Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка.
Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке.

Содержание

Введение 3
Ролевые игры как средство развития диалогических навыков у учащихся 3–го класса на уроках иностранного языка 4
1. Характеристика ролевой игры 4
2. Технология проведения ролевых игр 10
3. Основные требования к проведению ролевых игр 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)


Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального  образования

«Международный славянский институт»

Факультет Иностранных  языков

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи»

 

 

 

 

Студентки четвертого курса

Ковригиной М.И.

Научный руководитель:

Морослин П.В.

 

 

 

 

 

Москва 

2012 
Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В условиях реализации задач реформы  общеобразовательной школы учителя  и методисты постоянно ищут резервы  повышения уровня качества и эффективности  обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка.

Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке.

При участии в ролевых  играх у детей закладываются  основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на уроках иностранного языка, что является главной целью обучения иностранному языку на начальном этапе.

Развитие диалогических навыков у учащихся младшего школьного возраста уроках иностранного языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, способствовать осознанному освоению иностранного языка.

Методологическая основа исследования: теоретические положения С.А. Шмакова о детской игре как феномене культуры, концепция С.Ф. Шатилова поэтапного формирования навыков и умений и переосмысленная применительно к иностранному языку.

 

Ролевые игры как средство развития диалогических навыков у учащихся на уроках иностранного языка

 

1. Характеристика ролевой игры

 

Ролевая игра служит важным источником формирования социального  сознания ребенка.

В ролевой игре школьники  могут на иностранном языке активизировать и реализовать все компоненты общения. Критики несправедливо говорят о том, что ролевая игра «требует много времени». Наоборот: ролевая игра эффективно подготавливает детей к реальному устному общению в конкретной ситуации, это «оплачивает» затраты времени.

В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих  в гипотетической ситуации. Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен, свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат развитию критического мышления. А необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и убеждать собеседника.

Ролевая игра включает в  себя:

1. роли - они выполняются  при помощи игровых действий, которые являются способом осуществления  роли;

2. сюжет игры — это  та область действительности, которую дети воспроизводят в игре;

3. содержание игры - то, что дети выделяют как основной  момент деятельности или отношения  между героями (соблюдений правил  в игре);

  1. игровой материал, который используется в игровых действиях - это 
    игрушки, костюмы, картинки и другие предметы, с помощью которых 
    дети разыгрывают роли;
  2. ролевые отношения — дети в игре вступают в ролевые отношения, которые определяются ролями и выражаются в игровых действиях

В ролевой игре необходимо четко различать сюжет и содержание игры.

Под сюжетом подразумеваются  включенные в игру и воспроизведенные в определенной последовательности сцены или фрагменты из жизни, деятельности.

Под содержанием ролевой  игры подразумевается, что участники  выделяют из воспроизводимой ими  жизнедеятельности главное. В.С.Мухина справедливо заметила, что дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в эту игру разное содержание [10].

Именно эта формирующая  функция ролевой игры представляет для учителя иностранного языка  профессиональный интерес, так как через роль оказывается возможность задать ученику определенную программу коммуникативного поведения, в том числе и на иностранном языке [15].

В ролевой игре учащиеся могут импровизировать, больше узнать о себе. Ролевая игра побуждает детей к аргументированным высказываниям друг с другом. В ролевой игре ребята могут без страха вести себя так, как в реальной жизни они не могут, или не отважатся [14].

Для эффективного проведения ролевой игры участники должны собрать  информацию о своих героях, об их поведении и правильно представить своего героя в игре. Ребята должны владеть языковым материалом. В игре они должны развивать стратегию, как они могут спонтанно действовать, реагировать в сложившейся ситуации.

Для учителя основными  структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

1) игровые, а также  практические, воспитательные и  развивающие цели;

2) содержание ролевой  игры, которое базируется преимущественно  на учебном материале текущей  разговорной темы и которое  приобретает определенную сюжетную организацию и развитие;

3) совокупность социальных  и межличностных ролей, посредством  которых учащиеся реализуют значительную  часть содержания конкретной  РИ;

4) коммуникативные и  лингводидактические условия, т.е.  прежде всего учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими учащимися под руководством учителя;

5) реквизит — любые  предметы, которые, так или иначе  включаются в ролевую игру  и приобретают знаковое, сообщающее  значение [12].

