«Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Описание

Основоположник традиционной логики Аристотель рассматривал ее как методологический инструмент всех наук, не выделяя в отдельное философское учение. В своем труде “Органон” Аристотель сформулировал принципы, по сей день остающиеся основными законами логики (или мышления): закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и принцип достаточного основания. По мере накопления научных знаний о природе вещей, методы приобретения этих знаний требовали уточнения, дополнений и более «тонкой настройки» процесса выведения умозаключений.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1. Принцип достаточного основания Аристотеля как фундаментальный закон традиционной логики……………………………………….4
2. Расцвет западноевропейской схоластики XIII века и учение У. Оккама………………………………………………………………7
2.1. Теория познания У.Оккама и номинализм……………8
2.1.1. Ступени познания…………………………………….10
2.1.2. Классификация видов познания……………………..12
2.1.3. Проблема возможности познания…………………...14
3. “Бритва Оккама”: исторический экскурс……………….15
3.1. Значение термина “бритва” и примеры реализации принципа в научном мышлении………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………..20
Библиографический список………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

Реф. Логика. «Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Коперник увеличил сущности сверх необходимого — заставил планеты обращаться вокруг Солнца, и не только планеты, но и Землю тоже, сдвинув её из центральной точки в мироздании, где она покоилась долгие тысячелетия.

А зачем в 1813 году Джордж Стефенсон начал строить свои неуклюжие и поначалу довольно опасные в работе паровозы? Разве он не понимал, что это лишняя сущность? Разве лошади перестали выполнять свои обязанности, или вдруг потребовалось от бедных животных совершать такое, чего они не могли сделать в силу своей физической организации? Но как развивалась бы техника в ХIХ веке, не сделай Стефенсон своего изобретения?

Число подобных примеров злостного нарушения принципа можно множить и множить. Вывод  очевиден: принцип Оккама нарушался  всегда, когда количественное развитие сменялось качественным скачком. Число сущностей (новых предположений, идей, гипотез, теорий) увеличивалось сразу и значительно сверх необходимого, а потом, в рамках уже новой научной или технической парадигмы, опять начинал действовать принцип Оккама, точно дозируя всё новое и не позволяя учёным и изобретателям скакать вперёд по дороге, по которой следовало идти медленно, каждый шаг поверяя требованиями реальности.

 

Заключение

 

“Бритва Оккама”  может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок “принципа простоты”, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений. Принцип простоты проходит через всю историю естественных наук. Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности, Ньютон выдвигал особое методологическое требование “не излишествовать” в причинах при объяснении явлений. Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения; простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения; независимость таких допущений и т.д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.

В логике стремление к “экономии исходных допущений” выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из остальных. Это относится и  к принимаемым правилам вывода. С “бритвой Оккама” определенным образом связано и следующее обычное требование к доказательству: в числе его посылок не должно быть “лишних утверждений”, т. е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса. Это требование “экономии посылок” не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определение доказательства. Доказательство с «

“излишними” или  чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.

Оккам придерживался  мнения, что “простейшие объяснения – самые лучшие”. Опираясь на этот принцип, он приступил к решению  проблемы универсалий, однако направил свои рассуждения в иное русло, чем  его предшественники. В работах  “Сумма всей логики”, “Естественная философия, “Сумма логики”  он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них. Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность.

Следуя схоластическому  методу, Оккам создал онтологию трансцендентального  бытия, а школа Оккама положила начало заложила фундамент для современной  механики и астрономии, а также  послужила исходным пунктом для  развития современной динамики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Verbum. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность.// Альманах Центра по изучению средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского университета. СПб.: Издательство Санкт-ПЕтербургского философского общества, 2001.
    2. Лисанюк Е.Н. Средневековая логика (XI-XIV вв). // Историко-логические исследования. Межвузовский сборник. Издательство СПбГУ СПб, 2003.
    3. Оккам У. Семь избранных диспутов. // Антология средневековой мысли в 2х тт. (т.2) Хрестоматия. Учебно-научное издание под ред. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлаки. Изд-во РХГИ, СПб, 2001-2.

 

    1. Роберт Т. Кэррол “Бритва Оккама” // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: «Диалектика», 2005.

 

    1. Столяров А. А. Номинализм Оккама / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995



Информация о работе «Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления