Функциональная, информационная, математическая модели экономической информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:17, шпаргалка

Описание

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами.
При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежности, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Проектирование информационных систем.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

   инструменты быстрой разработки приложения в развитых СУБД - класс DEVELOPER

   интегрированные инструменты быстрой разработки приложений - класс BUILDER.

Данная технология обеспечивает создание на ранней стадии реализации действующей интерактивной модели системы, так называемо системы-прототипа, позволяющей наглядно продемонстрировать пользователю будущую систему, уточнить его требования, оперативно модифицировать интерфейсные элементы: меню, выходные документ, структуру диалога, состав реализуемых функций.

В процессе работы с системой-прототипом пользователь реально осознает возможности будущей системы и определяет наиболее удобный для него режим обработки данных, что значительно повышает качество создаваемых систем. Осуществляются проверка принципиальных проектных решений по составу и структуре ЭИС и оценка основных ее эксплуатационных характеристик.

Вовлечение пользователей в процесс проектирования и конструирования приложений позволяет получать замечания и дополнения к требованиям непосредственно в процессе проектирования приложения, сокращая время разработки. Представители заказчика получают возможность контролировать процесс создания системы и влиять на ее функциональное наполнение. Результатом является сдача в эксплуатацию системы, учитывающей большинство потребностей заказчиков.

Согласованная система-прототип служит спецификацией для дальнейшей разработки ЭИС, что позволяет на ранних этапах проектирования выявить возможные ошибки проектирования и определить параметры будущей системы.

Жизненный цикл создания ЭИС на основе RAD-технологии предполагает после формирования технического задания и декомпозиции системы независимую разработку подсистем с последующей сборкой, тестированием и внедрением комплексной ЭИС (рис. 8.1).

Накопленный опыт использования RAD-технологии показывает, что существуют два базовых варианта организации технологического процесса проектирования с использованием систем-прототипов.

 

 

Рис. 8.1. Жизненный цикл создания ЭИС на основе RAD-технологии

Итерационное использование прототипного подхода к разработке ЭИС обеспечивает экономию ресурсов на проектирование, а самое главное - резкое сокращение  времени на разработку и внедрение готовой к эксплуатации системы. При этом основным достоинством прототипной технологии является значительное снижение объема доработок ЭИС при ее внедрении, который для традиционных методов проектирования, как показывает опыт, соразмерен с затратами на первоначальную реализацию.

 


33. Проектирование автоматизированных рабочих мест: определение состава автоматизируемых функций, особенности проектирования АРМ, проектирование интерфейсов пользователя.

Автоматизированное рабочее место представляет собой рабочее место персонала автоматизированной системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации функций управления.

Обычно решение экономических задач объединяется в рамках автоматизированных рабочих мест (АРМ), предназначенных для реализации какой-либо цели или функции управления.

АРМ проектируется, как правило, в виде функционального пакета прикладных программ на основе общей информационной базы.

АРМ является основным организационным компонентом ЭИС и представляет собой совокупность методических, языковых, программных, информационных и технических средств, обеспечивающих работу пользователя на ЭВМ в конкретной предметной области.

1. Методическое обеспечение АРМ составляет комплекс инструкционных материалов, регламентирующих поведение всех типов пользователей в условиях работы АРМ.

Можно выделить два типа пользователей АРМ.

         Первый тип - специалист предметной области,

         второй тип - программист, который должен будет сопровождать программное обеспечение АРМ.

2. Языковые средства АРМ должны ориентироваться на специалистов трех типов:

         разработчика пакета, для которого лингвистическим обеспечением будет язык операционной системы и базовый язык разработки пакета;

         специалиста предметной области, работающего со входным языком пакета, который должен отражать словарную специфику предметной области и специфику технологии обработки в диалоговом языке типа «МЕНЮ», «запрос - ответ» и в языке подсказок;

         прикладного программиста, сопровождающего пакет, для которого языковым средством будут все три типа языка.

3. Информационное обеспечение АРМ включает в себя:

         классификаторы и справочники;

         средства перекодирования с естественного языка в язык обработки данных;

         макеты входных и выходных документов;

         структуры базы данных конкретной предметной области;

         сценарий диалога в виде совокупности меню или информационных сообщений;

         совокупность текстов помощи.

4. Технические средства АРМ могут включать ПЭВМ, средства локальных сетей и периферийные устройства (сканеры, стримеры, плоттеры, факсмодемы и др.).

5. Программные средства АРМ разделяются на средства общего и специализированного назначения.

К программным средствам общего назначения относятся:

-операционные системы,

-операционные оболочки,

-СУБД,

-трансляторы и средства разработ­ки программ.

К программным средствам специализированного назначения относятся:

-методо-ориентированные ППП;

-функционально-ориентированные ППП и

-профессионально-ориентированные ППП.

К методо-ориентированным относят пакеты, реализующие, например, методы линейного и динамического программирования, статистической обработки информации и др.

К функционально-ориентированным пакетам относятся пакеты обработки бух­галтерских, финансовых документов, управления кадрами, мар­кетинговых исследований, контроля исполнения документов, технической подготовки производства и др.

В состав профессионально-ориентированных пакетов входят табличные процессоры, текстовые редакторы, интегрированные пакеты, пакеты деловой графики.

В состав задач, объединенных в одном АРМе, могут входить задачи, решаемые в разных режимах: пакетном, диалоговом, удаленного доступа.

