Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка.
Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке.

Содержание

Введение 3
Ролевые игры как средство развития диалогических навыков у учащихся 3–го класса на уроках иностранного языка 4
1. Характеристика ролевой игры 4
2. Технология проведения ролевых игр 10
3. Основные требования к проведению ролевых игр 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

В сюжетных ролевых  играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, о режиме дня и т.д.

Целесообразность  использования ролевых игр обусловлена тем, что дети отдают предпочтение групповой форме учебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. При всем разнообразии сюжетов в играх скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.

Существенной психологической особенностью детской ролевой игры является ее неутилитарный характер, определяющий привлекательность самого процесса игры. Участие в ней сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением [1].

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями ДР в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Ролевая игра формирует  у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ДР ориентирующую функцию.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях [17]. Важнейшее значение для понимания функции ролевой игры в развитии имеет выяснение ее значения для развития потребностной сферы, для возникновения новых потребностей, которые в игре формируются.

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что:

Диалогическая речь - это  процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами 2 или более  лиц.

Единицей обучения диалогической речи являются диалогические единства, распространенным диалогом является диалог – расспрос.

Действительно, игра является той формой организации жизнедеятельности  младшего школьника, в условиях которой  педагог может, применяя различные методы, формировать навыки диалогической речи, особенностями которой являются: инициативность, контактность, спонтанность, эмоциональная окрашенность.

Мы доказали опытно –  экспериментальным путем, что ролевые  игры положительно влияют на развитие диалогических навыков у учащихся младшего школьного возраста, так как количественный показатель увеличился от 1 – до 3 предложений.

В учебный процесс  постоянно нужно включать ролевые  игры, а для этого:

  • следует тщательно продумывать сюжет и роли игры;
  • выбирать роли можно по желанию или с помощью считалочки на 
    иностранном языке;
  • создавать обстановку, соответствующую реальной действительности:

- атрибуты, костюмы, наглядность;

- поощрение и оценивание учащихся - это стимулирует их учебную деятельность.

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка в начальных классах дает возможность повысить интерес к иностранному языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность младших школьников, а главное, ролевые игры влияют на освоение языкового материала и влияют на развитие навыков диалогической речи младших школьников на уроках иностранного языка.

 

 

 

Список литературы

 

1. Абанина Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением немецкого языка//Иностранные языки в школе. -1997. -№ 1.

2. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.

3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2002.

5. Гашкова В.П. Ролевые игры и задания на уроках английского языка//Иностранные языки в школе. - 1986. - № 5.

6. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку (Обзор зарубежной методической литературы)//Иностранные языки в школе. - 1988. - № 3.

7. Ю. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации//Иностранные языки в школе. - 1995. - № 4.

8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам/Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4.

9. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической

речи//Иностранные языки  в школе. - 2003. - № 3.

10. Мухина B.C. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.

11. Обновление содержания языкового образования: иностранные языки (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). -

Москва-Абакан, 2005.

12. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2001. - 239 с.

13. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Теория и практика раннего обучения

иностранным языкам. Учебное  пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов. - Ростов на/Дону: АНООН, 1999.

14. Филатов В.М. Лингвистическое обеспечение ролевых игр в начальных

классах школ с углубленным  изучением немецкого языка// Иностранные языки в школе. - 1991.- № 4.

15. Филатов В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы//Класс. - 1995. - № 4.

16. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1986.

17. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.

 

 


Информация о работе Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи