Возникновение и становление радио как СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:04, реферат

Описание

Более чем полвека тому назад журнал «Радиолюбитель» (1924, № 1) узаконил употребление термина «радиовещание», вытеснившего бытовавшие в прежние годы понятия «радиотелефония» и «широковещание», Прошло немало времени, прежде чем вновь введенный термин окончательно утвердился в строго определенном значении. Сейчас трудно сказать, где, когда и кем впервые было употреблено это слово; гораздо более существенным представляется нам вопрос о том значении, которое в него вкладывается.

Содержание

Введение.
Основная часть:
Становление радиопрограмм;
Радио тоталитарного государства;
Радиовещание в годы ВОВ;
Радио тоталитарного государства (продолжение);
Радио «перестройки и гласности»;
Радиовещание в условиях рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Про радио.docx

— 66.22 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 
Институт международных образовательных программ 
Кафедра «Международные отношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Возникновение и становление  радио как СМИ

 

 

 

Выполнил

студент гр.4143/6  П.Е.Седаков           

 

 

Преподаватель  Н.А.Васильева

 

 

 

 

 

 

«__»__________20__г.

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Содержание

 

  1. Введение.
  2. Основная часть:
    1. Становление радиопрограмм;
    2. Радио тоталитарного государства;
    3. Радиовещание в годы ВОВ;
    4. Радио тоталитарного государства (продолжение);
    5. Радио «перестройки и гласности»;
    6. Радиовещание в условиях рынка.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Более чем полвека тому назад журнал «Радиолюбитель» (1924, № 1) узаконил употребление термина «радиовещание», вытеснившего бытовавшие в прежние  годы понятия «радиотелефония» и  «широковещание», Прошло немало времени, прежде чем вновь введенный термин окончательно утвердился в строго определенном значении. Сейчас трудно сказать, где, когда и кем впервые было употреблено  это слово; гораздо более существенным представляется нам вопрос о том  значении, которое в него вкладывается.

«Младенец» XX века воспитывался всем ходом общественного прогресса, а в последние десятилетия — грандиозными сдвигами, которые повлекла за собой научно-техническая революция. В результате радио заговорило во всеуслышание на всех языках мира.

«Большая Советская энциклопедия»  в 1955 г. определяла радиовещание как  «передачу по радио неограниченному  числу слушателей речи, музыки и  изображений (!?)». В опубликованном в 1974 г. справочнике Д. Григораша «Журналистика в терминах и выражениях» сообщается, что «радиовещание» — «способ передачи разнообразных звуковых программ широкой аудитории через эфир или по проводам».

Ни одна из приведенных  формулировок фактически не раскрывает ни родовых, ни видовых признаков  определяемого понятия, ограничиваясь  лишь указанием на те или иные трансляционные формы или вовсе о них умалчивая. Поэтому для окончательного определения необходимо собрать и систематизировать все составляющие элементы.

Во-первых, единственным материальным сигналом, при помощи которого складывается в воображении коммуникатора  субъективный образ объективного мира, являются звуковые колебания, проявляющиеся  в документальных шумах, музыке и  звучащей речи. Поэтому только указанные  звуковые явления могут выполнять  функции изобразительных средств в радиовещании. Монтаж, причисляемый некоторыми теоретиками к «четвертому киту», не может, следовательно, быть поставлен рядом с ними. Он выполняет лишь композиционную роль по отношению к данному звуковому трио.

Во-вторых, радио является одним из наиболее оперативных СМИ, поскольку в самой природе  произнесенного перед микрофоном слова  заложены широчайшие возможности воссоздавать субъективный образ объективного мира посредством мобильной системы  технических средств «без бумаги и расстояний».

Оперативность — важнейшая  особенность радиовещания — еще  не определяет его специфики как  особого вида (вместе с тем, обращаем внимание на то, что в наиболее экстремальных  ситуациях, моментах катастрофы, и в  этом все мы успели убедиться в  последнее десятилетие, именно радио  приобретает функцию главного информатора  и организатора). Наконец, радио только в том случае может обеспечить себе слушательскую аудиторию, т.е. проявиться в качестве такового, если будет понятным и нужным слушателю. В самой природе микрофонного вещания коренится, следовательно, необходимость ориентации на восприятие теми или иными демографическими группами с учетом их идейного, культурного и психологического опыта. Таким образом, отмеченные черты и признаки радиовещательного процесса позволяют дать ему обобщающее определение: радиовещание — это оперативное средство массовой информации и пропаганды, которое обладает документальными, публицистическими и художественными формами звуковой организации речи, шумов и музыки в процессе ориентированной на определенную аудиторию передачи информации, распространяемой по радиотехническим каналам.

Разумеется, такое определение  не лишено доли условности. Оно не охватывает и не может охватить всех признаков  объекта, будучи, как и всякое определение, не тождественно ему: основные параметры, система функционирования, участники  коммуникативного процесса вошли в  его состав. Однако важнейшему составляющему любого масс-медиа явно не нашлось места в определении явно социологического толка. Это непосредственная зависимость каналов информации от власти, идеологический контроль со стороны государственной идеологии и партийно-государственной системы управления идеологией и культурой, проявляющийся в различной степени в зависимости от исторического периода. Понятие неизбежности этой зависимости даже в условиях демократического общества и юридического отсутствия цензуры вовсе не освобождает нас от необходимости воссоздать в ретроспективе тот механизм управления и влияния, который в конечном счете явился и продолжает являться совершенным инструментом формирования национального самосознания, манипуляции общественным мнением, достижения политических целей. (1)

 

  1. Основная часть

 

2.1 Становление радиопрограмм

 

Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся.

12 октября 1924 года начались  ежедневные передачи московской  радиостанции имени АС, Попова (Сокольническая радиостанция).

