Функциональная, информационная, математическая модели экономической информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:17, шпаргалка

Описание

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами.
При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежности, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Проектирование информационных систем.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

В связи с этим данная СУБД может работать как с локальными базами данных, так и с центральной базой данных.

Синхронизация совместного использования базы данных файл-сервера возлагается на систему управления базами данных, которая должна обеспечивать блокирование записей на время их корректировки, чтобы сделать их недоступными с дру­гих рабочих станций.

Использование файл-серверов предполагает, что вся обработка данных выполняется на рабочей станции, а файл-сервер лишь выполняет функции накопителя данных и средств доступа.

Двухуровневая клиент-серверная архитектура основана на использовании только сервера базы-данных (DB-сервера), когда клиентская часть содержит уровень представления данных, а на сервере находится база данных вместе с СУБД и прикладными программами.

DB-сервер отличается от файл-сервера тем, что в его оперативной памяти, помимо сетевой операционной системы, функционирует централизованная СУБД, которая обеспечивает совместное использование рабочими станциями базы данных, размещенной во внешней памяти этого DB-сервера.

DB-сервер дает возможность отказаться от пересылки по сети файлов данных целиком и передавать только ту выборку из базы данных, которая удовлетворяет запросу пользователя.

При этом возможно разделение пользовательского приложения на две части: одна часть выполняется на сервере и связана с выборкой и агрегированием данных из базы данных, а вторая часть по представлению данных для анализа и принятия решения выполняется на клиентской машине.

Таким образом, увеличивается общая производительность информационной системы в результате объединения вычислительных ресурсов сервера и клиентской рабочей станции.

Обращение к базе данных осуществляется на языке SQL, который фактически стал стандартом для реляционных баз данных.

Отсюда сервер баз данных часто называют SQL-сервером, который поддерживается всеми реляционными СУБД:

         Oracle,

         Informix,

         MS SQL,

         ADABAS D,

         InterBase,

         SyBase и др.

Клиентское приложение может быть реализовано на языке настольных СУБД (MS Access, FoxPro, Paradox, Clipper и др.).

При этом взаимодействие клиентского приложения с SQL-сервером осуществляется через ODBC-драйвер (Open Data Base Connectivity), который обеспечивает возможность пересылки и преобразования данных из глобальной базы данных в структуру базы данных клиентского приложения.

Применение этой технологии позволило разработчикам не заботиться о специфике работы с той или иной СУБД и делать свои системы переносимыми между базами данных.

За время своего существования ODBC стал стандартом де-факто на алгоритм доступа к разнородным базам данных, и на сегодняшний день насчитывается более 160 прикладных систем, которые работают с источниками информации через драйверы ODBC.

Трехуровневая клиент-серверная архитектура позволяет помещать прикладные программы на отдельные серверы приложений, с которыми через API-интерфейс (Application Program Interface) устанавливается связь клиентских рабочих станций.

Работа клиентской части приложения сводится к вызову необходимых функций сервера приложения, которые называются «сервисами».

Прикладные программы в свою очередь обращаются к серверу базы данных с помощью SQL запросов.

Такая организация позволяет еще более повысить производительность и эффективность КЭИС за счет:

         многократности повторного использования общих функций обработки данных в множестве клиентских приложений при существенной экономии системных ресурсов;

         параллельности в работе сервера приложений и сервера базы данных, причем сервер приложений может быть менее мощным по сравнению с сервером базы данных;

         оптимизации доступа к базе данных через сервер приложений из клиентских мест путем диспетчеризации выполнения запросов в вычислительной сети;

         повышения скорости и надежности обработки данных в результате дублирования программного обеспечения на нескольких серверах приложений, которые могут заменять друг друга в сети в случае перегрузки или выхода из строя одного из них;

         переноса функций администрирования системы по проверке полномочий доступа пользователей с сервера базы данных на сервер приложений.

Многоуровневая архитектура «Клиент-сервер» создается для территориально-распределенных предприятий.

Для нее в общем случае характерны отношения «многие ко многим» между клиентскими рабочими станциями и серверами приложений, между серверами приложений и серверами баз данных.

Такая организация позволяет более рационально организовать информационные потоки между структурными подразделениями в процессе выполнения общих деловых процессов.

Так, каждый сервер приложений, как правило, обслуживает потребности какой-либо одной функциональной подсистемы и сосредоточивается в головном для подсистемы структурном подразделении, например, сервер приложе­ния по управлению сбытом - в отделе сбыта, сервер приложения по управлению снабжением - в отделе закупок и т.д.

Естественно, что локальная сеть каждого из подразделений обеспечивает более быструю реакцию на запросы основного контингента пользователей из соответствующего подразделения.

Интегрированная база данных находится на отдельном сервере, на котором обеспечиваются централизованное ведение и администрирование общих данных для всех приложений.

Выделение нескольких серверов баз данных особенно актуально для предприятий с филиальной структурой, когда в центральном офисе используется общая база данных, содержащая общую нормативно-справочную, планово-бюджетную информацию и консолидированную отчетность, а в территориально-удаленных филиалах поддерживается оперативная информация о деловых процессах.

При обработке данных в филиалах для контроля используется плановая и нормативно-справочная информация из центральной базы данных, а в центральном офисе получение консолидированной отчетности сопряжено с обработкой оперативной информации филиалов.

