«Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Описание

Основоположник традиционной логики Аристотель рассматривал ее как методологический инструмент всех наук, не выделяя в отдельное философское учение. В своем труде “Органон” Аристотель сформулировал принципы, по сей день остающиеся основными законами логики (или мышления): закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и принцип достаточного основания. По мере накопления научных знаний о природе вещей, методы приобретения этих знаний требовали уточнения, дополнений и более «тонкой настройки» процесса выведения умозаключений.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1. Принцип достаточного основания Аристотеля как фундаментальный закон традиционной логики……………………………………….4
2. Расцвет западноевропейской схоластики XIII века и учение У. Оккама………………………………………………………………7
2.1. Теория познания У.Оккама и номинализм……………8
2.1.1. Ступени познания…………………………………….10
2.1.2. Классификация видов познания……………………..12
2.1.3. Проблема возможности познания…………………...14
3. “Бритва Оккама”: исторический экскурс……………….15
3.1. Значение термина “бритва” и примеры реализации принципа в научном мышлении………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………..20
Библиографический список………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

Реф. Логика. «Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления  
Оглавление

 

Введение……………………………………………………..3

1. Принцип достаточного основания Аристотеля как фундаментальный закон традиционной логики……………………………………….4

2.  Расцвет западноевропейской схоластики XIII века и учение У. Оккама………………………………………………………………7

2.1. Теория познания  У.Оккама и номинализм……………8

2.1.1. Ступени  познания…………………………………….10

2.1.2. Классификация  видов познания……………………..12

2.1.3. Проблема  возможности познания…………………...14

3. “Бритва Оккама”:  исторический экскурс……………….15

3.1. Значение  термина “бритва” и примеры  реализации принципа в научном  мышлении………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………..20

Библиографический список………………………………...22

 

 

Введение

 

Вопросы истины и возможности познания этой истины занимали ведущее место в сознании ученых всех времен и культурных традиций. В поисках ответа на эти фундаментальные вопросы устройства окружащей человека действительности философы создавали различные инструменты познания, применение которых приближало мыслителей к желанным ответам о сути явлений.

Основоположник традиционной логики Аристотель рассматривал ее  как методологический инструмент всех наук, не выделяя в отдельное философское учение. В своем труде “Органон” Аристотель сформулировал принципы, по сей день остающиеся основными законами логики (или мышления): закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и принцип достаточного основания. По мере накопления научных знаний о природе вещей, методы приобретения этих знаний требовали уточнения, дополнений и более «тонкой настройки» процесса выведения умозаключений.

Так в средневековой  Западной Европе в рамках схоластической парадигмы традиционный аристотелевский принцип достаточного основания был переосмыслен философом – номиналистом Уильямом Оккамом. В последствии сформулированный принцип Оккама получил название “Бритвы Оккама” и по сей день применяется как в традиционных, так и в самых прогрегрессивных областях науки: от философии и математики до  теорий информации и программирования.

 

 

 

 

 

  1. Принцип достаточного основания Аристотеля как фундаментальный закон традиционной логики

 

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.

Возникнув в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии ,в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

Своеобразие логики как науки о мышлении состоит  в том, что она рассматривает  общий для ряда наук объект - под углом зрения его функций и структуры, то есть с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

Временем возникновения  классической (формальной) логики принято  считать IV век до н.э. Автором же традиционно считается Аристотель, ясно свормулировавший четыре основных закона этой науки о мышлении в логическом трактате “Органон”. Каждый из четырех законов логики неразрывно связаны друг с другом. Так исходным в ряду формально-логических законов выступает закон тождества. С ним органически связан закон противоречия. Закон противоречия гласит, что утверждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон противоречия не говорит ничего,но на этот вопрос отвечает закон исключенного третьего, логически вытекающий из предшествующего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а следовательно, и к закону тождества). Действием закона исключенного третьего обусловлена так или иначе определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость. Но его значение состоит в том, что он устанавливает для нас вполне определенные интеллектуальные границы, в которых возможен поиск истины. Важное место среди формально-логических законов мышления занимает закон достаточного основания. Он тоже находится в неразрывной связи с остальными. И действительно, если мысль обладает определенностью (закон тождества), то это открывает возможность для установления ее истинности или ложности во взаимоотношениях с другими мыслями (закон противоречия и закон исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли невозможно без соответствующего обоснования: “всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание а”. Отсюда — действие закона достаточного основания. Им обусловлена еще одна коренная черта правильного мышления наряду с определенностью, последовательностью и непротиворечивостью — его обоснованность и доказательность.

