Совершенствование слухо-произносительных навыков у учащихся средней школы на основе прослушивания музыкальных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день отдельные методические аспекты использования англо-американских песен на занятиях по иностранному языку уже анализируются на страницах профессиональных журналов ("Forum", "ИМИ"), но пока еще отсутствует общая концепция применения песен в обучении. Существование этой концепции очень важно, ведь целью обучения иностранным языкам являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и комплексное усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы песенного творчества.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ИЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук и продуцировать его соответствующим ему значением – одна из важнейших задач общения. Нарушение фонетической правильности речи, неправильное интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего. Слабое развитие слухо-произносительных навыков не только отрицательно влияет на выдачу информации говорящим, но и затрудняет понимание чужой речи, построенной с нормой произношения. Услышанные звуки не ассоциируются со звуковой базой учащихся и не имеют для них никакого сигнального значения.

Фонетика не изучается  в школах как самостоятельный  аспект языка, ученики должны овладеть произносительными навыками, что осуществляется в ходе обучения устной речи и чтению. В школе трудно добиться безупречного произношения учеников, поэтому требования к нему определяют, исходя из идеи апроксимации – приближения к правильному произношению. С этой целью, с точки зрения М.В. Ляховицкого и Н.И. Гез, во-первых, ограничивается объем фонетического материала, которым должен овладеть ученик, а, во-вторых, допускается некоторое снижение качества произношения отдельных звуков. Однако и то и другое имеет место в пределах, не нарушающих процесса устного общения. [8]

С точки зрения С.Ф. Шатилова и К.И. Саломатова, главной целью  обучения фонетике в школе является совершенствование слухо-произносительных навыков. Слухо-произносительные навыки входят главным компонентом в такие речевые умения, как говорение, аудирование, чтение, то есть как в речевые, так и в рецептивные виды речевой деятельности. [10]

Под речевыми слухо-произносительными навыками понимаются навыки фонемно правильного произношения, всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других.

В программе по иностранным  языкам для начальной школы описана  главная цель обучения иностранным  языкам в школах – это развитие способности учащегося к общению на иностранном языке, то есть обучение в равной степени грамматике, лексике, аудированию, чтению и произношению.

И.Л. Бим считает основными  следующие цели обучения произношению:

  • Умения слушать и слышать, развитие фонематического слуха.
  • Навыки произношения, то есть доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой иностранного языка, способами интонирования.
  • Развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психологической основы для внешней речи. [4]

При изучении английского  языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, заговорческо-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке не испытывал страх за ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Как считает М.Н Вятютнев, методист, психолог, написавший множество книг по преподаванию языка в средней школе: “ошибки - это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией; их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они показывают, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нем активное участие”. [20, с. 103]

К сожалению, следует  сказать, что в условиях общеобразовательной  средней школы вряд ли можно добиться абсолютно правильного, близкого к речи носителя языка произношения. Здесь критерием нормативности выступает так называемая интеллигентность речи, имеется в виду ее понимаемость. Если ученик, пользуясь речью, достигает взаимопонимания, следовательно, он в основном владеет произношением. Таким образом, необходимо добиваться от учеников относительно правильного произношения. Речь идет об опоре на принцип аппроксимации, то есть о приближении к желаемому результату.

И.Л. Бим считает, что  общая стратегия обучения произношению может быть представлена следующим образом:

  • Восприятие на слух фразы её осмысление (учитель использует средства наглядности, перевод).
  • Вычленение учителем подлежащего фонетической отработке слова.
  • Проговаривание его ученикам.
  • Вычленение учителем особо трудного звука.
  • При необходимости пояснение его артикуляции.
  • Многократное воспроизведение звука ученикам.
  • Многократное произнесение слова и фразы в целом. [5]

Ученик движется от осмысленного речевого целого к отработке отдельного звука. Если звук не представляет сложности  для усвоения, ученики имитируют произношение учителя (диктора) без каких-либо пояснений и работа проводится менее расчленено. Ученик должен как можно больше слышать образцовое произношение, но не в ущерб другим видам работы.

Обучение произносительной стороне занимает особенно значительное место на начальной ступени обучения. Далее оно осуществляется, как правило, в рамках так называемых фонетических зарядок – в устной форме или со зрительной опорой, а также в определенной мере в работе над техникой чтения.

 

1.2 Теоретические основы использования песен на среднем этапе обучения

1.2.1 Роль музыкальных произведений в процессе совершенствования слухо-произносительных навыков

 

 

Известно, что уровень усвоения материала зависит от степени самостоятельности учащегося. Нужно организовать обучение так, чтобы ученик добывал знания, а не получал их для запоминания в готовом виде, чтобы он овладевал навыками и умениями в результате своего труда. Различные увеселения (например, песни), если они не имеют прямого отношения к познанию – лишь развлекательность. Интересной должна быть сама деятельность, а не сопутствующие мероприятия, ибо учебная деятельность – труд, требующий многих и многих усилий, умственных и физических.

