Возникновение и становление радио как СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:04, реферат

Описание

Более чем полвека тому назад журнал «Радиолюбитель» (1924, № 1) узаконил употребление термина «радиовещание», вытеснившего бытовавшие в прежние годы понятия «радиотелефония» и «широковещание», Прошло немало времени, прежде чем вновь введенный термин окончательно утвердился в строго определенном значении. Сейчас трудно сказать, где, когда и кем впервые было употреблено это слово; гораздо более существенным представляется нам вопрос о том значении, которое в него вкладывается.

Содержание

Введение.
Основная часть:
Становление радиопрограмм;
Радио тоталитарного государства;
Радиовещание в годы ВОВ;
Радио тоталитарного государства (продолжение);
Радио «перестройки и гласности»;
Радиовещание в условиях рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Про радио.docx

— 66.22 Кб (Скачать документ)

 

    1. Радиовещание в условиях рынка

 

Начало 90-х годов —  точка отсчета нового исторического  этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

Прежде всего, подверглась  изменениям структура Гостелерадио СССР, казавшаяся незыблемой именно потому, что она не только соответствовала  государственным задачам в сфере  идеологии и пропаганды, но и отвечала потребностям большинства населения  огромной страны — Советского Союза. Как уже было сказано, главный  удар по монополии Гостелерадио был  нанесен созданием официального государственного "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с  Российским телевидением образовало Всероссийскую  государственную телерадиокомпанию  — ВГТРК. Кроме этого, в России на основе местных радиокомитетов, входивших, в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур — телерадиокомпаний, учредителями которых стали Мининформпечати  и местные власти. Их основная задача - осуществление местного вещания. Они  выходили в эфир, как правило, на технических каналах "Радио России" утром и, вечером с передачами, содержащими местную информацию, публицистические материалы, музыкальные  программы и рекламу. В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано  в Российскую, государственную телерадиокомпанию "Останкино", в состав которой  входили следующие программы:

--- "радио-1 Останкино" (бывшая  I программа Всесоюзного радио, включавшая информационные, аналитические, музыкальные, литературно-драматические и детские передачи);

— информационно-музыкальная  программа "Маяк" (эти два канала кроме эфирного имели проводное  вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию);

— программа "Молодежный канал" радиостанции "Юность";

— радио "Орфей"'— классическое музыкальное наследие.

В первые годы своего существования компания "Останкино" включала также телерадиофонд и технические службы: Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Телевизионный технический центр. Так выглядело, государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное "Останкино" и набиравшее силу "Радио России" — две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту. Надо сказать, что обе организации в аспекте программной политики развивались в Целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояла главным образом в том, что "Радио-1" двигалось, в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту бесспорно плодотворную тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля "Рампа у микрофона", проводившегося осенью 1995 года. Успех фестиваля был отмечен в печати; "Радио России", "Эхо Москвы" и несколько периферийных станций дали в эфир ряд фестивальных спектаклей. Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания. Более молодое, конкурирующее с "Радио-1" и другими, каналами "Радио России" вступает в 1992 году в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. "Радио России" превращается в главный государственный канал информации.

С тех пор как "Радио  России" стало главной государственной  компанией, оно постепенно теряло свой альтернативный имидж. Его программы  перестали принципиально отличаться от программ других государственных  каналов, выделяясь, может быть, большей  аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом "Радио России" превратилось в официозный источник информации.

Не способствовало поднятию престижа государственных средств  массовой информации и освещение  войны в Чечне, (1991 — 1995), где были созданы условия жесткой информационной блокады. В эфир шла однобокая, выхолощенная информация, сообщения из чеченских  источников давались крайне редко. На характер показа событий повлияло и  то обстоятельство, что и федеральная, и чеченская стороны искажали факты.

Гораздо полнее, а главное  достовернее освещались события  в коммерческой радиостанцией "Эхо  Москвы", показывавшей позиции обеих  конфликтующих сторон. В этой ситуации "Радио России", естественно, безоговорочно  проводило политическую линию руководства  страны. Согласно исследованиям группы Российско-Американского пресс-центра оценка журналистами работы СМИ по освещению чеченской войны по 5-балльной шкале выглядит следующим  образом: "Эхо Москвы" получило 4,1 балла, а "Радио России" — 3,6. Такая низкая оценка объясняется тем, что государственная станция могла давать только официальную информацию, т.е. фактически корреспонденты Российского радио работали в условиях цензуры.

Важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом президента России "О  совершенствовании телерадиовещания" от 6 октября 1995 года. Первой причиной реорганизации явилось существование двух параллельных структур, занимавших явно неравное положение: с одной стороны, "Радио России", по статусу официальная государственная станция новой страны, с другой — входящие в государственное предприятие "Останкино" радиокомпании, лишившиеся монопольного положения и в известном смысле отступившие в государственном вещании на второй план (за исключением, может быть, неизменно популярного "Маяка"). Такое сосуществование государственных компаний было в определенной степени атавизмом, данью старой системе и политике в области радиовещания и телевидения. И по мере того как в стране происходили политические, экономические и социальные перемены, назревала и необходимость коренных изменений в государственном вещании, упорядочения его деятельности.

