Обучение грамматике детей старшей школы с помощью коммуникативного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального речевого общения. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной грамматике
Цели и задачи обучения учащихся иноязычной грамматике на старшем этапе средней школы
Характеристика грамматического навыка как объекта изучения
Различные подходы к обучению учащихся иноязычной грамматике
Глава 2. Методические принципы коммуникативно ориентированного обучения учащихся иноязычной грамматике
2.1 Методические положения, определяющие коммуникативно ориентированное обучение иноязычной грамматике
2.2 Комплекс упражнений для формирования у учащихся 11 классов речевых грамматических навыков ( на материале грамматической темы The Article)
2.3 Комплекс упражнений для формирования у учащихся старших классов рецептивных грамматических навыков (на материале грамматических тем The Gerund and The Infinitive)

Работа состоит из  4 файла

Введение.docx

— 59.38 Кб (Скачать документ)

Учебная функциональная грамматика уже  в силу своего назначения предполагает именно сочетание подхода к грамматическому  явлению “от формы” и “от  значения” как при работе над  теорией так и в упражнениях.

Изучение основ функциональной грамматики позволяет не только показать взаимодействие языковых единиц разных уровней, но и обучать правилам выбора этих единиц для нужд языкового общения. 
Например, зная систему средств выражения побудительности, предложения к совершению действия, может быть сделан выбор в пользу того или иного явления в зависимости от условий общения. Так, приглашение к действию может быть выражено по-разному : Let's have lunch now! We could have lunch now. I suggest that we have lunch now. Why not have lunch now? Предпочитая один способ выражения, говорящий руководствуется особенностями ситуации речи (официальная – неофициальная),  отношениями с собеседником (близкие – неблизкие), возрастом партнера по коммуникации (моложе говорящего – старше него), социальным или профессиональным статусом (например, начальник – подчиненный), даже тем, заинтересован говорящий в побуждаемом действии или не очень. В результате из ряда близких (но не тождественных) вариантов будет выбран наиболее приемлемый (по мнению говорящего).

Структурно – функциональный подход. Как разновидность функционального подхода предполагает 3 этапа в обучении: presentation, practice and production. Ему свойственно традиционное  деление лексического запаса языка на части речи. Изучаются и трактуются последние по образцу родного языка, употребление их демонстрируется на абстрактных примерах, в предложениях и структурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические основы обучения учащихся старших классов  иноязычной грамматике

2.1 Методические положения,  определяющие  коммуникативно ориентированное   обучение иноязычной грамматике

Исходя из идеи коммуникативности  обучения и рассмотрения речевой  деятельности как частного случая человеческой деятельности, можно сформулировать основные требования, предъявляемые  современной методикой к заданиям для работы над грамматическом аспектом языка, а именно:

1. В основу коммуникативных  упражнений с грамматической  направленностью, выполняемых на  любой стадии формирования навыка, должен быть положен принцип  косвенного целеполагания, в соответствии  с которым целью преподавателя  будет выработка навыка употребления  определенной грамматической формы  для выражения данного содержания, целью студента – решение определённой  коммуникативной задачи.

2. Коммуникативное намерение  «определяет роль говорящего  как участника общения и обозначает  конкретную цель его высказывания, т. е. спрашивает ли он, или  утверждает, или призывает, осуждает  или одобряет, советует или требует  и т. д.

Другими словами, коммуникативные  намерения являются регулятором  вербального поведения партнёров, именно поэтому они становятся не только объектом пристального изучения, но и объектом изучения при овладении  говорением на иностранном языке» [1].

3. При работе над грамматическом  аспектом языка следует использовать  коммуникативные упражнения, в которых  речевая деятельность учащихся  осуществляется под воздействием  разных видов мотивации, а не  только непосредственно коммуникативной  (например, игровой, когнитивной,  эстетической, учебной).

4. При создании коммуникативных  упражнений с грамматической  направленностью необходим учёт  коммуникативных потребностей учащихся.

5. Основой для построения  данной системы упражнений должны  являться «эксперементально выделенные  группой учёных и методистов  стадии становления речевых навыков  – стадия имитация модели, интенсивного  повторения речевого образца,  генерализации модели, объединения  нового со старым» [1].

