Лингвистические и графические способы выражения на веб-форуме носителей языка (немецкий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена изучению форума как вида интернет-коммуникации. В последнее время форумы потеснили домашние страницы и порталы, собирая вокруг себя все больше активных пользователей, привлекаемых многими возможностями сайтов. Объект исследования: немецкоязычный форум как средство интернет-общения.
Предмет: разноуровневые языковые средства форума.
Цель: исследование стилистических и лингвистических особенностей немецкого языка на примере веб-форума Das unabhängige deutsche TV-Forum (TVForum.de).

Работа состоит из  1 файл

теор часть! дубль2.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Английский язык, являющийся приоритетным в пространстве Интернет, позволяет представителям разных культур контактировать друг с другом. С другой стороны, умышленно или неумышленно английский язык становится средством разрушения естественного лингвистического разнообразия.

Что есть языковая личность в межкультурном общении? Очевидно, статус личности различается в зависимости от того, является ли для нее язык коммуникации родным или иностранным. Требуется определенный уровень владения языком, необходимый для адекватного выражения своего "я". Перемещаясь в пространство чужого языка, личность, как правило, частично утрачивает свою идентичность. Нужно время, чтобы "нащупать" средства и формы самовыражения в чужом культурно-языковом пространстве. В связи с этим несомненный приоритет в МК имеют носители английского языка. Д.Кристал высказывает опасение, что распространение английского языка в мире может привести к возникновению лингвистической элиты, которая сможет использовать его в корыстных целях и манипулировать другими людьми. По мнению М. Феттса, Интернет стал средством иерархического распределения лингвистических навыков и ресурсов как внутри одной нации, так и между различными государствами и языковыми системами. В результате проявилось неравенство лингвистических систем и поглощение одних языков другими. С его точки зрения, языковая геостратегия должна заключаться в очерчивании и защите каждым конкретным языком определенной ниши в глобальной лингвистической экосистеме. Кроме того, специфика электронного дискурса в неодинаковой степени приспособлена для разных культур. Киберпространство в большей степени приемлемо и комфортно для индивидуалистских низкоконтекстных, нежели коллективистских высококонтекстных культур. Возникает потребность в адаптации языковой личности к специфике виртуального мира, вследствие чего происходят сдвиги в культурно-языковых системах.

Как известно, знание языка - недостаточное условие для преодоления  межкультурных различий. Специалистам известны многочисленные случаи, когда обнародование в Интернете материалов, рассчитанных на международную аудиторию, но не учитывающих культурной специфики разных стран, приводило к "взаимонепониманию", обидам и конфликтам. При создании вебстраниц, предназначенных для МК, приобретает значение кодификация информации не только в словах, но и в выборе цветов, визуальных образов, звукового сопровождения и т. д.

 

1.3. Способы общения в Интернете

В настоящее время  существует очень много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое.

Наиболее универсальное  средство компьютерного общения  это - электронная почта (Е-мэйл), которая представляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах, отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Вся процедура отправки такого письма при хороших условиях занимает не более 3-5 минут. В этом случае адрес электронного почтового ящика представляет собой следующее написание: имя@почтовый_сервер.код_страны (например: ivanov@mail.ru). Электронное письмо, как и обычное письмо в конверте, может содержать различные вложения в виде графических (фотографии, рисунки, картинки, схемы, таблицы), аудио (музыка, речь) и других видов файлов.

Существует еще один вид общения в Интернете. Это  веб-форум или просто форум. Веб-фо́рум — класс веб-приложений для организации  общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум». Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Но более детально на этом виде общения в сети Интернет мы остановимся далее.

Несколько иным способом общения в Интернете  является конференция, ее устройство напоминает доску объявлений, и газету одновременно. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чей компьютер связан с каким-нибудь другим компьютером, который получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своем персональном компьютере (ПК). Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может заинтересовать.

Основные участники  конференций – люди, которым важно  не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие люди, если и вступают в сетевой разговор, - то чаще всего для того, чтобы получить полезную информацию по интересующему их предмету. Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать Фан-клубы, либо научные сообщества, а также конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил.

Существует  и такой способ общения в Интернете как «Ай Сик Ю» (ICQ - "I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в «он-лайн» - т.е. в режиме реального времени. Она действует по принципу электронной почты, только принцип ее работы ещё быстрее. Такой способ общения чем-то напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, разнообразные файлы, вызывать на чат, посылать приглашение для запуска сетевых программ и т.д.

Существует  и много других способов виртуального общения в Интернете – это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) и др.

