Метод проектов как средство развития креативности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является выявление наиболее важных аспектов проектной методики для дальнейшего применения метода проектов на практике.
Задачи нашей работы включают в себя поиск оригинальных видов обучения через метод проектов, обоснование важности развития креативной личности, а также описание путей внедрения проектов, развивающих креативность в процесс обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………...3-4
Глава I. Метод проектов в обучении
§ 1.1 Определение и особенности проектной методики…………………………..…..5-7
§ 1.2 История проектной методики…………………………………………….………..8 - 10
§ 1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников………………..…….11-14
Глава II. Проект как средство развития креативности школьников
§ 2.1 Понятие креативности. Средства развития творческих способностей школьников……………………………………………………………………….………15–18
§ 2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников……………………………………………………………………….……….19-25
§ 2.3 Использование метода проектов для развития креативности
в средней школе…………………………………………………………………….……..26-27
§ 2.4 Использование метода проектов для развития креативности
в старшей школе…………………………………………………………………………..28-30
Заключение………………………………………………………………..…………….…….31
Приложения………………………………………………………………………….…….32-33
Обзор источников и литературы……………………………………………………….34-35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ.docx

— 177.49 Кб (Скачать документ)

   Английские  специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М.Дж. Сент-Джон11 различают три вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы».
  2. Мини-исследование, состоящее в проведении «индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью».
  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей студента теме» и подходящий для индивидуальной работы.

   В рамках данной работы рассмотрим применение лингвистических методов в проектах в начальных общеобразовательных учреждениях.   

Глава II. Проект как средство развития креативности школьников

   2.1 Понятие креативности. Средства развития  творческих способностей  школьников.

   Разработки  проектной методики ведутся в  целях найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать  и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять эти знания на практике. Метод проектов широко применяется во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы. 

   Учебный процесс представляет собой, в целом, рутинную деятельность. Проектная работа призвана прорвать эту рутину путем постановки особых задач и проведения особых мероприятий и побуждения к работе, требующей от молодежи особых стараний, креативности, фантазии и личной инициативы.

   В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного определения креативности. В исследованиях креативность понимается как тип интеллектуальной способности, творческий стиль деятельности, как результат творческих достижений личности (Е.Г. Олгетри, Ю. Фостер, Ф.  Юлак и другие); свойство или комплексная характеристика личности (М. С. Берштейн, А.В. Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова, Я.А. Пономарев, Р.Е. Тафель); особенность интеллекта или высший уровень интеллектуальной активности мышления (Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихомиров и другие).

   В исследованиях креативности творческой личности существует несколько подходов к ее изучению. Согласно одному из наиболее распространенных, «креативность» (творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Это — личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать, то есть делать реально существующим социально значимые продукты своей деятельности. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность. Работоспособность — предпосылка креативности.

   Согласно  второй точке зрения, не всякого  человека следует считать творческой личностью. Так как определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной, технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.

   Понятие «креативность» возникло в 50-х годах XX столетия и связано с именем Джона Гилфорда. Он рассматривал креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления и  выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, то есть способность к анализу и синтезу12.

   «Креативность», от латинского «creatio» — сотворение, создание — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Е. П. Торренс также признает основными качествами творческой личности оригинальность, гибкость, продуктивность, способность к обостренному восприятию недостатков.

   Ряд исследователей связывают креативность с качествами личности. Например, Т. Амабайл и М. Коллинз в число  характеристик креативных личностей включают: самодисциплину в работе, способность отсрочить удовольствие, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокую степень автономности, отсутствие половых стереотипов, склонность к риску.

   Креативная  личность обладает широким кругозором, дифференцированными специальными знаниями, развитыми умственными способностями и гибкостью мышления, высоким уровнем понимания проблем и удовлетворением от их решения, эмоциональной стабильностью, терпением, готовностью к риску, сознательностью, активной жизненной позицией, высоким уровнем общественного сознания и оптимизмом. Способность к творческому мышлению и творческой деятельности является свойством личности человека. Стернберг Д. Р. выделяет следующие личностные качества: готовность преодолевать препятствия, способность разумно рисковать и переносить неопределенность.

