Проблемы синтаксиса в истории английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть важнейшие исторические изменения синтаксиса английского языка в каждый период.
В соответствии с этим ставятся и решаются следующие задачи:
1) Изучить теоретические предпосылки исследования.
2) Исследовать синтаксис в различные периоды развития английского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования………………….....5
1.1.Основные черты синтаксиса английского языка…………………………5
1.2. Краткая характеристика периодов истории английского языка………..8
1.3. Характеристика языка XVI-XX веков……………………………………10
1.4. Понятия синтаксиса……………………………………………………….12
Глава 2. Синтаксис...........................................................................................23
2.1. В древнеанглийский период………………………………………………23
2.2.В среднеанглийский период……………………………………………….30
2.3.В новоанглийский период…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………....44

Работа состоит из  1 файл

Проблемы синтаксиса в истории английского языка.docx

— 263.22 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сыктывкарский государственный  университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра лингвистики и  межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

Курсовая работa

 

 

Дисциплина: «Введение в специальность и история английского языка»

Тема: «Проблемы синтаксиса в истории английского языка»

 

                                                   

 

                                                                        Выполнила: студентка 325 гр.,

                                                                      Вишневая Надежда Владимировна

 

 

                                                                                Проверил: к. п. н., доцент,

                                                                                                      Пашкова М.М.

 

 

 

 

Сыктывкар

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  предпосылки исследования………………….....5

1.1.Основные черты синтаксиса английского языка…………………………5

1.2. Краткая характеристика  периодов истории английского  языка………..8

1.3. Характеристика языка XVI-XX веков……………………………………10

1.4. Понятия синтаксиса……………………………………………………….12

Глава 2. Синтаксис...........................................................................................23

2.1. В древнеанглийский период………………………………………………23

2.2.В среднеанглийский  период……………………………………………….30

2.3.В новоанглийский период…………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………….40

Список использованной литературы……………………………………....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Владение иностранными языками  сейчас как никогда актуально. Существует множество причин, по которым люди изучают иностранный язык. Именно эти причины оправдывают важность изучения иностранных языков. Обучение языку страны помогает понять ее культуру. Язык становится «глазком», сквозь который, мы с вами можем взглянуть на культуру нации, ее традиции и историю. Итальянский  кинорежиссер Федерико Феллини сказал: «другой язык является иным видением жизни».

Исследования показали, что, только изучив иностранный язык, можно  лучше понять свой собственный.

Существует и иной аспект изучения иностранного языка, свидетельствующий  о том, что знание иностранного языка  дает человеку возможность пробовать себя в определенных областях. Если вы хотите разбираться в литературе и искусстве разных культур, вам также необходимо знать иностранный язык. О важности изучения иностранных языков говорит также возможность свободно и непринужденно путешествовать в зарубежные страны.

В конце концов, язык является средством общения. Языки являются средством выражения. Они могут  стать звеньями, соединяющими разные культуры. Знание многих языков развивает  когнитивные навыки и способность  толкования.

Так же важно знание истории  английского языка. Истинное знание языка поможет точно интерпретировать литературное произведение на иностранном  языке. Если вы хотите прочитать какие  – либо древние произведения такие  как: поэма Беовульф и др. вам необходимо  хотя бы иметь представление, на каком языке оно было написано. Так как оригинальная форма выражения часто теряется в переводе. Поэтому истинное понимание искусства и литературы возможно только на языке произведения.

Межкультурная нечувствительность приводит к тому, что люди не понимают друг друга. Человек, знающий много  языков, может служить неким мостом между двумя различными культурами, и таким образом содействовать  миру во всем мире. Всемирное взаимное понимание в сочетании с глобализацией  может действительно сплачивать людей во всем мире.

Актуальность изучения синтаксиса обусловлена, на мой взгляд, следующими обстоятельствами:

- лингвистика текста является  одним из наиболее активно  разрабатываемых направлений современного  языкознания, а изучение синтаксиса  текста относится к числу важных  и малоизученных задач;

- в отечественной и  зарубежной лингвистике большинство  работ посвящено лексическому  аспекту;

- усиление межъязыковых  и межкультурных контактов заставляет  лингвистов обратить особое внимание  на изучение процесса общения  представителей различных культур  с целью выявления общего и  национально-специфического в этих  культурах.

- развитие аналитических  способностей при изучении синтаксиса. «Синтаксис – это совокупность  закономерностей, регулирующих построение  синтаксических единиц» (А.И. Диброва).