В своем трактате о логике (“Органон”) Аристотель особенно подчеркивал, что в различных областях знания требование достаточности оснований является разным, и не следует от оратора требовать научных доказательств, а от математика — эмоционального убеждения. Однако, все ещё остается спорным вопрос о применении Принципа достаточного основания к самому же этому принципу.

Важное значение принципу достаточного основания придавал немецкий философ,логик,физик и математик XVII века, создатель математического анализа Готфрид Вильгельм Лейбниц, приписывавший ему не только эпистемологический, но и онтологический смысл. Все существующее, считал Лейбниц, имеет достаточные основания для своего существования, в силу чего ни одно явление не может считаться действительным и ни одно утверждение истинным или справедливым без указания его основания: “Аксиома, что ничего не бывает без основания, должна считаться одной из самых важных и плодотворных аксиом во всем человеческом познании…” В основе всех необходимых истин лежит, по Лейбницу, логический закон противоречия, предпосылкой всех фактических и случайных истин выступает принципа достаточного основания. Характеристика последнего, данная Лейбницем, не отличалась ясностью, и уже вскоре были предприняты попытки свести требование достаточного основания к условию непротиворечивости. В дальнейшем идея Лейбница понималась по-разному. В частности, немецкий философ XVIII века Артур Шопенгауэр истолковывал её как положение о необходимой взаимосвязи каждого явления со всеми иными явлениями.

Последующее развитие логики показало, однако, что отнесение принципа достаточного основания к числу логических законов неоправданно и несостоятельно. Стало также ясно, что сама проблема “твердых оснований”, затрагивавшаяся традиционной логикой в связи с данным “законом”, трактовалась поверхностно, без учета системного характера научного знания и динамики его развития. Обоснование теоретического утверждения — сложный и противоречивый процесс, не сводимый к построению отдельного умозаключения или проведению одноактной эмпирической проверки. При этом из процесса обоснования не исключаются ни аксиомы, ни определения, ни суждения непосредственного опыта. Обоснование теоретического утверждения слагается из целой серии процедур, касающихся не только самого утверждения, но и той теории, составным элементом которой оно является.

Таким образом, с течением времени и обогащением “копилки” научных знаний полнота аристотелевского принципа достаточного основания оказалась недостаточной. Принцип требовал методологической доработки и оттачивания, подобно затупившемуся ножу. Этому важнейшему орудию в познании действительности нужен был искусный кузнец и такой кузнец нашелся в средневековой Европе. Его роль сыграл францисканский монах – философ Уильям Оккам, учение которого легло в основу средневековой концепции номинализма  и современной эпистемологии, а принцип,  выведенный Оккамой, и получивший название “Бритвы Оккама” и стал тем обновленным острым лезвием “затупившегося” античного принципа достаточного основания.

  1. Расцвет западноевропейской схоластики XIII - XIV веков и учение У. Оккама

XIII век был  вершиной развития западной схоластики, эпохой ее зрелости и расцвета. Причины этого подъема в конечном  счете коренились в развитии общественной жизни. XIII век — время значительного роста городов с их ремесленниками и купечеством, с их расширяющейся торговлей и совершенствующейся техникой, с усилением классовой борьбы и обострением противоречий между политическими притязаниями светской власти и папства, с появлением “ересей”, охватывающих значительные массы людей и нередко выливающихся в форму восстаний. Это была эпоха крестовых походов, которые вскоре привели Запад к знакомству с культурой Востока и с некоторыми сохранившимися, но до того времени неизвестными Западу античными источниками культуры.