Для сокращения объема передачи данных по каналам связи в распределенной информационной системе предлагается репликация данных, то есть тиражирование данных на взаимодейству­ющих серверах баз данных с автоматическим поддержанием соответствия копий данных.

При этом возможны следующие режимы репликации:

         синхронный режим, когда тиражируемые данные обновляются по мере возникновения необходимости одновременно на серверах баз данных во всех копиях. Требуемое быстродействие каналов для синхронного режима - единицы Мбит в секунду;

         асинхронный режим, когда тиражирование данных выполняется в строго определенные моменты времени, например каждый час работы информационной системы. Требуемое быстродействие каналов для асинхронного режима - единицы Кбит в секунду. Асинхронный режим может вызывать откладывание выполнения транзакций до момента обновления данных.

Направление тиражирования между серверами баз данных может быть:

         равноправным, т.е. в обоих направлениях;

         сверху-вниз типа «ведущий/ведомый», когда на серверах филиалов содержатся только некоторые подмножества данных центральной базы данных;

         снизу-вверх по консолидирующей схеме, когда при обновлении данных в филиалах в определенные моменты времени обновляется центральная база данных.

Выбор сервера БД для КЭИС основывается на анализе рынка серверов БД по различным критериям:

         независимость от типа аппаратной архитектуры;

         независимость от программно-аппаратной платформы;

         поддержка стандарта открытых систем;

         поддержка многопроцессорной и параллельной обработки данных;

         оптимальное хранение распределенных данных;

         поддержка WEB-серверов и работа с Интернет;

         поддержка вторичных индексов;

         непрерывная работа;

         защита от сбоев;

         простота использования.

Выбор программных средств разработки КЭИС определяется требованиями применяемой технологии проектирования КЭИС.

Разработка общей функциональной структуры корпоративной информационной системы на основе функционально-ориентированной или объектно-ориентированной модели проблемной области заключается в определении:

         функций сервера БД;

         функций серверов приложений;

         функций клиентских мест;

         информации, которая необходима для выполнения этих функций;

         распределения серверов и клиентских мест по узлам вычислительной сети;

прав доступа пользователей к КЭИС

 


35. Методы типового проектирования ЭИС.

Под типовым проектным решением (ТПР) будем понимать представленное в виде проектной документации, включая программные модули, проектное решение, пригодное к многократному использованию.

В зависимости от уровня декомпозиции системы различают:

- элементный,

-подсистемный и

-объектный методы типового про­ектирования.

1. При элементном методе типового проектирования ЭИС в качестве типового элемента системы используется типовое решение по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному).

Сущность применения ТПР при элементном методе заключается в комплектации ЭИС из множества ТПР по отдельным разрозненным задачам.

Если данного множества недостаточно для того, чтобы спроектировать систему, необходимые модули дорабатываются вручную. Достоинство элементного метода типового проектирования ЭИС связано с применением модульного подхода к проектированию и документированию ЭИС.

К недостаткам применения метода относятся большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов, а также плохая адаптивность элементов к особенностям предприятия.

2. При использовании подсистемного метода типового проектирования ЭИС в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, которые обеспечивают функциональную полноту, минимизацию внешних информационных связей, параметрическую настраиваемость, альтернативность схем в пределах значений входных параметров.

Типовые проектные решения для функциональных подсистем реализуются в виде пакетов прикладных программ (ППП), которые позволяют осуществлять:

         модульное проектирование;

         параметрическую настройку программных компонентов на , различные объекты управления;

         сокращение затрат на проектирование и программирование взаимосвязанных компонентов;

         хорошее документирование отображаемых процессов обработки информации.

Вместе с тем адаптивность типовых проектных решений в виде функциональных ППП недостаточна с позиции непрерывного инжиниринга деловых процессов.

3. При объектном методе типового проектирования ЭИС в качестве типового элемента используется типовой проект для объектов управления определенной отрасли, который включает полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ЭИС.

Несомненное преимущество объектного метода типового про­ектирования ЭИС перед подсистемным методом заключается в комплексируемости всех компонентов за счет методологического единства и информационной, программной и технической совместимости компонентов.

 


36. Проектирование ЭИС с использованием типовых проектных решений.

Методы типового проектирования ЭИС предполагают создание системы из готовых покупных типовых элементов (типовых проектных решений).

Для этого проектируемая ЭИС должна быть декомпозируема на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.), для которых подбираются и закупаются имеющиеся на рынке типовые проектные решения.

Далее закупленные типовые элементы, как правило, включающие программные продукты, настраиваются на особенности конкретного предприятия или дорабатываются в соответствии с требованиями проблемной области.

Под типовым проектным решением (ТПР) будем понимать представленное в виде проектной документации, включая программные модули, проектное решение, пригодное к многократному использованию.

В качестве проектного решения может вы­ступать реализация как отдельных компонентов ЭИС (программных модулей, функциональных задач, автоматизированных рабочих мест, локальных баз данных, локальных вычислительных сетей), так и взаимосвязанных комплексов компонентов (функциональных и обеспечивающих подсистем, ЭИС в целом).

Типовые проектные решения также называют тиражируемыми продуктами.

 

 


37. Технология проектирования с использованием ППП.

При проектировании ЭИС на основе параметрической настройки пакета прикладных программ (ППП) последний рассматривается как «черный ящик».

Информация о работе Функциональная, информационная, математическая модели экономической информационной системы