В перечень упражнений, выполняемых  на последней стадии формирования грамматического  навыка – стадии объединения нового со старым, должны быть включены следующие  виды коммуникативных упражнений:

- ситуативные, побуждающие  учащихся к построению высказываний  по собственной программе в  определённой ситуации общения  с использованием изучаемого  лексико-грамматического материала.  Упражнения такого типа необходимы, во-первых, для того, чтобы коммуникативно-деятельный  подход не превратился в механическое  использование готовых речевых  образцов в готовых ситуациях  общения, и, во-вторых, эти упражнения  будут являться переходом к  речевым упражнениям, направленным  на формирование речевых умений;

- коммуникативные, помогающие  формированию в сознании учащихся  функционально-грамматических обобщений.  Эти упражнения позволяют учащимся  осознать место изучаемого грамматического  явления в системе аналогичных  явлений;

- коммуникативные, способствующие  предотвращению ошибок, появляющихся  у учащихся вседствии возможной  интерференции. В этих упражнениях  должны как бы «сталкиваться»  грамматические явления, подвергающиеся  интерференции. Таким образом  будет проходить их дифференциация  в сознании учащихся и вырабатывать  прочный, способный к переносу  навыков употребления смешиваемых  грамматических форм, стереотип.

В программах коммуникативного типа, раскрывающих содержание той  или иной коммуникативной компетенции, описание сфер коммуникативной деятельности, различных тем и их интеллектуальной значимости для учащихся должно стать  первоочередной и главной задачей.

Конечно, в процессе формирования грамматического навыка нельзя отказываться от использования других видов упражнений, в частности имитационных  и  подстановочных упражнений. Так как  имитация закладывает основы связи  слухового и речедвигательного  образов грамматической формы. Таким  образом, на основе предъявленного на слух грамматического явления и  закрепления его зрительного  образа в речевом образце происходит дальнейшее укрепление осознания функции  грамматического явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции.  Эти два вида упражнений  являются как бы мостиком между формированием  формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А дальнейшие стадии формирования грамматического  навыка (стадия трансформации, употребления, переключения) основываются на использовании  ситуативных упражнений.

В процессе коммуникативно направленного обучения иноязычной грамматике следует руководствоваться  следующими методическими принципами: речевой направленностью, функциональностью, ситуативностью, новизной и наглядностью.


Рассмотрим каждый принцип  по раздельности.

1)Речевая направленность, или обучение иностранным языкам  через общение, означает практическую  ориентацию урока.

2) Функциональность. Этот  принцип предполагает, что грамматические  формы усваиваются сразу в  деятельности : учащийся выполняет  какую-либо речевую задачу –  подтверждает мысль, сомневается  в услышанном, спрашивает о чём-либо, побуждает собеседника к действию  и в процессе этого усваивает  необходимые грамматические формы.

3)Наглядность. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению предполагает активное использование наглядности, которая при этом(в отличие от использования наглядности в прямых методах) призвана служить более глубокому осмыслению грамматического явления, которое является фундаментом для формирования прочного и устойчивого грамматического навыка.

4) Ситуативность. Принципиально  важным является отбор и организация  материала на основе ситуаций  и проблем общения, которые  интересуют  учащихся каждого  возраста. В средней школе, например, детям интересны страны и обычаи, особенно стран изучаемого языка.  Практически всегда материал  учебника можно представить в  виде ситуации, распределить роли, вынуждая тем самым говорить  на языке каждого участника  образовательного процесса. Возникает  ситуация, которая условно может  быть представлена следующим  образом: кто, где, когда, кому, с какой целью, как и что  говорит. Следовательно, учащийся  должен правильно подобрать грамматические  структуры и грамматический формы  для определённой ситуации.

5)Принцип новизны. Новизна  проявляется в различных компонентах  урока. Это прежде всего новизна  речевых ситуаций (смена предмета  общения, проблемы обсуждения, речевого  партнёра, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого  материала (его информативность), и новизна организации урока  (его форм), и разнообразие приёмов  работы.

.

6) Ещё один важный принцип  – это личностная ориентация  общения. Речь всегда индивидуальна.  Любой человек всегда отличается  от другого и своими способностями,  и умением осуществлять учебную  и речевую деятельность, и своими  характеристиками как личности. Коммуникативное обучение предполпгает  учёт всех этих личностных  характеристик, ведь только таким  путём могут быть созданы условия  общения :вызвана коммуникативная  мотивация, обеспечена целенаправленность  говорения, сформированы взаимоотношения  и т.д.

 

 

 

2.2 Комплекс  упражнений  для формирования у учащихся 11 классов речевых грамматических  навыков( на материале TheArticle)

Выполненный нами комплекс упражнений подготовлен на материале  учебного пособия  Пановой И.И. «Английский язык. 11 класс» и интернет-ресурсов.