Названным Указом президента «Телерадиокомпания "Останкино"»  была ликвидирована. "Радио России", оставшееся в составе ВГТРК, Радио-1, "Маяк", "Юность" и "Орфей" получили статус общероссийских каналов  с равными льготами и правами  на использование технических средств, принадлежащих государству. Было подтверждено создание российской радиовещательной компании "Голос России" (образована и 1993 году).

Таким образом, были созданы  единые условия для развития всей государственной системы радиовещания в Российской Федерации. Можно констатировать также закрепление автономизации отдельных эфирных каналов в этот период, их полную самостоятельность в проведении широкого спектра программной и кадровой политики и как следствие — безусловно, усиление конкуренции в секторе государственного радиовещания.

Однако проведенная реорганизация  не сработала, и прежде всего в  силу консерватизма старых вещательных  структур, бывших в течение длительного  времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности, да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных  изменений в вещании.

Помимо этого важного  психологического фактора сыграла  свою роль и объективная ситуация в стране: не только недостаточное  финансирование электронных масс-медиа, но и почти полное его отсутствие, невнимание государства к такой важнейшей ветви "четвертой власти", как радиовещание, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложились особая культура восприятия радиопередач, прочный интерес аудитории к радиовещанию, наконец, отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью (интерес к радиовещанию появляется в моменты либо кризисных ситуации, либо выборов или других общенациональных политических кампаний). Смелее откликнулся на требования времени стремительно формировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением возникла качественно новая ситуация, радикально изменившая привычную структуру радиовещания в стране.

После того как в 1991 году было разрешено частное, коммерческое радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны начинается бурный рост негосударственных  радиостанции. Если в 1990 году в Москве функционировали всего 3 негосударственные  станции, то в 1991 году их стало 10, в 1992 — 21, в 1993 - 27, в 1994 году — 33 станции. В целом  же к середине 1994 года государством было выдано более 400 лицензии на независимое  телерадиовещание.

На рубеже 80—90-х годов, естественно, стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт). Это  связано главным образом с  тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребителю, была рассчитана только на его прием. Но, по мере насыщения российского  рынка западной и японской техникой нашей аудиторией стал уверенно осваиваться  FМ-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие, как "Русское радио", "Европа Плюс", "Максимум", "Авторадио", "Эхо Москвы' обладали частотами в обоих диапазонах.

Важная черта развития СМИ на рубеже XX и XXI веков — образование мощных вещательных корпораций: в 1996 году был создан "Медиа-Мост" - мультимедийный холдинг В. Гусинского; в который наряду с НТВ, "НТВ Плюс",: "НТВ Пробит", "НТВ Дизайн", телесетью ТНТ, "Бонум-1" — спутником цифрового вещания, издательским домом "7 дней", различными печатными изданиями входит радио "Эхо Москвы". Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй — сетевых музыкальных станций: "Европа Плюс", "Русское радио", «Радио России "Носталъжи"», "Радио 101" и других, выходящих в FМ-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России и дальнего зарубежья. Примечательно и то, что ряд станций имеет дочерние предприятия, например «Радио "Классика"», начавшее вещание в апреле 1997 года, — дочерний проект '"Русского радио".

Радио по-прежнему играет, важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе  независимых средств массовой информации страны. Это обстоятельство объясняется  рядом причин. Ведь исторически радио  было и остается главным источником информации, особенно в "глубинке" России. Именно поэтому оно способно сыграть важнейшую интегрирующую  роль. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных  центров России слушают радио, 77% из числа опрошенных отмечают, что радиовещание в целом их удовлетворяет. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты и почти столько же в выходные — 2 часа 36 минут (для сравнения: средний американец слушает радио 3 часа 20 минут в сутки, при этом 56 % американцев черпают первую информацию днем именно из радиопередач). В отличие от телевидения, которое смотрят в основном дома, радио слушают и дома, и в автомобиле, и на работе, и на даче. Более половины радиослушателей (58,8%) имеют в своих домашних хозяйствах один радиоприемник; 28,1 — два; 12,2% — три и более. В Москве насыщенность радиоприемниками выше, чем в центральных регионах России: процент людей, имеющих два, три и более радиоприемников, составляет 35,2 и 17,4 соответственно. (5)

 

  1. Заключение

радио массовый информация

У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетий — это даже не час, а мгновение.

Тысячу лет назад китайский  поэт и ученый Ван Цзюнъкш, чаще именуемый в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Через десять веков присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а, следовательно, и в бессмысленности его существования.

«Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия  телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи — в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число пустых кресел в кино, театральных и концертных залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представило будущее радио, все художественное достояние которого заключалось в невидимых миру звуках. Даже самые доброжелательные , исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически была реализована к концу 70-х годов), и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая погоду и наиболее важные новости. Что же касается обширной событийной и художественной информации, общения с коммуникатором, аудиокулътуры во всех ее разновеликих и многообразных аспектах... то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

К началу 70-х годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах, главным образом там, где  телевидение удовлетворяло интерес  публики, пришли к выводу: распространение  телепередач не является причиной значительного  снижения интереса к радиопрограммам. На рубеже 80-х годов социологи  публикуют результаты исследований, из которых следует, что в некоторых  полностью телефонированных районах  СССР почти 90 % жителей при обращении к тому или иному средству трассовой информации предпочитают радио (второе место после газет по популярности).

Каким же образом радио  удается сохранить :свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:

Информация о работе Возникновение и становление радио как СМИ