 

1.3. Психологические  особенности Интернет - общения

Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью  компьютером, обладают некоторыми особенностями.

1. Анонимность - несмотря  на то, что иногда есть возможность  получить некоторые сведения  анкетного характера и даже  фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более - менее адекватного восприятия личности. Кроме того, при виртуальном общении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален [Дудник, 2004].

2. Своеобразие протекания  процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации - как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и  желательность контактов - пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального  компонента общения и, в то  же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному,  ненормативному поведению - зачастую  пользователи Интернета презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

В связи с рассмотренными особенностями можно сделать  вывод о том, что анонимность  общения влечет за собой целый ряд последствий. Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает [Жичкина, 2004].

 В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека.

Другое важное следствие  физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — это  возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Действительно, в текстовой коммуникации в сети Интернет люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом (который еще называют – «ник»). Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете — это отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует, тогда общение в Интернете носит характер дополнения к основному виду общения.

Но виртуальное общение  может иметь и компенсаторный, замещающий характер, это происходит в случае формирования Интернет - зависимости. Поведенчески такая зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Интернет-зависимые получают в Интернете различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением.

Как любое сообщество, культура общения в Интернете  обладает своим собственным набором  ценностей, стандартов используемого  языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.

 

1.4. Графические формы Интернет – общения

Всемирная сеть Интернет существует уже больше 30 лет, хотя свое наибольшее распространение она получила лишь через 10 лет своего существования. Появления множества новых слов, обозначающих какие-либо вещи, связанные с Интернетом, информациией, виртуальным общением… неудивительно, что во Всемирной Паутине образовались свои собственные наречия.

Наблюдается появление новых форм выражения эмоций. Например, смайлики или смайлы. Смайлики (от англ. «smile» - улыбка) появились во время достаточно широкого распространения пользования Интернетом, примерно в 1979 году. С тех пор как у людей появилась возможность во много раз больше общаться посредством переписки, появилась необходимость более точной передачи настроений.

Особенно это необходимо при так называемом общении в режиме «он-лайн», через интернет-пейджеры вроде «ICQ», «QIP» или «Mail.Ru Агент». Поскольку такого рода переписка больше напоминает телефонный разговор, чем собственно письма, в текстах сообщений отдается предпочтение коротким, простым и зачастую разговорным фразам, которые из-за отсутствия голосовой интонации могут быть трактованы совершенно по разному. Например фраза «Не за что», сказанная в ответ на слова благодарности, может быть истолкована, как действительно сказанная от чистого сердца и с улыбкой, или же наоборот - как сказанная с интонацией, дающей собеседнику понять, что особой радости от своей помощи оппонент не получил. 
        Однако передать это без голосовой интонации, в тексте письма не просто тяжело, но совершенно невозможно. И для искоренения подобных неудобств и появились так называемые смайлики. 
       Первой и самой простой аббревиатурой для демонстрации настроения было двоеточие и закрытая скобка, складывающаяся в улыбку, от которой и пошло название «смайлик». Впервые этот смайлик был замечен в электронной корреспонденции в 1982 году.  
       Следом за этой появилась противоположная аббревиатура с открытой скобкой, сложившаяся в «лицо» как бы с опущенными уголками губ, для демонстрации грусти, плохого настроения.  
      Третьей аббревиатурой, после которой стерлась вся дальнейшая последовательность появления смайликов, стал подмигивающий смайлик, с закрытой скобкой и точкой с запятой, вместо двоеточия. 
      К настоящему времени смайловые аббревиатуры перетерпели уже множество изменений, и собственно самыми первыми уже мало кто пользуется.    Для скорости печати, двоеточие убрали совсем, ставя после каждой фразы закрытую или открытую скобку, а иногда и несколько. Некоторые вместо двоеточия ставят знак равенства, или добавляют между ним и скобкой тире. 
      На форумах иногда аббревиатурой, преображающейся после отправки сообщения в картинку, стали сочетания слов. К примеру подмигивающий смайлик на двух разных форумах может обозначаться или привычной точкой с запятой и скобки или же словом «wink» (англ. «моргать») c двоеточием перед словом и после. 
      А смайлик, заливающийся хохотом, стал обозначаться аббревиатурой «lol», что возможно и дало начало появлению интернет-названий, о которых речь пойдет далее. Для примера приведу несколько смайлов и их трактовку.

Информация о работе Лингвистические и графические способы выражения на веб-форуме носителей языка (немецкий)