Предлагаются конкретные упражнения , способствующие формированию и совершенствованию у учащихся умений и навыков грамматически  правильной речи.

Подготовленный нами комплекс упражнений обладает следующими характеристиками:

-даны упражнения различных  вида( подстановочные упражнения, упражнения творческого характера, ролевые игры, мини – диалоги, упражнения на самостоятельное использование нового грамматического материала);

- упражнения  предусматривают  выполнение как в устной, так  и в письменной форме;

-  упражнения носят  условно – речевой характер;

-  упражнения расположены  по нарастанию трудностей от  менее к более коммуникативным  ( в первом упражнении нужно  вставить артикль, во втором  уже даётся контекст( пословицы), в последующих даются определённые  ситуации );

- упражнения  расположены так, что у учащихся развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил;

- обеспечивается большая  повторяемость грамматического  материала в новых ситуациях  общения и разных видах деятельности;

- широкая  вариативность  и разнообразие упражнений, что,  несомненно, делает процесс обучения  увлекательным;

Упражнения даны с избытком, чтобы учитель мог выбрать  те, которые соответствуют способностям учащихся .

1. Complete the gaps in the statements below withthe or zero article. Decide which of the statements are true and which are false.

1) ……France, …Italy and … United Kingdom are all members of … Europian Union.

2)  … river Nile is the longest river in … Asia.

3) … San Jose and … San Diego are cities in California.

4) The longest mountain range in the world is …  Andes in … South America, which stretches over 7000 km.

5) … Hawaii, ….Tahiti and … Madagascar are all islands … Pacific Ocean.

6) …. Lake Superior, on the border between …  Canada and … United States , is the longest lake in the world.

7) … river Rhine, which flows through …  Switzerland, and …Germany is the longest river in …Europe.

2.Fill in the articles in the proverbs if necessary.

1) … apple … day keeps … doctor away.

 

2) … appetite comes with eating.

 

3) … good beginning makes … good ending.

 

4) … bird in … hand is worth two in … bush.

 

5) Among … blind … one-eyed man is king.

 

6) … brevity is … soul of wit.

 

7) … cat has nine lives.

 

8) … charity begins at … home.

 

9) … clothes make … man.

 

10) … curiosity killed … cat.3

3. Find the answers to the following questions in the boxes below.

1) When is the best time to see the moon?

2) In Great Britain , which side of the road do people drive on?

3)  Where do you people study for a degree?

4) Where is the number 71 on this page?

5)  Where in the USA is New Orleans?

6)  Where in a room do you find the light switch?

7) Where in Spain is Barcelona?

8)  Where is the dot in this circle?


on the left     at the bottom    on the north – east coast      in the middle    at university    in the south    on the wall


4. Write seven sentences about yourself on a piece of paper, using the ideas below.

1) My home is in the city center/ town center/ near the town center / in the suburbs.

2) At 2 p.m. I’m usually at home/ at school/ at university/ at work/   other.

3) I prefer to study in the morning/ in the afternoon/ in the evening / at night.

4) My favourite place to go on holiday is on the coast/ in the north (south, west, east) of (my country).

5) My school/ college / office is in the center/ in the east (west/north/south) of (my town).

6) My name is at the top/ at the bottom of this piece of paper. (write your name).

5. You are a TV host. Read the following news. Put in the articles a/an or the, where it is necessary. 
 
1) Good evening. Here is … nine o’clock news. … Prime Minister arrived in …  
Washington this morning for … talks with … American president. … talks 
are expected to start in … morning. 
2) ... government has promised to give ... quarter of ... million pounds to help  
... homeless in London. ... recent survey has shown that ... number of  
people without ... homes has doubled in ... last two years. 
3) ... lorry containing ... dangerous chemicals was stolen from outside ...  
factory in Epping over ... weekend. ... spokesman for ... factory said ...  
chemicals were highly poisonous. 
4) … man was arrested in London this evening after ... 100 mile ... hour car  
chase along ... M 4 motorway. ... man has so far not been named. 
5) From midnight tonight ... petrol will cost ... extra 1p. ... liter. ... rise is  
caused by present high price of ... oil in ... Middle East. 
6) ... eighty-year-old man has become ... oldest person to cross ... Atlantic  
alone. Sam Taylor, from New York, arrived in Plymouth ... last night.

Библиографический список.docx

— 12.07 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 21.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 21.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Обучение грамматике детей старшей школы с помощью коммуникативного метода