Возникновение и становление радио как СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:04, реферат

Описание

Более чем полвека тому назад журнал «Радиолюбитель» (1924, № 1) узаконил употребление термина «радиовещание», вытеснившего бытовавшие в прежние годы понятия «радиотелефония» и «широковещание», Прошло немало времени, прежде чем вновь введенный термин окончательно утвердился в строго определенном значении. Сейчас трудно сказать, где, когда и кем впервые было употреблено это слово; гораздо более существенным представляется нам вопрос о том значении, которое в него вкладывается.

Содержание

Введение.
Основная часть:
Становление радиопрограмм;
Радио тоталитарного государства;
Радиовещание в годы ВОВ;
Радио тоталитарного государства (продолжение);
Радио «перестройки и гласности»;
Радиовещание в условиях рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Про радио.docx

— 66.22 Кб (Скачать документ)

В сообщениях Совинформбюро о положении на фронтах очень часто реальные факты приукрашивались, а иногда и грубо искажались, что особенно проявлялось в первые месяцы и первые годы войны. Поздней осенью 1941 года выдающийся русский ученый, академик В.И. Вернадский, записывает в своем дневнике: "Понять, что происходит на фронте, очень трудно. Радио бессовестно врет, а иного источника информации у нас нет".

Составными частями передач  для партизан обычно были концерты, ас начала 1943 года — письма партизанам от родных и товарищей. Редакция передач  для партизан существовала до октября 1943 года и была ликвидирована в  связи с коренным изменением положения  на фронтах. Территория, на которой  вели боевые действия партизанские отряды, становилась все меньше. Поэтому  исчезла необходимость создавать  специальные передачи для партизан.

В годы войны родилась новая  форма ежедневных документальных программ — "Письма на фронт" и "Письма с  фронтов Отечественной войны". Их готовил специальный отдел, возглавляемый В.В. Каблучко. «Письма на фронт» впервые появились в эфире 9 июля 1941 года, а "Письма с фронтов" — в августе того же года. История этой программы такова. С первых дней июля 1941 года в Радиокомитет стали поступать тысячи писем, сообщающих фронтовикам о жизни, здоровье и судьбе членов их семей. Контроль над этой обширнейшей почтой взял на себя военный отдел Радиокомитета. Сначала передачи делались так: дикторы читали огромные, в несколько страниц, списки, где перечислялись фамилии и адреса приславших письма и, назывались имена адресатов.

Однако эта форма передач  просуществовала недолго, в Радиокомитете  был организован специальный  отдел, который получил название "Письма на фронт и с фронтов  Отечественной войны". С помощью  переданных в эфир писем 30 216 семей восстановили связь с родными.

 

2.4 Радио тоталитарного государства (продолжение)

 

В 1957 году радиовещание и  телевидение выделились из системы Министерства культуры СССР. 16 мая 1957 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР был образован Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Руководство радиовещанием на зарубежные страны в это же время было передано Государственному комитету по культурным связям с зарубежными странами, куда оно вошло в качестве специального Главного управления. Однако в мае 1959 года иновещание вновь включили в состав Радиокомитета. Кроме центрального радиовещания и Центральной студии телевидения в его систему входила также широкая сеть вещательных организаций: 14 комитетов союзных республик, 19 комитетов автономных республик, 125 краевых и областных комитетов и редакций, 183 городские и районные редакции. Таким образом, структура Государственного комитета по радиовещанию и телевидению к началу 60-х годов включала в себя 343 вещательные организации. Крупнейшей среди них было Центральное радиовещание.

С 1 октября 1960 года Всесоюзное радио впервые стало круглосуточным. Объем вещания возрос до 77 часов 15 минут в сутки. 15 октября 1962; года было введено новое расписание передач  Центрального радио, основная особенность  которого состояла в том, что в  нем содержательно определялся  характер: передач, шедших в предусмотренные  расписанием отрезки времени.

15 апреля 1963 года начала  функционировать V (круглосуточная) программа Всесоюзного радио, предназначенная для советских людей, находившихся за рубежом, и для зарубежных слушателей, владеющих русским языком или изучающих его. Коренные изменения претерпели и другие программы. С 7 до 12 часов в сутки увеличился объем III программы. Была перестроена и IV программа: она передавалась для населения Дальнего Востока и Восточной Сибири 20 часов в сутки (IV -А-программа) и отдельно в таком же объеме — для населения Западной Сибири и Средней Азии (IV-Б- программа).

Стремясь к большей  оперативности и более полному  удовлетворению запросов слушателей в  политической информации, редакция "Последних  известий" с 1 января 1958 года ежедневно  стала передавать в эфир 18 выпусков (вместо прежних 12); в них содержалось 120—130 оперативных сообщении о событиях внутренней и зарубежной жизни. Значительное место занимала экономическая, информация.

