Ролевая игра как средство повышения мотивации изучения иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:17, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования – разработать методику и новые учебные материалы для проведения ролевых игр и научно обосновать эффективность их использования при изучении иностранных языков.
Объектом исследования является ролевая игра в процессе обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях, организуемая как с целью формирования навыков самостоятельной работы по овладению английским языком, так и с целью совершенствования навыков и умений устного общения.

Содержание

Введение………………………………………………………...............................3
Глава 1: Ролевые игры как средство повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
11.Проблема мотивации учащихся при изучении иностранного языка 5
1.2 Что такое игра: ее характеристика и функции ролевых игр……………………………………………………………………………….11
1.3 Задачи ролевых игр и их возможности……………………………………16
Выводы к главе 1……………………………………………………………….19
Глава 2: Практическое использование ролевых игр на уроке иностранного языка
2.1 Формы ролевых игр и требования к ним…………………………………20
2.2 Категории и описание ролевых игр………………………………………24
Выводы к главе 2 ………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..…31
Список использованной литературы…………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися  разного возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности, исследования проблем общения и речевой деятельности. Применение данного приема позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи. В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры ими не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем

Применение ролевой  игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на обучающегося. Игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность , готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

          Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 1

Использование игр на уроках иностранного языка помогает глубже раскрыть личностный потенциал каждого учащегося, его положительные личные качества, сохранить и укрепить учебную мотивацию. Таким образом, игры формируют познавательный интерес, содействует развитию самостоятельности и воспитанию чувства коллективизма.  Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра- это обучение в действии, она является высшей степенью мотивирующей, так как содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре - в реальной жизни, что не может дать тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.

Во время ролевой  игры имеет место эмоциональный  подъем, что положительно влияет на качество обучения. Регулярная организация ролевых игр на уроках иностранного языка позволяет постепенно повышать уровень обучаемости учащихся.

Игра не только должна занимать важное место на уроке, но и может быть его стержнем. Игра не должна противопоставляться «основной части» урока, нужно стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока и создавал игровую атмосферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

2.1Формы ролевых игр и требования к ним

 

Ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и значительно повышает качество овладения им. Существуют разные формы ролевых игр на уроках иностранного языка с учащимися разных

       возрастов.

 В среднем школьном возрасте повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. Здесь возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания. В постепенном переходе к старшему возрасту повышается  значение игровых ситуаций, расширяющих представления об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли и формой общения становятся имитационные ролевые игры, которые используются в целях формирования социально-политической зрелости, нравственных знаний и воспитание идеологии. Можно имитировать дискуссию между российскими и английскими школьниками: телемост “MOSCOW-LONDON”.в котором они рассказывают о своей стране, об учебе, о направлениях в литературе и искусстве. Участие в таких дискуссиях рассматривается как важное средство подготовки учащихся к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, активному и инициативному иноязычному общению.

Кроме форм игрового общения на любом возрастном этапе также проводим ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.  

Чтобы организовать общение  в рамках ролевой игры, нужно сформировать эти навыки в реальных  условиях учебного процесса и провести большую подготовительную работу, для этого я использую следующие тренировочные упражнения:

- упражнения на тренировку  учащихся в умении реагировать  на предложенные утверждения, они развивают умения употреблять фразы, эквивалентные русским: да ,нет, разве, неужели, я думаю, что…,по

моему мнению и так  далее;

-упражнения на тренировку  в составлении микродиалогов  в парах, в рамках предложенной ситуации;

-упражнения на составление собственного диалога по образцу, здесь работаем поэтапно: сначала читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, которые нужно усвоить; читаем с целью воспроизведения пропущенных реплик; инсценируем диалог, воспроизводя некоторые реплики и затем составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения(можно на выбор).

-упражнения на составление  диалогов с опорой на ключевые  слова и выражения в рамках  предложенной ситуации(только для  учащихся с высоким уровнем  обучаемости)

-упражнения на составление  небольших полилогов, они работают в группах по 3-4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров.

При этом каждая ролевая  игра должна отвечать определенным требованиям, которые сформулировала Е.И. Негневицкая {Негневицкая Е.И. 1998:13-16} :

-игра должна стимулировать  мотивацию учения , вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, близкой к реальной ситуации общения;

-игру нужно хорошо  подготовить, как содержание, так и форму и четко организовать;

-игра должна быть  принята всей группой;

-игра должна проводиться  в доброжелательной, творческой атмосфере и вызывать у учащихся чувство радости и удовлетворения;

-игра организуется  так, чтобы все могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;

-учитель должен сам  верить в эффективность ролевой  игры, только при этом условии он сможет добиться хороших результатов, его роль в процессе подготовки и проведения меняется, сначала учитель активно контролирует деятельность учащихся, затем становится наблюдателем, в процессе игры он может взять себе какую-либо роль, но не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством, учитель управляет общением, может подходить к тем учащимся, которые нуждаются в помощи и вносить коррективы, также сильные учащиеся помогают слабым, учитель не должен исправлять ошибки сразу, а незаметно их записать для дальнейшего обсуждения.

Ролевые игры на уроках английского языка включены во все пособия и учебники. Урок  посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Мы прибегаем к ролевым играм в конце изучения темы для оттачивания приобретенных знаний. Здесь необходимая лексика и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические, орфографические задания и аудирования пройдены. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой. Она может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые игры, которые мы называем “многоактными”.  При всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определяет продолжительность речевого общения участников . В зависимости от успешности овладения иностранным языком, игровое общение может носить репродуктивный характер. Репродуктивный способ речевого общения используется учащимися с низким уровнем обучаемости по иностранному языку. Их задача заключается в том, чтобы воспроизвести в игровых обстоятельствах текст-образец. Учащимся со средним уровнем предлагается самостоятельно включить в текст-образец дополнительные элементы, изменить последовательность реплик, внести свои изменения. Речевое общение с высоким уровнем обучаемости более творческое, в нем проявляется инициатива участников игры, их способность к самостоятельности в иноязычной речевой деятельности. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к языку. Игры на уроках можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. При этом нужно учитывать ,  что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, чтобы снять напряжение. Работа с играми приносит положительные эмоции и пользу, служит действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация учащихся к изучению иностранного языка начинает ослабевать. При планировании уроков и подборе к ним различных игр нужно учитывать не только возраст учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

 

 

 

2.2.КАТЕГОРИИ И ОПИСАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР.

 

   Ролевые игры могут быть различного вида, но до проведения игры учитель должен убедиться, что учащимся понятна идея. В процессе игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала,  но главное-это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Ролевая игра отвечает требованиям комплексного обучения, так как в ней развиваются, закрепляются и контролируются все виды умений и навыков, способность творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, а также умение привлекать и использовать знания и опыт, полученные на занятиях по иностранному языку и другим предметам в процессе самообразования. Поэтому ролевая игра-это самая эффективная форма контроля качества приобретенных знаний, умений и навыков во время обучения.

 Цели у всех категорий игр различные, но все они способствуют

овладению:  памяти, внимания, сообразительности и поддержанию интереса к изучаемому языку. Создавать ролевые игры на уроках английского языка можно по любой теме и для отработки любого материала, а польза от них существенна, поэтому мы не забываем об этом прекрасном методе изучения языка .

 

Ролевая игра «Суд над вредными привычками»           

цель игры: вынести приговор вредным привычкам (найти аргументы: «за и против »)

задачи:

воспитательные  1) воспитать  отрицательное отношение к вредным                                        привычкам 2) развивать умение работать в коллективе ( слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) образовательные :совершенствовать навыки чтения; развивать навыки устной речи по теме.

А) Выступление судьи

Good morning! Take your seats, please.

Today we are going to listen to the case of bad habits: smoking, alcohol, drugs.

The members of the court are: the judge is Oxsana C.; the prosecutor is Kiril N.,

the lawyer is Yana Z. Now listen to the prosecutor.

В) Выступление прокурора

Today we accuse bad habits of destroying health, poisoning people, making them addict and even killing them. Bad habits: smoking, alcohol, drugs spread all over the world. Russia is not an exception. Bad habits have become great problems in our society. A lot of people get ill, give up working, commit crimes and die. Their families suffer too. We must tell the truth about bad habits and accuse them.

С) Выступление адвоката

People always try to break the regulations, prohibitions, laws. The history of tobacco, alcohol, drugs is rather long. Bad habits help people to relax, to be calm. A lot of people think it is attractive to smoke, to use alcohol and drugs. You can see advertisement of cigarettes, alcohol on TV, in newspapers, magazines. Drugs are used in medicine to ease the pain of patients.

D) Показания свидетеля защиты курения

  The history of smoking began at Columbus’ time. He discovered America and met Indians in 1492. Their famous tradition was smoking of a peace pipe. When they smoked this pipe together with people they didn’t know, it meant friendship and peace. Tobacco was brought from America to Spain and then it appeared in France and other European countries. People believed that tobacco could help to destroy mind illnesses. It was spread all over the world.

  At the beginning of the 17th century tobacco was brought from England to Russia. Tsar Peter the Great ordered to smoke it. He said “Tobacco cleans brain”. Since then a lot of people have been smoking cigarettes.

  Smoking is some kind of entertainment. When people are tired of work, they have breaks to smoke. While smoking they talk, discuss different things. They say when they are nervous smoking can calm them. They relax.

Some artists painted pictures with smoking people, for example “Smoke break’, “During smoke break”.

In the films you can see smoking people too. They seem to be independent and free. A lot of famous actors and actresses smoke and young people follow their example. Some songs praise this habit. In one famous Russian song you can hear the words “Let’s smoke one cigarette, my friend, let’s smoke …”

  Nowadays there is a lot of advertisement of smoking in mass media. You can see it on TV, in magazines, newspapers. Look at the screen and you will watch it. It is rather attractive, isn’t it? The producers of tobacco aren’t sorry for money, they want more and more people to smoke. They wish to sell cigarettes to earn money.

  Young people begin smoking at the age of 16-17, sometimes even 13, 12. They haven’t got any life experience and don’t think about consequences of this bad habit in future. 18% of men and 19% of women begin smoking for fun.

26% of men and 29% of women because of curiosity, 16 % of women and 3 % of men want to get thin.

Young people say that they smoke cigarettes because they want to show their independence, freedom.  Some girls are sure that they look more attractive for men when they smoke.

E) Показания свидетеля обвинения

Smoking ruins people’s health. If they smoke, they have a headache, sickness and a sore throat.  Smoking is the most common cause of lung cancer. Smoking is also leading cause of cancer of the mouth, throat. The poisons in cigarettes can affect your appearance. Smoking can dry your skin and cause wrinkles.

A burning cigarette is a chemical factory containing 3000 chemicals, most of them are dangerous for people’s health: cyanide, formaldehyde, benzene, acetone, ammonia, tar.

  Smoking ruins teeth, they become yellow and then destroy. The temperature of a burning cigarette influences on  lips, mouth and a stomach.     Smoking people loose appetite. Their voices change , they become husky (хриплым).

  Nervous system suffers too. Smoking people often have depressions.

Intellect abilities of a person reduce.

Cigarettes do a lot harm to a baby if a woman is pregnant.

Some people think that soft cigarettes can’t spoil their health. But isn’t true.

Smoking is harmful not only for people who smoke but it puts the health of your friends and family at risk. They suffer even more, because 50 % of harmful substances get into air and they have to breath it.

Addiction to tobacco is hard to control. More than 90 % of teens who use tobacco daily experience at least one symptom of withdrawal when they try to quit.

How does a person get used to tobacco?

When a person begins to smoke a cigarette smoke gets into blood, then it goes to all parts of the body. In 2-3 minutes smoke gets into brain and it rises its mental activity for a while. A person becomes to be calm. But then energy disappears, a person is tired again and has a strong desire to smoke again. He is sure he can’t work without cigarettes.

Smoking costs a lot of money. Count yourselves! How much does a pack of cigarettes cost? How much money do you spend a day? A week? An year?

It’s an expensive entertainment.

F) Показания свидетеля защиты алкоголя

Alcohol has been called “a stealer of mind”  since ancient times. It appeared 8000 years ago. The Arabs began to get spirits in the 6-7 century and it was called alcohol. Then it appeared in European countries. It was produced from potatoes, sugar ect.

There were a lot of prohibitions of alcohol in the history of mankind. But people drank it. Artists, writers, poets praise it in their poems, pictures.

Alcohol became one of the troubles in Russia too. It is considered to be a tradition of Russian people. You can’t imagine any holiday in our country without champagne, wine, vodka. Young people use a lot of bear.

Spirits is widely used in medicine. It disinfects wounds. It can help people feel better for a while. Ii makes them relax, be cheerful. It helps them to forget about their problems.

of coordination, poor judgment, slowed reflexes, memory lapses, and even blackouts (быть в отключке).

Alcohol affects your body. It can damage every organ in your body and  it can increase your risk for variety of life-threatening diseases, including cancer.

Информация о работе Ролевая игра как средство повышения мотивации изучения иностранного языка