   Важный  вклад в исследования психологических  предпосылок, лежащих в основе развития творческой личности, внес американский психолог Маслоу А.. Он утверждает, что  стремление человека реализовать заложенные в нем творческие силы и возможности является наиболее глубинной потребностью личности, определяющей смысл его жизни и значимость его «Я» в глазах других людей. Потребность в самореализации является мощным стимулом творчества, так как человек в процессе самоактуализации непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чтобы находиться в согласии с собой, художник должен рисовать, музыкант – создавать музыку, писатель – писать. И чем более совершенны результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс самореализации.

   По  Маслоу, все творческие люди не просто включены в какое-то дело; они внутренне  преданы этому делу, рассматривая его в качестве своего призвания; они бескорыстно погружены в  него. Это процесс, в котором творческое «Я» реализует себя. В соответствии со своими взглядами, А. Маслоу выделяет следующие качества, характерные для творческой личности: стремление к самореализации; поглощенность делом как призванием; аутентичность личности; независимость в суждениях; уверенность в своих силах; инициативность и гибкость; критичность и высокая степень рефлексии; детская восприимчивость и открытость по отношению к новому. Развивая основные положения А. Маслоу, К. Роджерс выделил такие основные качества индивида, связанные с потенциально творческими действиями: открытость опыту; экзистенциональность; внутренний локус оценивания; способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий.

   Проведенный анализ позволяет сделать следующие  выводы13:

  1. Проявление креативности во многом зависит от личностных качеств и мотивации субъекта деятельности.
  2. Креативность рассматривается нами как универсальная интегративная характеристика личности в единстве мотивационного, интеллектуального компонентов, гуманистической направленности и их целостности.
  3. Креативной личности присущи следующие качества: оригинальность, гибкость мышления, творческое воображение, независимость суждений, активность, уверенность в своих силах, оптимизм, способность к риску.
  4. Под развитием креативности личности мы понимаем преобразование мотивационного, интеллектуального компонентов, гуманистической направленности, результатом которых является творческая личность, проявляющаяся в многообразной и активной деятельности.
  5. Целенаправленное формирование качеств творческой личности и соответствующей мотивации способствуют развитию креативности.

     Таким образом, можно говорить о креативности как одном из главных качеств современного человека, которое нужно развивать ещё в детстве. Лучший способ сделать это – дать ребёнку свободно мыслить и творить. При этом надо учитывать возраст и возможности ребёнка.

     Только  метод проектов может позволить  решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

 

2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников

   Творческую  деятельность, креативность необходимо развивать в школьниках с самого начала их обучения. В ходе этого  процесса задачи будут усложняться, что потребует вдумчивого, возможно нестандартного подхода к ее решению и достижению цели. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

   Творческой  деятельностью принято считать деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке14. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании15. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, стимулировать интерес ребенка определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения, в том числе и в начальных классах.

   В целом ряде работ отечественных психологов и педагогов (В. В.Давыдов, А. К. Дусавицкий, Д. Г. Левитес, В. В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и других) отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Таким образом, применение проектного метода в начальной школе видится очень важным. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходимо оценить их готовность к проектной деятельности:

  1. Выработать «Правила общения», то есть сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
      1. Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий).
      1. Умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали).
      2. Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать).
      3. Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

   В учебном процессе данные умения формируются  с первых дней ребенка в школе.

  1. Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость» – умственные действия, такие как анализ, сравнение, алгоритм общих действий в решении задач. К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

   При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной  школы являются широта, мера самостоятельности  и обоснованность.

   Целенаправленное  формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

  1. В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
    1. Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
    1. Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное.
    2. Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Информация о работе Метод проектов как средство развития креативности школьников