Замечательные страницы в  истории советского радиовещания —  передачи, посвященные завоеванию космоса. Широко и оперативно освещались в "Последних  известиях" запуски искусственных  спутников Земли и космических  ракет. Через несколько минут  после официального сообщения о  запуске спутника по радио звучали  его сигналы, записанные на пленку; слушатели получали информацию о  движении спутников над различными районами страны; у микрофона "Последних  известий" с комментариями выступали  видные ученые.

И все же к началу 60-х  годов, а особенно после XXII съезда партии "послесталинская" перестройка жизни стала давать свои плоды и на радио. Радиожурналисты уже не только стремились своевременно освещать крупнейшие события, но и искали новые формы и приемы подачи информации. Так, отдел международной информации Главной редакции "Последних известий" ввел в постоянную практику передачу репортажей и телефонных разговоров, являющихся убедительной иллюстрацией к той или иной политической теме. 27 февраля 1962 года Центральное радио ввело новую передачу "Международные обозреватели за круглым столом", организованную по просьбам радиослушателей.

К 1964 году число ежедневных выпусков "Последних известий" по основным программам Всесоюзного  радио возросло до 50. Но и такой  значительный объем радиоинформации далеко не полностью мог удовлетворить информационные потребности миллионов радиослушателей. Остро ощущалась необходимость в создании новых передач, в резком увеличении объема передаваемой информации, в повышении оперативности. Эти причины и обусловили появление в структуре радиовещания новой программы "Маяк", созданной на основании постановления ЦК КПСС от 24 июня 1964 года "Об улучшении информации на радио". В постановлении говорилось: «Радиопрограмма "Маяк" должна содержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях экономической, политической, культурной жизни в СССР и зарубежных странах, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью, создавать путем тщательного отбора и продуманного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событии внутренней и международной жизни. Радиопрограмма "Маяк" должна состоять также из коротких передач симфонической и эстрадной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких рассказов и композиции».

Так была сформулирована концепция  принципиально новой радиопрограммы. Новизна "Маяка" проявилась и в  его нетрадиционной для советских  радиопрограмм структуре, в основе которой лежал часовой отрезок  вещания, включавший в себя два кратких  выпуска новостей в начале и середине каждого часа. За выпуском новостей следовали музыка или какой-либо другой материал, преимущественно развлекательного характера.

Характеризуя концепцию  нового канала, надо сказать также  и о своеобразии его стиля. Это программа быстрого и напряженного ритма, соответствующего ритму жизни  современного человека. Ее отличают краткость  информационных и музыкальных передач, лаконизм сообщений, экономичность  в использовании речевых средств.

 

2.5 Радио «перестройки  и гласности»

 

1985 год стал переломным  в жизни огромной страны, в  развитии средств массовой информации. Политика перестройки, провозглашенная  новым Генеральным секретарем  ЦК КПСС Михаилом Горбачевым  на апрельском Пленуме 1985 года, должна была по идее охватить  все стороны жизни общества, все  звенья государственного механизма.  Был официально взят курс на  демократизацию и гласность. Декларировалось  непреходящее значение общечеловеческих идеалов и ценностей, которым должны были соответствовать советская политика, экономика, культура и идеология. Подразумевался процесс серьезных преобразований в общественной жизни и сознании людей.

Политика перестройки  была объективно порождена назревшим  в обществе протестом против тоталитарной системы и идеологии, нарушений  прав человека, а также официозной пропагандистской машины, являвшейся инструментом внедрения идеологических и социальных мифов, и стереотипов  в массовое сознание; она отвечала стремлению к переменам во всех сферах общественной жизни, к формированию открытого общества, плюрализма взглядов.

Как известно, преобразования встретили активное сопротивление  значительной части партийного и  государственного аппарата, определенной части общества; проводились они  крайне непоследовательно, противоречиво, что и привело, в конечном счете, к краху КПСС и распаду союзного государства.

Но одним из бесспорных достижений перестройки явились  глубокие изменения, происшедшие в  работе средств массовой информации сыгравшие, без сомнения, ключевую роль в разоблачении тоталитаризма, в  освобождении людей от идеологических пут и страха перед тоталитарной государственной машиной. Большая, чем прежде, открытость информации, принятие Закона о печати и отмена цензуры, обращение к прежде запрещенным темам, к сложностям, противоречиям и конфликтам реальной жизни вытесняли мифологизированные представления о советской действительности, о светлом коммунистическом завтра. Потерпела поражение благостная "пропаганда успехов", царившая в годы застоя, формировался совершено новый облик средств массовой информации, в том числе и радиовещания. Конечно, этот процесс протекал мучительно, здесь наряду с удачами и победами были свои жертвы и поражения.