Объектом исследования в настоящей работе являются процесс изменения синтаксиса на протяжении древнеанглийского, среднеанглийского и новоанглийского периода, а так же причины и исторические условия изменения синтаксиса в языке.

Предмет нашего исследования – проблемы синтаксиса в истории английского языка.

Цель курсовой работы – рассмотреть важнейшие исторические изменения синтаксиса английского языка в каждый период.

В соответствии с этим ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические предпосылки исследования.
  2. Исследовать синтаксис в различные периоды развития английского языка.

Синтаксический строй  среднеанглийского языка до настоящего времени очень мало исследован. Целый  ряд самых основных вопросов в  этой области остается совершенно неясным. В результате большинство ученых, занимающихся историей английского  языка, только лишь ограничиваются характеристикой  тех сторон развития этого строя, которые в какой-то мере выяснены в науке. В данной работе мы и будем  ссылаться на таких исследователей как, Аракин В.Д. Чахоян Л.П., Беляева Т.М. Ильиш Б.А. Смирницкий А.И. Ярцева В.Н. Иванова И.П и др.

Данная курсовая работа состоит  из введения, в котором обосновывается актуальность нашего исследования и  определяется необходимость решения  поставленных целей и задач; теоретической  части, состоящей из двух глав и посвященной  процессу изменения синтаксиса в  английском языке  в древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский период; заключение, в котором были сделаны выводы  по проведенному исследованию; список использованной литературы. Курсовая работа объемом  в 46 страниц имеет библиографический список в 21 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1 Основные черты  синтаксиса английского языка.

Синтаксис рассматривает  функцию формы независимо от конкретного  воплощения этой формы, а слово как  член предложения отвлекается от его звуковой оболочки. Для синтаксиса разнообразие окончаний, которыми представлена одна и та же форма, совершенно безразлично: древнеанглийская форма именительного  и винительного падежей множественного числа с окончаниями –as ( daЗas дни), -а ( suna сыновья, сыновей), - an ( huntan охотники, охотников), - ru ( làmbru ягнята, ягнят) и др. отличаются от современной английской формы множественного числа с окончанием – s (days, sons, hunters, lambs) не разнообразием окончаний, а лишь различной функцией. Синтаксический строй языка можно определить как систему отдельных способов построения предложения. Способы построения предложения разбиваются на две основных группы: 1) способы создания предложения как такового или способы актуализации вводимых в предложение составных частей и 2) способы соединения слов для введения их в предложение. Способы соединения слов играют подчинительную роль. Они создают словосочетания, которые являются строительным материалом для предложения. В связи с этим наиболее устойчивыми в синтаксисе являются способы создания предложения и, соответственно, менее устойчивыми – способы соединения слов в словосочетания. Как пишет в своей работе Смирницкий, в ходе истории английского языка произошли довольно существенные изменения в способах сочетания слов: соединение слов при помощи  их форм уступило место сочетанию слов при помощи служебных слов, взаимного их расположения и т.п. Однако общие правила построения предложения остались, в основном, неизменными. Так, предложение древнего и нового периода в равной мере характеризует глагольность ( т.е. основная роль глагола при создании предложения как такового). Другой принцип – принцип номинативности ( т. е. оформление подлежащего предложения независимым именительным падежом) в своем своем существе так же не изменился. Именительный падеж личных местоимений является падежом подлежащего и собственно ограничивает подлежащее от «неподлежащего». У существительных из двух падежей – общего и притяжательного – выбирается наиболее независимый – общий падеж. Что касается интонации в создании предложения, то она была так же важна в древнеанглийском языке, как и в современном. Таким образом, основные принципы построения предложения в ходе истории английского языка остались, в основном неизменными [14].

В древнеанглийском языке  различались те же члены предложения, что и в современном: главные  члены – подлежащее, сказуемое, и  второстепенные – дополнение, определение, обстоятельство.

Одной из особенностей синтаксиса был относительно свободный порядок  слов, который был возможен благодаря  широко развитой системе флексий  у всех знаменательных  частей речи. В древнеанглийском языке имелась  так же развитая система сложных  предложений разных типов. Наиболее древними были сложносочиненные предложения. Широко было распространено и подчинение, которое исторически представляло более позднюю ступень в развитии сложного предложения. Подчинение могло  быть бессоюзным, с помощью союзов, относительных местоимений и  относительных частиц. Из относительного подчинения со временем развились и  другие виды подчинения [5].