По поводу четвертого структурного компонента РИ следует сделать два пояснения. Во-первых, под коммуникативными условиями подразумевается не столько учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая именно для данной конкретной РИ, сколько благоприятный психологический климат, созданный и поддерживаемый на занятиях по иностранному языку. Благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе предрасполагает учащихся к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей серии РИ. Во-вторых, под лингводидактическими условиями подразумевается формирование у учащихся некоторого исходного (пусть даже самого минимального) уровня коммуникативной компетенции, позволяющего всем учащимся успешно участвовать в ролевых играх на ИЯ. Создание этого исходного уровня коммуникативной компетенции осуществляется не только в процессе выполнения различных упражнений, предусмотренных УМК по ИЯ, но и в ходе усвоения иноязычного материала, представленного в виде диалогических единств, сгруппированных по коммуникативному намерению вокруг контактной, информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной функций межличностного общения. И.Л. Бим называет перечисленные функции несколько иначе: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная, конвенциональная, но в основном они совпадают.

Во временном плане  РИ представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, который  состоит из подготовки РИ, проведения РИ и подведения итогов проведенной  РИ.

По сравнению с устойчивым и четко обозначенным набором структурных компонентов временные параметры РИ довольно подвижны. Это особенно характерно для периода подготовки РИ. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 дней), различают "малую игру" и "большую игру". Подготовка и проведение малой РИ реализуется на одном занятии. Небольшие РИ могут проводиться практически на каждом занятии по иностранному языку. Вместе с тем некоторая часть малых РИ обеспечивает подготовку больших РИ.

Дидактическая структура  ролевых игр (РИ), методика их подготовки и проведения оказывается различной  в зависимости от того, проводятся ли они на родном языке, или на иностранном  языке (ИЯ), как это имеет место  в процессе языковой и методической подготовки.

Ролевая игра отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью  речевого и неречевого поведения  персонажей. Каждый участник игры в  ходе самой игры организует свое поведение  в зависимости от решаемой проблемы, своего коммуникативного намерения  и поведения партнеров [7].

Ролевая игра может изображать один элементарный коммуникативный  акт (знакомство, поздравление, покупку  и пр.) или сложный коммуникативный  акт, состоящий из серии элементарных, объединенных общей коммуникативной  целью ситуаций. Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные стандартизованные социальные роли (пассажир, полицейский, летчик...), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях повседневной жизни. Наконец, может быть ролевая игра или серия игр, в которых ученик исполняет роль вымышленного персонажа, обладающего всеми личностными характеристиками конкретного лица (пол, возраст...). Данная разновидность ролевой игры предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной/конфликтной ситуации, в которой участники игры действуют. Итогом игры должно стать разрешение проблемы/конфликта [7].

Существует несколько классификаций  ролевых игр, но нам наиболее близка следующая классификация:

 

Игры, в которых дети не примеряют  на себя роли, а оперируют с предметами и игрушками, придавая им, выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Участники наделяют ролями предметы, игрушки; дети не принимают на себя конкретные «роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета.

Особенно дети любят  играть с сюжетными игрушками: машинами, солдатиками. Эти игры развивают  воображение, так игра идет в мыслительном или речевом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и перестановки. В этой группе игр выделяют подражательные игры. Содержанием такой игры может стать какой-то случай, факт жизни.

К ролевым играм также  относят игры-драматизации, в которых  дети театрализуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения. Эти игры полезны тем, что развивают  образную, выразительную речь [4].

К классу ролевых игр  принадлежат игры-грезы, игры «про себя», игры, построенные на воображении. Игры-грезы  могут быть реализованы в рисунке. Дети «рисуют» войну, окружающий мир, сочиняя  роли изображенным героям, одушевляя  рисунок внутренними монологами и диалогами.

Также, исходя из продолжительности  подготовительного периода игры (от нескольких минут на одном занятии  до одной - двух недель) и продолжительности  проведения ролевой игры (от 3-4 минут  до 10-12), различают «малую игру» и «большую игру» (Е.И.Пассов, С.М.Шишкин и др.).

Центральным моментом ролевой  игры являются роли, которые берут  на себя учащиеся. При этом школьники  не просто называют себя именем героев, но и действуют как выбранные  герои.

Ролей выделяется 5 категорий: 

  1. врожденные, то есть определяющие пол и возраст участника игры;
  2. приписанные, то есть национальность или принадлежность к той или 
    иной социальной группе;
  3. приобретенные, то есть конкретизирующие профессию;
  4. действенные, то есть предлагающие круг действий в данной ситуации 
    (например, визит к врачу);
  5. функциональные, то есть определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение сочувствия) [6].

Наиболее важными при  обучении иностранному языку представляются 2 последние категории ролей.

Исходя из выше проанализированного, мы можем сделать следующий вывод: обязательное проведение ролевой игры является наличием проблемной ситуации. В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание игры. По продолжительности различают малые ролевые игры и большие ролевые игры.

 

2. Технология проведения ролевых игр

 

Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место  в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку.

Во временном плане  ролевая игра представляет собой  целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, который, как мы уже отмечали, состоит из подготовки ролевой игры, ее проведения и подведения итогов проведенной игры.

Информация о работе Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи