………...25
2.2.Анализ современных способов словообразования в английском языке………………………………………........................................................35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

титул.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

                                                     

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

Факультет иностранных языков (ИЯ)

Кафедра романно – германских языков и  методик их преподавания (РГЯ и МП) 
 

Современные способы словообразования в английском языке

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Специальность 050303

             «Иностранный язык с дополнительной специальностью» 

    Ислаева Вероника Михайловна

                                                                                   Курс V, группа 351 

                                                                   Научный руководитель -

                                                                          Полькина Г.М, зав. кафедрой

                                                                           романо-германских языков и

                                                                      методик их преподавания,

                                                 доцент, к.ф.н. 
 
 
 
 

Набережные  Челны, 2011 г. 
 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема словообразования в английском языке на современном этапе

              1.1. Определение понятия словообразования…………………......…...6

              1.2  Словосложение, конверсия, сокращение как основные способы словообразования в английском языке. …..........................................................12

Глава II. Выявление современных способов словообразования в английском языке

             2.1.Критерии отбора слов  для выявления способов словообразования на современном этапе.…………………………………...25

       2.2.Анализ  современных способов словообразования в английском языке………………………………………........................................................35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...41

 

Введение 

Данная  курсовая работа посвящена проблеме изучения способов словообразования на современном этапе.

       При современном стремительном темпе развития науки и техники никакой словарь не состоянии поспеть за возникновением новых слов и терминов в различных областях знания, что ведет к появлению проблемы перевода и понимания неологизмов.

       Под словообразованием традиционно понимают образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований, новых вторичных единиц обозначения. Само появление нового слова диктуется прагматическими потребностями.

      Человек, создающий новое слово, стремится к индивидуализации и оригинальности. При этом сложившаяся в языке лексическая система накладывает известные ограничения на творческую деятельность людей, создающих новые слова.      

      В данной работе описываются способы словообразования в современном английском языке, раскрывается содержание понятий «словообразование» и «неологизм», систематизированы способы словообразования в английском языке на современном этапе его развития.

   Гипотеза  сформулирована следующим образом: качественные показатели иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического института на факультете иностранных языков достигнут более высокого уровня в профессиональной деятельности, если рационально обеспечивать прагматизацию иноязычной речи обучаемых средствами языкового материала, адекватного современному образу английского языка (языковые новообразования, трансформации, аббревиатуры, заимствования из других языков, просторечные фразеологизмы).

     Объектом данного исследования является лексический состав современного английского языка.

     Предметом исследования являются продуктивные и непродуктивные способы образования слов в английском языке.

     Цель  данной работы: выявить и систематизировать способы словообразования в английском языке.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

     1.Дать критический анализ литературы по теме исследования;

     2.Отобрать материал для исследования из словаря неологизмов;

     3.Проанализировать способы словообразования в английском языке и выявить среди них наиболее распространенный.

     Для изучения данной темы рассмотрена тематическая литература, которая помогла изучить способы словообразования в целом, другие нужны были для выявления популярности методов словообразования.. В данной работе использованы следующие методы исследования:

     1) анализ научных источников по  данному вопросу;

     2) таксономический метод исследования;

     3) гипотетико-дедуктивный метод;

     4) статистический метод.

Методологической  основой данного исследования стали работы В.В. Елисеевой., Н.Н Амосовой., Е.С. Кубряковой, В.И.  Заботкиной. 

Вопросы, которые возникли в процессе выполнения данной работы сводятся к тому, что

  • Проблема отнесения новообразования к неологизму, как долго  слово  должно употребляться в языке, чтобы считаться неологизмом и попасть в словарь;
  • Определение  связи  между   окказионализмом,   авторским   употреблением  лексической единицы и неологизмом;
  • Необходимость создания особых словарных статей  либо  помет,  позволяющих маркировать неологизмы, т.к. существующая система крайне  неудобна  и  не учитывает социальной дифференциации языка, отсюда:
  • Нечеткость в стилистической характеристике  неологизмов,  а  значит  и в вопросе об отнесении к неологизмам слэнговых  единиц,  профессионализмов, терминов и других пластов лексики.
 

         Данная работа состоит из введения, двух глав (каждая глава содержит два параграфа), заключения и списка литературы.

          Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные способы современного словообразования могут применяться для пояснения перевода слов в словаре неологизмов.

     Таким образом, проблема словообразования является актуальной в настоящее время, а так как английский язык является признанным международным языком, тема данной работы звучит: «Современные способы словообразования в английском языке».

 

Глава I. Проблема словообразования в английском языке на современном этапе 

1.1. Определение понятия словообразования в английском языке

   Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

        Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом и в статическом аспектах. [10, 25].

     Развитие  языка  обусловлено   в  значительной  степени   развитием  его словообразовательной  системы,   становлением   новых словообразовательных моделей  слов,  изменением  существующих,  увеличением  или  уменьшением  их продуктивности и  многими  другими  факторами  словообразовательного процесса.

     Как отмечает Елисеева В. В., словообразовательная модель показывает, как образовано слово в каждом конкретном случае, и помогает создать аналогичные значения аналогичными средствами.

     Понятие словообразования в целом включает в себя и обобщения, объединяя разные модели в группы по способам образования слов. Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ) и т. д. [9,15].

      Создание новых слов осуществляется,  прежде  всего,  как  отражение   в

языке  потребностей  общества   в   выражении   новых   понятий,   постоянно

возникающих в результате развития  науки,  техники,  культуры,  общественных отношений. Установление     тенденций     развития словообразовательных процессов в языке, совершенствование теории и  практики лексикографии  и  пр.  –  всегда  были  важнейшими  проблемами  лексикологии.

              По  мнению  Е.С  Кубряковой,  суть словообразовательных процессов заключается в  создании  новых  наименований, новых  вторичных  единиц  обозначения,  и  как  скоро такие   наименования являются  словами,  термин  «словообразование»  раскрывается  в   буквальном смысле, то есть  прежде всего как наименование процесса образования слов».[3, 356].

      Во втором значении термин  «словообразование» обозначает  раздел  науки, занимающейся изучением процессов образования лексических единиц.[11,8].

     Как отмечает Каращук, основная задача словообразования заключается  в  изучении  формальных, семантических,  генетических  и  других   закономерностей   и   особенностей образования  новых  лексических  единиц,  возникающих  в  процессе  развития языка, который  является  своеобразным  барометром  общественного  развития, чутко реагирующим на малейшие изменения в  научной,  политической  и  другой жизни общества.[11,9]

   По  утверждению Кубряковой Е.С., само появление нового слова диктуется прагматическими потребностями: отправитель сообщения выбирает из наличного лексического тезауруса  то,  что наилучшим  образом  выражает  его  мысли  и  чувства.   Если   в   лексиконе отправителя такого слова нет, то нередко он видоизменяет старую или  создает новую лексическую единицу.  Новые лексические единицы создаются  в процессе речи как  осуществление  говорящим  определенного  коммуникативного намерения, а не как единицы, заранее планируемые  говорящим  для  расширения или пополнения лексики. [3,366].

      В языке все направлено к  определенной цели – выражению мысли.  Поэтому образование  языка  можно  представить  себе как взаимодействие  духовного стремления обозначить материал, требуемый внутренними целями коммуникации.[12,72].

          Таким образом, словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс        Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов. Само появление нового слова диктуется потребностями человека кратко и ясно передать свою мысль. Словообразование связано с лексикологией, так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка. Основной задачей словообразования является  изучение    закономерностей   и   особенностей образования  новых  лексических единиц. 

Информация о работе Современные способы словообразования в английском языке