Изменения в выражении  подлежащего, а так же глагола - сказуемого привели к перестройке безличных  предложений. В древнеанглийском безличные  предложения могли не иметь подлежащего. В новоанглийском в глаголе-сказуемом  указание на лицо и число субъекта стало менее дифференцированным и четким, поэтому в безличных  предложениях появляется обязательное подлежащее, выражаемое формальным безличным  местоимением it: ср. it seemed to him ему казалось [10].

 

 

1.2. Краткая характеристика  периодов истории английского  языка.

Существует периодизация истории английского языка, предложенная английским лингвистом Суитом. Согласно периодизации Суита историю английского языка следует делить на четыре периода:

1) Древнейший период – период, датируемый временем между первыми веками н.э. VII – VIII веков. Это период существования языков древнеанглийских племен, которые потом легли в основу английской народности. Эти языки легли в основу английской народности. Письменных памятников этого периода до нас не дошло [1].

2) Древний период – период, датируемый временем между VI – XI веками. В древний период английский язык был распространен на небольшой территории. Число говорящих на английском исчислялось приблизительно одним миллионом. Единый литературный образец в этот период отсутствовал. В древнеанглийский период на территории Британии развились местные диалекты: в Нортумбрии – нортумбрийский, в Мерсии – мерсийский, в южной части Англии развилось несколько саксонских диалектов, из которых важнейшим был уэссекский диалект, в Кенте – кентский диалект [5].

Количество слов исчислялось  несколькими десятками тысяч. Грамматический строй в древнеанглийский период характеризовался  довольно развитой системой окончаний. Фонетический состав древнеанглийского языка характеризовался, прежде всего, тем, что в безударном положении различалось несколько  гласных звуков, а с их помощью  и формы слов: ср. да. Scipe кораблю, scipu корабли, scipa кораблей.

3) Средний период – период, датируемый временем между концом XI и концом XV века. В среднеанглийском происходит расширение территории и числа говорящих на английском языке. Он выходит за пределы Великобритании и распространяется на всю территорию британских островов, включая Ирландию. Старое деление на племенные диалекты, начавшее стираться еще в древнеанглийском, перекрывается новым делением – делением территориальным.  По прежнему отсутствует единый литературный образец; В письменности употребляются различные диалекты. В государственных сферах используется французский язык. 

Среднеанглийский язык в  течении долгого времени развивался под неправильным интенсивным влиянием, с одной стороны, скандинавских гор, с другой – французского языка, принесенного в Англию нормандским завоеванием этой сраны в 1066 году. Множество французских слов проникло в английскую  речь. По отношению к английскому языку он занял господствующее место как язык двора, феодальной знати и правительства. Господство французского языка оборвало древнеанглийскую письменную традицию, что содействовало усилению диалектальной раздробленности в среднеанглийский период. Общая совокупность среднеанглийских  говоров делится на 4 крупных диалекта:

1) Шотландский – на севере,

2) Северный – между реками Твид и Хамбер,

3) Центральный, или мидлендский – между Хамбером и Темзой.

Во второй половине ХIV века, в то время, когда французский  язык уступает свое место английскому, на основе лондонского говора начинает складываться литературный образец  Англии. Среднеанглийский язык отличался  от древнеанглийского: большой зависимостью долготы и краткостью ударных  гласных от их положения в слове; отсутствием старых дифтонгов и  множеством новых; совпадением различных  безударных гласных большей частью в одном редукционном звуке, очень  неоднородным лексическим составом, в котором особо выделяется непрерывно нарастающий слой французских заимствований, ставший в позднесреднеанглийском (XIV – XVвв.) одним из важнейших слоев английской лексики.

4) Новый период, начавшийся в XV  веке и дошедший до наших дней.  Новоанглийский язык первоначально оставался в тех же пределах, которым ограничивалось распространение среднеанглийского. Но уже в XVI веке началась систематическая колонизация Ирландии,  повлекшая за собой внедрение английского языка в эту страну.

Образование национального  английского языка, в основном, завершилось  в так называемый ранненовоанглийский период – приблизительно до середины XVII века. За это время национальный английский язык в общем приобрел свой современный характер: произошел «великий сдвиг гласных», флексия сократилась до минимума, твердый порядок слов и аналитические составные формы сделались важными элементами грамматического строя; лексика обогатилась огромным количеством слов, заимствованных из латыни, вместе с тем и старые заимствования из французского подверглись латинизации в эту эпоху. В новейшее время значительно вырос «интернациональный» лексический элемент в английском языке.

Информация о работе Проблемы синтаксиса в истории английского языка