Расширение  круга философской и научной  литературы стимулировало развитие схоластической философии. Очень важно  было влияние впервые усвоенных  научных трактатов Аристотеля. В  числе неоплатонических произведений широкую популярность приобрела ошибочно приписанная Аристотелю “Книга о причинах”. В начале XIII в. сочинения Аристотеля и его арабоязычных комментаторов были враждебно встречены церковью. Однако взгляды папской курии на Аристотеля медленно изменялись в более благоприятную сторону, по мере того как она убеждалась в возможности приспособить толкование доктрин Аристотеля к церковным догматам. Вскоре учение Аристотеля стало рассматриваться как философская опора католической веры.

Важную роль в этом процессе приспособления учения Аристотеля сыграла интерпретация его философии, выполненная схоластиками — членами так называемых нищенствующих монашеских орденов — доминиканского и францисканского.

    1. Теория познания У.Оккама и номинализм

XIV век был ознаменован новым плодотворным для философии и науки подъемом номинализма. Крупнейшим его деятелем был Уильям Оккам (ок. 1300 — ок. 1350). Он родился в Англии, образование получил в Оксфордском университете. Оккам был членом ордена францисканцев. Он выступил против политических притязаний церкви, за что подвергся преследованию и вынужден был искать убежища при дворе императора Людвига Баварского. Кроме политических сочинений Оккам написал ряд богословских и философских трудов — по логике и по физике Аристотеля. Он завершил начатую его предшественниками критику философских доказательств существования бога, объявив, что бытие бога — предмет религиозной веры, а не философии, опирающейся на доказательства.

Согласно концепции  Оккама, только чувственное, наглядное знание (называемое интуицией) может удостоверить существование чего бы то ни было, и только оно одно относится к фактам. Учение о роли чувственной интуиции и опыта в деле познания связано у Оккама с двумя другими важными положениями его теории познания требованием простоты объяснения (принцип экономии, или бережливости,— principium parsimoniae) и положением о том, что реально существует единичное (номинализм). Требование экономии мышления не имеет у Оккама субъективистского характера. Оно направленно против ряда современных ему схоластических гипотез, действительно бесплодных для науки и действительно без нужды усложнявших объяснение.

По Оккаму, задача знания — постижение реально существующего  частного, единичного. Общее существует только в уме познающего субъекта. Вне ума и вне души всякая вещь есть вещь единичная. Хотя все реальное, по Оккаму, единично, все же индивиды могут быть разделены мыслью на классы, т. е. распределены по родам и по видам. В самих вещах нет ни общего, ни частного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Как же совершается переход в мысли к общему (к универсалии)? Для объяснения этого перехода Оккам вводит понятие об “интенции”, т. е. о направленности мысли, о логических и психологических актах, или знаках. Все общие понятия или универсалии — знаки (термины), логически обозначающие многие объекты.

Универсалии не присущи самой вещи, они всегда существуют после вещи (post rem), существуют только в уме, но они не лишены полностью объективного значения. Хотя универсалия только знак, но такой, который замещает не любые предметы, а только те, которые сами по себе сходны между собой. Поэтому номинализм Оккама иногда называют “терминизмом” (от слова “термин”). “Терминизм” Оккама связан с его учением об опыте. Так как объективно реальны только единичные вещи, то познание объективного мира начинается с опыта и протекает по каналам ощущений. Первичный вид знания — это наглядное, или “интуитивное”, знание, им познается единичное. За ним следует “абстрактное” знание, или “знание об общем”. Хотя все науки имеют своим источником знание единичного, но трактуют они все об общем.

На этих предпосылках Оккам строит свою теорию науки. Науки  делятся на реальные и рациональные. Реальные науки рассматривают понятия  с точки зрения их отношения к вещам, рациональные — с точки зрения их отношения к другим понятиям, а не к вещам.

Номинализм  Оккама был двойственным. С одной  стороны, Оккам развил, плодотворное учение об опыте как источнике  познания, с другой — ограничил средства познания “знаками”. Номинализм Оккама отразился и в его психологии. В опыте нет ничего, что удостоверяло бы нас в существовании нематериальной субстанции души. Нет поэтому никаких оснований приписывать человеку форму, которая была бы бессмертной субстанцией. Единственный источник морали, по Оккаму,— всемогущая воля бога. Бог, если бы захотел, мог бы дать людям совершенно другие моральные предписания.

Информация о работе «Бритва Оккама» и принцип достаточного основания как фундаментальный закон познаваемого мира и человеческого мышления