23 ноября того же года  открылись регулярные радиопрограммы  станции имени Коминтерна. Существуют  различные аргументы в защиту  каждой из указанных дат как  времени начала массового радиовещания.

Нельзя забывать и о более ранних радиотелефонных передачах, обращенных к. массовой аудитории. К весне 1921 года инженерами Казанской базы радиоформирований (военно-техническая база типа арсенала) был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по телефону можно было передать через рупор наподобие граммофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 года, и через них передавались тексты газетных статей. Об этом 7 мая 1921 года московские газеты напечатали информацию РОСТА (Российское телеграфное агентство) и подборке сообщений о праздновании Первого мая на местах. В тот же день правительство запросило письменный отчет о работе в области радиотелефонии и выступило с предложением распространить казанский опыт на Москву и Петроград.

С 28 мая по 1 июня 1921 года громкоговорящая  радиотелефонная установка была испытана в Москве; рупоры установили на балконе здания Моссовета, а 17 июня передачи Центральной радиотелефонной  станции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их содержание составляли телеграммы РОСТА, материалы  из газет, а также лекции и доклады, подготовленные специально для передач  из студии, оборудованной на Центральной радиотелефонной станции.

Таким образом, первыми в  истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные  программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно (с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней). Они несли в себе контуры современной  радиопрограммы, составленной как комплекс сообщении, разнохарактерных по содержанию и структуре.

Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио  — А.С. Попова в России и Т. Маркони  в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет  исторического значения их технического открытия.

25 апреля (7 мая) 1895 года русский  ученый А.С. Попов выступил  с научным докладом и демонстрацией  прибора, который был назван "грозоотметчиком". В заключение ученый выразил  надежду, что этот прибор в  будущем может быть применен  для передачи сигнала на расстояние  без проводов.

Уже в марте 1896 года А.С. Попов  продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц". Имя гениального  физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе.

В этом же году итальянский  ученый и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал — его изобретение засекретили.

В течение всего XX века идут бесплодные споры о том, кому принадлежит первенство — А. Попову или Г. Маркони. Изучение исторических обстоятельств и документов, свободное от политических и пропагандистских целей, дает основание поддержать мысль об автономности исследований А. Попова и Г. Маркони, совпавших по времени с новым этапом технического прогресса на рубеже XIX и XX веков.

К сожалению, в России изобретение  Попова в течение длительного  времени использовалось главным  образом в военных целях, тогда  как работы Маркони привлекли  к радиотелеграфии внимание широких  деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности  для развития. Уже в 1901 году Маркони  осуществил радиосвязь через Атлантический  океан. За работы в области радиотехники в 1909 году он был удостоен Нобелевской  премии. В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии — системы передачи человеческой речи по проводам.

Изобретенный в 1876 году американским профессором Александром Беллом телефонный аппарат использовался  в Америке и в России для  экспериментальных, попыток передавать с его помощью оперные спектакли  прямо со, сцены театра (в расчете, разумеется, на крайне ограниченное число  абонентов-слушателей). Предполагая  будущие возможности телефона как  средства массовой коммуникации, великий  русский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин в 1886 году в цикле рассказов "Мелочи науки" описывал эти перспективы  с учетом качества преподавания в  провинциальных гимназиях: "Набрать  бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знаний по лицу вселенной, а на местах держать только туторов, которые наблюдали бы, чтобы ученики не повесничали..." В усовершенствованном виде радиотелефония существует и сегодня как важная составляющая технической базы современного массового вещания. До сих пор значительная часть аудитории (по крайней мере, в нашей стране) слушает программы радио, передаваемые по проводам, а не через эфир.

Что же касается собственно радио, то еще много лет спустя после первого сеанса связи в  эфире звучали только точки и  тире азбуки Морзе. Голос человека по радио в России прозвучал впервые, лишь в 1919 году — это был голос  дежурного инженера Нижегородской  радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде. Таким образом, техническое возникновение радиоканала как средства связи и появление нового вида творческой деятельности — "у микрофона" — есть по сути своей два самостоятельных процесса, не совпадающих по времени.

Между тем в качестве технического коммуникационного канала, способного выполнять и просветительско-пропагандистские задачи, радио заявило себя еще  на стадии использования "точек и  тире" Самуэля Морзе. Однако важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве был не автономным средством массовой информации, а составил, звено в информационно-пропагандистской цепочке — так в 1914—1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение, — радиограммы шли на все фронты, где полевые типографии печатали их содержание в листовках и в военных газетах. По той же схеме распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства.

"Радиовестник РОСТА" в 1918-1921 годы включал разнообразную информацию — от оперативных сводок до фельетонов на бытовые темы. В первые годы Советской власти он был основным поставщиком материалов для местной прессы.

В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения. "Вся Россия будет слышать газету, читаемую в Москве", — объявил В.И. Ленин.

Таким образом, форма газеты по радио как основного вида радиосообщений первого периода общественно-политического вещания порождена не примитивным представлением о возможностях нового канала информации и пропаганды (что в принципе было бы логичным в начальный период его освоения), но выдвинутыми властью требованиями к радио.

Сначала, 4 июля 1923 года, — "Декрет о радиостанциях специального назначения", позволяющий всем государственным, профессиональным, партийным и общественным учреждениям; и организациям сооружать  и эксплуатировать приемные радиостанции. Затем, 28 июля 1924 года, — Декрет СНК  СССР, которым разрешалось всем гражданам  СССР иметь радиоприемники, покупать их в магазинах, конструировать самим  и вообще пользоваться ими в свое удовольствие и по собственному же усмотрению.

Информация о работе Возникновение и становление радио как СМИ