Но, тем не менее, использование  песенного материала положительно влияет на процесс обучения иностранному языку. При помощи музыкальных произведений на уроке легче создать атмосферу доброжелательных отношений и заинтересованности учащихся.

Способность музыки воздействовать на человека формировалась на протяжении тысячелетий. Исследования в области происхождения музыки и древней культуры свидетельствуют о том, что музыкальный язык сформировался как одно из средств информационной связи. В ходе эволюции, во взаимодействии художественного и внехудожественного общения, музыкальное искусство развивается как одно из средств понимания, единения и общения людей, сходство материала речи и музыки, близость функций речевой и музыкальной интонации дают возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыкальных произведений. Если обучение иностранным языкам строится в форме общения, то музыкальные произведения могут быть средством обучения общению.

В условиях гуманизации  образования, когда личность растущего  человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения – использование песенных материалов на уроках иностранного языка.

Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место песням при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании песенных материалов: или аутентичных, или специально сочиненных. Важность этой работы трудно переоценить. Можно приводит следующие доводы за использование песенных произведений:

Во-первых, песни –  это тот текстовый материал, который  дети любят, который им интересен, а  следовательно, работа с песнями положительно эмоционально окрашена для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению материала.

Во-вторых, аутентичный  фольклорный материал способствует постижению языка в контексте  культур.

В-третьих, песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.

В-четвертых, при работе с песнями мы решаем проблему многократного  повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни не воспринимается как искусственное.

По мнению В. Леви "музыка является одним из наиболее эффективных  способов воздействия на чувства  и эмоции школьников, представляющая собой "сильнейший психологический  побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания". [7]

Как показывает опыт, учителя  часто пренебрегают песнями на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное  отношение учащихся песням. Или же для многих преподавателей вся работа с песней сводится к "прослушиванию" и "заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла заученного.

Использование песен  на изучаемом языке весьма актуально  на любом этапе обучения иностранному языку, однако наиболее эффективным является использование песен для совершенствования слухо-произносительных навыков в средней школе по ряду причин:

Во-первых, учащиеся приобщаются  к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре.

Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим  материалом создается хорошая предпосылка  для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

Этому способствует, в  частности, и достаточно высокий  врожденный уровень музыкальных  способностей детей данного возраста. Так, например, у 81,2 % исследуемых детей  в возрасте 9-10 лет развит не только звуковысотный слух, но и музыкальный слух в целом, который позже тормозится у детей, оставшихся вне музыкальной деятельности [11, с. 36].

Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, то есть передача заложеного ее автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые прежде всего информируют читателя (или слушателя), то есть воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

Таким образом, с точки  зрения методики песня на английском языке может рассматриваться, с  одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.

С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода песенный материал, будучи образцом музыкальной инокультуры и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку (3.Н. Никитенко), является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся [12, с. 39].

 

 

1.2.2 Музыкальные произведения – один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку

 

 

Поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.

В жизни любой семьи  постоянно присутствует музыкальный  фон, который создается передачами телевидения и радио. Кроме того, благодаря широкому распространению звуко- и видеозаписи, а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.

Песни имеют аутентичный характер, следовательно, они включают в себя лексические и грамматические явления, не входящие в список продуктивно (активно) усваиваемых языковых средств. Поэтому не следует начинать работу над текстом песни с чтения вслух. Учащиеся ничего не должны повторять, читать или писать, не понимая смысла и содержания совершаемой ими деятельности. Начинать работу над песней можно по-разному:

  • перед предъявлением текста учитель делает небольшое введение (может быть на русском языке) о том, чему посвящена песня, затем делается установка на то, чтобы внимательно прослушать и рассказать, о чём или о ком это песня, что об этом говорится, где происходит действие и так далее;
  • учитель предъявляет песню на слух, сопровождая чтение жестами, мимикой, наглядность, в отдельных случаях переводом, помогающими понять смысл и содержание. На более продвинутом этапе работы над языком дети могут пользоваться печатным вариантом текста песни в процессе устного предъявления его учителя или самостоятельного читать про себя;
  • после предъявления текста дети вместе с учителем стараются построчно перевести текст, а затем прочитать или проговорить его вместе с учителем или вслед за учителем. Режим проговаривания может быть разным: сопровождаться хлопками, жестами, движениями и другим;

Информация о работе Совершенствование слухо-произносительных навыков у учащихся средней школы на основе прослушивания музыкальных произведений