Гостелерадио СССР всегда было мощной централизованной пропагандистской машиной, подчинявшейся непосредственно идеологическим подразделениям ЦК КПСС. Его вещательные программы подвергались строжайшей многоступенчатой цензуре.

В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся стереотипам, в рамках устоявшейся за долгие годы жесткой вещательной сетки. В 1985— 1987 годах в программах радиовещания проводятся пропагандистские кампании, посвященные пленумам ЦК КЛСС и XXVII съезду партии, широко освещается XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В центре вещания, как говорилось в соответствующих отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной и общественной жизни страны, встречи государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации.

Совершенно очевидно, что, несмотря на официально объявленные  новые критерии работы в радиопропаганде  действовали старые стандарты. Замалчивались  острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных  конфликтов. Запретными темами оставались позорная война в Афганистане, преподносившаяся под флагом "интернациональной  помощи братскому народу", и положение  в армии. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии - аварии на Чернобыльской  атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места  событий хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались.

Все это, естественно, не укрепляло  доверия к радиовещанию. Продолжался "государственный спектакль —  на всю страну. И не бездарный, по-видимому, раз так долго играли", —  писал известный актер А. Збруев. И все же старые принципы вещания  постепенно уходили в прошлое. На новом историческом сломе непоследовательно, противоречиво, нередко с оглядкой на начальство журналисты радио начинали поиск новых форм вещания, новых тем, иной тональности репортажей, методов диалога с радиослушателями, стремились избавиться от привычной трескотни, заорганизованности, идеологических штампов, легковесности.

Радиожурналисты стали показывать человека с нелегкой судьбой, реальные трудные жизненные ситуации. Это  внимание к новому герою, социально-психологический  интерес к проблемам людей, исследовательский  подход, аналитичность явились феноменом радиоэфира периода перестройки.

Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали  журналисты радиостанций "Юность" и "Маяк". С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача "Юности" "Молодежный канал".

Редакция решила возродить  прямой эфир, а это требовало от журналистов новых навыков работы у микрофона; умения импровизировать, четкости. Создавая каждый выпуск, "Молодежного канала", его авторы и ведущие широко использовали приемы; получившие признание в радиовещании: сочетание документального начала с художественным, включение почты и телефонных диалогов со слушателями. В передаче звучали оперативные сообщения о важнейших событиях в стране и за рубежом, политические, экономические новости, освещалась жизнь комсомольских организаций (именно в "Молодежном канале" прозвучали первые критические материалы в адрес комсомола и говорилось о резком падении его авторитета и роли), спортивные новости, переклички через пульт "Эфир-1", репортажи, интервью, выступления, обзоры печати.

Полтора часа эфира вмещали  до 25 и более разнообразных по тематике сюжетов из 10—15 репортажей. Особая роль отводилась музыке: в утренней программе она была важным компонентом, создающим эмоциональный настрой  у слушателя.

Вслед за "Молодежным каналом" — утренней прямой оперативной передачей  — в октябре 1987 года стал выходить "Вечерний курьер" "Юности". В отличие от динамичного "Молодежного канала" у "Вечернего курьера" был более спокойный, размеренный, неторопливый темп. В рамках передачи звучали такие рубрики, как "Читальный зал", "Снимается кино", "Стадион для всех", "Интеркурьер ТАСС", «Акция "Вечернего курьера"» и др. Конечно, обилие рубрик говорило о некоторой заорганизованности программы. В то же время следует отметить ее публицистичность, аналитичность, стремление не уходить от сложных вопросов.

Стремление сделать радиослушателя, активным участником обсуждаемых в  эфире проблем привели журналистов "Юности" к решению объявить номер редакционного телефона. Аудитория  откликнулась немедленно. Первый телефонный сеанс связи состоялся в октябре 1986 года. Так родились программы «Алло, "Юность" слушает!», а затем «Открытая студия "Юности"», целиком построенные на вопросах и суждениях слушателей.

21 августа 1991 года, после  поражения путчистов, были возобновлены  регулярные передачи из Останкино;  с 22 августа началась круглосуточная  работа "Радио России" на волнах  I Общесоюзной программы и по первой кнопке проводного вещания.

В вещательных программах "Радио России" звучали передачи не только столичной, но и санкт-петербургской  редакции. Кроме того, "Радио России" стало соучредителем проекта  «Радио России Ностальжи» — совместной российско-французской радиостанции, специализирующейся на музыке 50 — 70-х годов. С ее появлением в эфире 10 января 1991 года монополия государства на массовое радиовещание окончательно перестала существовать.

Информация о работе Возникновение и становление радио как СМИ