Обучение грамматике детей старшей школы с помощью коммуникативного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального речевого общения. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной грамматике
Цели и задачи обучения учащихся иноязычной грамматике на старшем этапе средней школы
Характеристика грамматического навыка как объекта изучения
Различные подходы к обучению учащихся иноязычной грамматике
Глава 2. Методические принципы коммуникативно ориентированного обучения учащихся иноязычной грамматике
2.1 Методические положения, определяющие коммуникативно ориентированное обучение иноязычной грамматике
2.2 Комплекс упражнений для формирования у учащихся 11 классов речевых грамматических навыков ( на материале грамматической темы The Article)
2.3 Комплекс упражнений для формирования у учащихся старших классов рецептивных грамматических навыков (на материале грамматических тем The Gerund and The Infinitive)

Работа состоит из  4 файла

Введение.docx

— 59.38 Кб (Скачать документ)

Введение 
Актуальность данного исследования заключается в том, что грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального речевого  общения. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. При изучении традиционных грамматик иностранного языка учащиеся, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики, который даёт возможность учащимся практически овладевать иностранным языком как средством общения.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся грамматике иностранного языка.

Предметом исследования  выступает обучение учащихся старших классов средней школы иноязычной грамматике на основе коммуникативного подхода.

Целью работы является изучение теоретических основ коммуникативно- направленного обучения иноязычной грамматике и подготовка комплекса упражнений для формирования речевых и рецептивных навыков у учащихся старших классов.

Для достижения цели исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

1)изучить требования нормативного- методических документов к овладению  учащимися целями и задачами  обучения учащихся иноязычной  грамматике  на старшем этапе  средней школы;

2) определить роль грамматических  навыков в процессе формирования  иноязычной коммуникативной компетенции; 
3) раскрыть сущность подходов к обучению грамматической стороне речи; 
4) Выявить основные методические принципы коммуникативно ориентированного обучения учащихся иноязычной грамматике;

5)Составить комплекс упражнений  для формирования речевых и  рецептивных грамматических навыков(  на основе грамматических тем The Article. The Gerund and the Infinitive).

Гипотеза исследования   заключается в предположении о том, что обучение  учащихся иноязычной грамматике будет более эффективным, если оно осуществляется с учётом приёмов коммуникативного обучения, что позволяет учащимся овладевать иноязычной грамматикой в условиях , приближённых к реальному общению.

По своей структуре работа включает : введение, 2 главы, библиографический список.

Во введении обосновывается выбор  темы, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, формулируется  гипотеза.

В первой главе представлены цели и задачи обучения учащихся иноязычной грамматике на старшем этапе средней  школы, даётся характеристика грамматического  навыка как объекта изучения, анализируются  различные подходы к обучению учащихся иноязычной грамматике.

Во второй главе уточняются методические принципы обучения, представлен комплекс упражнений для формирования у учащихся старших классов речевых грамматических навыков (на материале The Article) и комплекс упражнений для формирования у учащихся старших классов рецептивных грамматических навыков( на материале The Gerund .The Infinitive).

Заключение содержит выводы по результатам  выполненного исследования.

Библиографический список включает  14 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы

иноязычной грамматике

1.1 Цели и задачи обучения  учащихся иноязычной грамматике  на старшем  этапе средней  школы

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных  обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она  играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных  стран мира.

Грамматика еще до нашей эры  стала самостоятельной областью знаний. Понятие «грамматика»  (греч. grammatike) первоначально обозначало «искусство чтения и письма». В средние века «свободное искусство» grammatika (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком (иногда и другими языками), сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.

В последующий период, особенно начиная  с XIX века, понятие «грамматика» наполняется новым содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. По определению лингвистов грамматика стала обозначать[1]:

  1. грамматический строй языка
  2. раздел языкознания, изучающий такой строй
  3. совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания, предложения (иногда тексты)
  4. учебник, содержащий описание правил.

Роль грамматики часто меняется под воздействием ряда факторов: под  влияние эволюции теории лингвистики, воздействием учета практических результатов  обучения ИЯ, учета государственной  политики в области образования  и пр.

Сейчас наблюдаются тенденции  к сокращению роли грамматики при  обучении ИЯ. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные  и  развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники  при изучении традиционных грамматик  ИЯ, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и  понятий, ни целей грамматического  анализа.

Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся

грамматических навыков, кок одного из важнейших компонентов речевых

умений говорения, аудирования, чтения и письма. Умение грамотно сочетать

слова, изменять словосочетания в  зависимости от того, что вы хотите сказать

в данный момент, является одним из важнейших условий использования

языка как средства общения.

Следуя И.Л. Бим[2], обучать грамматике иностранного языка - это значит

формировать специфические для  данного языка грамматические механизмы,

причем так, чтобы у обучаемых  одновременно складывались определенные

грамматические знания и умения.  Для реализации этой

грамматической цели необходимо:

1) рассматривать обучение грамматике, не как самоцель, а как средство  для

овладения способами словоизменения, словообразования,

словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного

оформления речи, несущей то, или  иное предметное содержание;

2) отобрать необходимый и достаточный  грамматический минимум, усвоение

которого обеспечит, с одной  стороны, относительно правильное

грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности,

главным образом говорения, с другой стороны - обеспечит рецепцию, т.е.