В состав автоматизируемых функций АРМ входят функции обучения, администрирования (планирование, учет, контроль, регулирование и т.д.), управление и другие.

Принципы  создания любых АРМ должны быть общими:

  системность.

  гибкость.

  устойчивость.

  эффективность.

Системность. АРМ  следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.

Гибкость. система приспособлена к возможным перестройкам,  благодаря модульности  построения  всех  подсистем  и стандартизации их элементов.

Устойчивость. Принцип заключается в том,  что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов.  Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы,  а работоспособность системы быстро восстанавливаема.

Эффективность АРМ  следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов,  отнесенного  к затратам на создание и эксплуатацию системы.

Методика проектирования АРМ не может не быть связанной с методикой его функционирования, так как функционирование развитого АРМ  предусматривает  возможность  его  развития  самими пользователями.  Языковые средства АРМ являются реализацией методических средств с точки  зрения  конечного  пользователя,  а программные  реализуют  языковые  средства  пользователя и дают возможность конечному пользователю  выполнять  все  необходимые действия.

Пользовательский интерфейс включает три понятия: общение приложения с пользователем, общение пользователя с приложением, язык общения. Под приложением понимается пакет прикладных программ для определенной области применения и потребления информации.

Язык общения определяется разработчиком программного приложения. Свойствами интерфейса являются конкретность и наглядность. Пользовательский интерфейс зависит от интерфейса, обеспечиваемого операционной системой. Одной из важных функций интерфейса является формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложений, их согласованность. Согласование должно быть выполнено в трех аспектах:

- физическом, который относится к техническим средствам;

- синтаксическом, который относится к последовательности и порядку появления элементов на экране (язык общения) и последовательности запросов (язык действий);

- семантическом, который относится к значениям элементов, составляющих интерфейс.

Согласованность интерфейса экономит время пользователя и разработчика.

Разработка пользовательского интерфейса состоит из проектирования панелей и диалога. Панель приложения разделена на три части: меню действий, тело панели и область функциональных клавиш.

Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и навигации по приложению.

При создании АРМ важным является также обеспечение соответствия информационным потребностям пользователя. Состав функциональных задач АРМ должен полностью обеспечить пользователей информацией, необходимой для выполнения ими своих функций. При этом очень часто надо ограничить доступ с рабочего места к информации, не являющейся необходимой.

 


34. Особенности проектирования корпоративных информационных систем.

Архитектура современных КЭИС базируется на принципах клиент-серверного взаимодействия программных компонентов информационной системы.

Под сервером обычно понимают процесс, который обслуживает информационную потребность клиента. В различных архитектурах в качестве процесса может быть поиск или обновление в базе данных, и тогда сервер называется сервером базы данных, или процесс может выполнять некоторая процедура обработки данных, и тогда сервер называется сервером приложения.

Клиентом является приложение, посылающее запрос на обслуживание сервером.

Задачей клиента являются инициирование связи с сервером, определение вида запроса на обслуживание, получение от сервера результата обслуживания, подтверждение  окончания обслуживания.

Клиент-серверная архитектура реализует многопользовательский режим работы и является распределенной, когда клиенты и серверы располагаются на разных узлах локальной или глобальной вычислительной сети.

Преимущество локальной сети перед централизованной вычислительной системой заключается в открытом подключении и использовании вычислительных ресурсов с помощью единой передающей среды без пересмотра принципов взаимодействия ранее установленного вычислительного оборудования, то есть простой масштабируемости КЭИС.

В общем случае схема клиент-серверной архитектуры включает три уровня представления:

         По этой схеме пользователь уровень представления (презентации) данных пользователем;

         уровень обработки данных приложением и

         уровень взаимодействия с базой данных.

(клиент) в одном случае вводит данные, которые после контроля и преобразования некоторым приложением попадают в базу Данных, а в другом случае запрашивает обработку данных приложением, которое обращается за необходимыми данными к базе данных.

Получив необходимые данные, сервер их обрабатывает, а результаты или помещает в базу данных, или выдает пользователю (клиенту) в удобном для него виде, например в виде текстового документа, электронной таблицы, графика, или делает то и другое вместе.

Клиент-серверная архитектура в вычислительной сети может быть реализована по-разному.

Выбор конкретной схемы определяется различными вариантами территориального распределения удаленных подразделений предприятия, требованиями эксплуатационной надежности, быстродействием, простотой обслуживания.

Рассмотрим различные схемы клиент-серверной архитектуры (рис. 2).

Файл-серверная архитектура представляет наиболее простой случай распределенной обработки данных, согласно которой на сервере располагаются только файлы данных, а на клиентской части находятся приложения пользователей вместе с СУБД.

Файл-сервер представляет собой достаточно мощную по производительности и оперативной памяти ПЭВМ, являющуюся центральным узлом локальной сети.

Файл-сервер в среде сетевой операционной системы организует доступ к файлам, полностью эквивалентным файлам операционной системы и расположенным во внешней памяти файл-сервера.

При данном подходе программы СУБД располагаются в оперативной памяти рабочих станций локальной сети, а файлы базы данных - на магнитных дисках файл-сервера.

Специальный интерфейсный модуль распознает, где находятся файлы, к которым осуществляется обращение.

Информация о работе Функциональная, информационная, математическая модели экономической информационной системы