Метод проектов как средство развития креативности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является выявление наиболее важных аспектов проектной методики для дальнейшего применения метода проектов на практике.
Задачи нашей работы включают в себя поиск оригинальных видов обучения через метод проектов, обоснование важности развития креативной личности, а также описание путей внедрения проектов, развивающих креативность в процесс обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………...3-4
Глава I. Метод проектов в обучении
§ 1.1 Определение и особенности проектной методики…………………………..…..5-7
§ 1.2 История проектной методики…………………………………………….………..8 - 10
§ 1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников………………..…….11-14
Глава II. Проект как средство развития креативности школьников
§ 2.1 Понятие креативности. Средства развития творческих способностей школьников……………………………………………………………………….………15–18
§ 2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников……………………………………………………………………….……….19-25
§ 2.3 Использование метода проектов для развития креативности
в средней школе…………………………………………………………………….……..26-27
§ 2.4 Использование метода проектов для развития креативности
в старшей школе…………………………………………………………………………..28-30
Заключение………………………………………………………………..…………….…….31
Приложения………………………………………………………………………….…….32-33
Обзор источников и литературы……………………………………………………….34-35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ.docx

— 177.49 Кб (Скачать документ)

      Согласно  Дж. Гилфорду, деление умственных способностей (мышления) на конвергентное и дивергентное положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность»20. Высокий уровень IQ, свидетельствующий о высоком интеллекте, не может быть единственным определением показателя деятельности ребенка. Развили и подтвердили это американские ученые Л.Термен и П.Торренс.

      Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных авторов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет три основных позиции21. Согласно первой из них, между ними нет никакого разделения. Этой точки зрения придерживается большинство отечественных ученых; из известных зарубежных исследователей Г. Айзенк.

      Вторая  строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения: для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего.

Третья  позиция состоит в том, что  интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта (Волла, В. Н. Дружинин, Дж. Коган).

   Следующей гранью креативности является способность  видеть целое раньше его частей22. Реалистический взгляд на предмет предполагает его осмысленное видение в качестве целого, причем образ целого возникает в сознании подростков прежде, чем он подвергает это целое анализу, расчленению на части. Многие «штампы» в восприятии исчезают в связи с развитием формирования воображения и расширением творческих способностей ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Использование метода  проектов для развития  креативности в  старшей школе

   На  завершающем этапе средней общеобразовательной  школы личностно-             ориентированное применение проектного метода обучения является особенно значимым и позволяет раскрыть потенциал, креативность учеников. В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами «проектирование будущего».

   Наиболее  четко проявляются склонности школьников к темам, связанным с выбором  будущей специальности. Ученики становятся наиболее самостоятельны в ходе реализации проектов. Они проявляют наиболее качественно-разносторонние источники и подходы при выполнении поставленных задач.

   Единственным  предметом, где такие размышления  могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование. Поэтому в это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому помимо «академического настоящего» у старшеклассника должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Поэтому проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальные практики.

   С другой стороны, в старших классах  более четко проявляются образовательные  интересы учащихся, связанные с планами  на дальнейшую учебу и трудовую деятельность.  Поэтому проекты могут выполняться на основе расширенной и/или углубленной информационной базы в рамках предметных областей.

   Наиболее  полезными для развития креативности видятся межпредметные проекты, нестандартные постановки проблематики, так как они дают возможность находить связь между предметами, которые наиболее актуальны для учеников старших классов и затруднительны для начальных классов.

   Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей23.

   Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации24.

   Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между  собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения  проблемы проекта.

   Основными задачами лингвистического метода проектирования в 10-11 классах являются25:

   1. более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);

   2. использование аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов в качестве источников информации, затрагивающих актуальные темы современности;

   3. большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения;

   4. основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена мнениями;

   5. построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного.

   Таким образом, основной целью обучения иностранного языка на старшем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной            компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной            коммуникации в целом.

   Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе творческого применения языкового материала. Формирование у школьников необходимых умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности, а также языковой компетенции на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. Для формирования коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формировании и формулировании этих мыслей26. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой             тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

   В заключение хочется отметить, что  нельзя не согласиться с мнением  отечественных и зарубежных педагогов  и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную  систему и становиться некоторой  панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

 

Заключение

   В основу метода проектов положена идея, суть которой заключается в прагматической направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, что очень важно для школьников. Дети самостоятельно учатся мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируют результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.

   Суммируя основные требования к использованию метода проектов, можно сказать, что используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная опенка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

   Суть  исследования состоит в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том числе в обучении иностранным языкам, а также в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании.

   Умения, нарабатываемые школьником в процессе языкового проектирования формируют осмысленное исполнение важных умственных и практических действий, то есть, формируются ключевые компетенции учащегося, такие как речевые, коммуникативные, социальные.

   Таким образом, динамичное развитие в процессе практической допрофессиональной подготовки личностных качеств и ключевых компетенций  становится 
ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать новое содержание, на сегодняшний день является метод проектов.

 

   

IV. Приложения

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

Критерии  сравнения     Традиционная  педагогика                      Инновационная  педагогика

«Метод  проектов»

Цель Формирование  знаний, умений, навыков Развитие личности: 
способности самостоятельно ставить задачи и отыскивать 
решения; создавать в ходе проектной деятельности новые 
продукты — проекты. Делать умозаключения.
Преобладающий тип и 
характер взаимоотношений
Субъектно-объектный Субъектно-субъектный
Характер  и стиль 
взаимодействия
Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость,

рефлексивность

Формы организации индивидуальные Групповые, коллективные
Методы  обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные  
Проблемно-излагательный, поисковый, эвристический, 
исследовательский,  
рефлексивный
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, сторонник  предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой  работой учащихся, тьютор
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному  росту Активность, наличие  мотива к самосовершенствованию, наличие  интереса к деятельности

Информация о работе Метод проектов как средство развития креативности школьников