понимание при чтении и аудировании; следовательно, речь идет об отборе

активного грамматического минимума и так называемого пассивного

минимума;

3) обеспечить прочное и автоматизированное  владение грамматическим

минимумом для активного использования  в речи, что требует в условиях

школы особых усилий, т.е. добиться такого положения, чтобы при говорении

достаточно было "запустить лишь первый элемент, и все остальные

"срабатывают" по заданной  программе".

Исходя из сказанного, можно уточнить общие требования к овладению

грамматической стороной речи:

а) учащиеся должны быть в состоянии  грамматически правильно оформлять

свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное

внимание на его содержание;

б) учащиеся должны уметь распознавать грамматические явления при чтении

и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение

содержательной информации. Этой цели должен способствовать отобранный

грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей

программой. Критерием отбора, которого обычно выступают такие

показатели, как его частотность  и употребительность в речи, а  также его

обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество

грамматических явлений.

Таким образом, грамматика - это теория данного языка, обобщение знаний о строе

слова и предложения. Для эффективного усвоения грамматического

материала необходимо рассматривать  обучение грамматики как средство

обучения, отобрать грамматический минимум  и обеспечит прочное

овладение этим грамматическим минимумом.

Согласно учебной программе, в  старших классах  ученику необходимо

получить следующие грамматические знания:

морфология

-в 9 классе -  артикль  с  именами собственными (названия  театров, музеев,

кинотеатров), артикль с названиями средств коммуникации (телевидение,

телефон, компьютер), артикль с абстрактными существительными (love, care, friendship), в 10 классе – употребление артикля с названиями газет, журналов, молодёжных организаций, употребление или отсутствие артикля в устойчивых словосочетаниях, в 11 классе – систематизация правил употребления артикля;

-прилагательные и наречия , представляющие  трудности для различения ( hard – hardly, good – well) – 9 класс;

-в 9классе - абсолютные притяжательные  местоимения (mine), относительные  местоимения (what, where, why, when), неопределённые местоимения (other, another), в 11 классе – систематизация основных типов местоимений;

-сравнительная и превосходная  степень наречий (9 класс);

-предлоги с существительными (9 класс), предлоги с глаголами (11 класс);

-в 9 классе – способы выражения  действий в будущем (Present Continuous, Future Simple, Present Simple), в 10 классе – способы выражения действий в прошлом (Past Simple – Past Continuous, Past Perfect), в 11 классе – систематизация временных форм глагола;

Синтаксис

- сравнительные предложения: the more…the better(9 класс);

- сложноподчинённые предложения  с различными придаточными (9 класс);

- прямая и косвенная речь (10 класс);

- сослагательное наклонение в  сложноподчинённом предложениях  нереального условия, относящихся  к настоящему, будущему и прошедшему  времени (11 класс);

Грамматический  материал для рецептивного усвоения

-приставки –dis, -mis, -over (9 класс);

- в 9 классе - виды инфинитива (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous), в 10 классе – объектный инфинитивный оборот  (Complex Object);в 11 классе – субъектный инфинитивный оборот (Complex Subject)

- в 9 классе – модальные глаголы  could, may, might, must  с различными видами инфинитива для выражения предположения о возможности или невозможности выполнения действий, в 11 классе – систематизация модальных глаголов по значению;

- союзы for, science (9 класс), систематизация союзов и союзных слов ( 11 класс);

- употребления герундия после  глаголов с предлогами (10 класс);

-в 11 классе - утвердительные, вопросительные  и отрицательные формы глаголов  в  Present Perfect, Passive, Past  Perfect Passive и Future Perfect Continuous, в 10 классе - утвердительные, отрицательные и вопросительные формы Future Continuous, Past Perfect Continuous, Present Continious Passive

- обратный порядок слов в  предложении с hardly…when, scarcely…when, no sooner…than (10 класс);

- обороты с формальным подлежащим (11 класс).

Исходя из данной  учебной  программы, можно сказать, что наибольшее количество грамматических знаний усваивается  учениками в 9 классе и 10 классе, в 11 классе  происходит, главным образом, систематизация полученных ранее знаний.

 

 

 

 

 

 

1.2Характеристика грамматического  навыка как объекта обучения

 

В настоящее время, в связи с  утверждением ведущей позиции грамматики в

формировании коммуникативной  компетенции, проблема формирования

грамматических навыков является одной из самых актуальных.

Грамматический навык по своей  природе неоднороден и таким  образом

требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основное его

стороны.

Грамматические навыки – это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания.

Библиографический список.docx

— 12.07 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 21.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 21.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Обучение грамматике детей старшей школы с помощью коммуникативного метода