Творческое развитие на уроках математики в 6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:28, научная работа

Описание

Как известно творческие задания вызывают у учащихся наибольший интерес, нежели простая «зубрёжка книг». Да, безусловно, и изучение школьного материала является отличным источником знаний. Но, рассмотрев успеваемость коллектива каждого класса, можно придти к мнению, что не всем интересен и подвластен материал какого- либо предмета, так как к нему нет особого подхода. Поэтому необходимо разнообразить школьный материал, соединив стандартную программу предмета с творческой деятельностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………….….…..…….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1. Возможности обучения творчеству ……………………………..………….6
1.2. Формирование творческого мышления при обучении математике…………………………………………………………………………...…7
Выводы по главе I………………………………………………….……………..9
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССАХ
2.1. Экспериментальная оценка внедрения творческих заданий на уроках математики в 6 классах ……………………………..………………………………..10
2.2. Педагогические условия реализации внедрения творческих заданий учащихся при обучении математике в 6 классах ………………………..…………12
Выводы по главе II………………………...………………………………….…15
Заключение…………………………………………...……………..……....…..16
Список литературы ………………………….………………..……………........17
Понятийный аппарат …………………………………………………………….18
Приложение……………………………………………..………..……..…

Работа состоит из  1 файл

Творческое развитие на уроках математики в 6 классах.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать документ)
  • сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;
  • сочинение стихотворений на изученное правило или закон;
  • творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;
  • написание сочинений по математике – высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать.

 

П.2.2.Экспериментальная оценка внедрения творческих заданий на уроках математики в 6 классах

 На начальном этапе исследования экспериментальной группе было предложено:

  1. анкетирование (приложение 5)
  2. методика Торренса (приложение 8).

Цель анкетирования заключалась в том, чтобы узнать, считают ли ученики нужным использование творческих заданий на уроках математики. А цель первого среза была связана с необходимостью идентифицировать характер индивидуальных способностей учащихся, используя методику Торренса, т.е. необходимо было узнать, представляют ли собой творческие способности единую структурную единицу с общими интеллектуальными способностями или наоборот, творческие способности выступают самостоятельной единицей развития личности.

Была проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов.

    1.   Итог первого анкетирования:

1) Большинство учащихся считают, что творческие задания способствуют саморазвитию, и поэтому относятся к ним положительно.

 2) Предметами, на которых ученикам уже задаются задания такого типа, были названы - литература, история, русский язык.

3) Ученикам понравилась идея введения творческих заданий. Некоторые обучающиеся ответили безразличием.

4) Обучающие изъявили желание работать над следующими заданиями:

    • Про город Туймазы
    • Про свой класс

5)Примерно, одна четвертая часть учащихся не смогла ответить на заданный вопрос. Остальные считают, что развивают логическое мышление, трудолюбие, самостоятельное добывание информации.

2. Методика Торренса

Обучающимся был предложен тест Э. Торренса (тест креативности). Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности  адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

    • оригинальность;
    • уникальность.

Тест может проводиться  как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Результаты  внесли в таблицу 1 приложения 10.

На заключительном этапе эксперимента  группе было повторно предложено анкетирование и тест на креативность (приложение 8).

1. Итог второго анкетирования:

1) Многие учащиеся  считают, что возрос интерес к занимательным  задачам. От большинства учащихся можно было услышать: «Оказывается, в математике очень много интересного».

2) Выделяют следующие плюсы в работе: заработать дополнительные оценки, узнать для себя новое, нестандартность в работе.

        Минусы: занимает некоторое время.

3) Примерно 87 % обучающихся ответили положительно.

4) 97% обучающих  смогли ответить на задаваемый  вопрос, в отличие от первого  анкетирования. Дети указывали  следующие качества: логическое  мышление, нахождение рационального решения, развитие творческого мышления.

 

 Для наглядности  результаты некоторых вопросов  анкетирования указаны в приложении 4 диаграмма 1.

2. Методика Торренса

Обучающимся был дан повторный тест на креативность, т.е. тест Торренса. Результаты указаны в приложении таблице 2 приложения 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе II

Полученные  данные начального и заключительного этапа анкетирования для наглядности, представила в виде столбчатой диаграммы (см. диаграмму 1 приложения 4).

В своем исследовании  до создания группы на сайте «В контакте», было проведено анкетирование обучающихся, чтобы узнать их мнение о творческих заданиях. Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся желают введения творческих заданий в математику и видят в этом новизну и интерес при изучении предмета.

С учетом этого  была создана группа «Творческие  задания на уроках математики. 6 классы», где задавали и создавали задания совместно с обучающимися.

После эксперимента провела повторное анкетирование, в результате которого выявила, что обучающиеся стали более активно выполнять работу с творческими заданиями на уроке математики; возрос интерес к предмету, за счет использования сети Интернет.

Была составлена брошюра, где представлены варианты творческих работ и заданий в помощь учащимся и учителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие до сих пор  считают, что главная задача образовательного учреждения – обучающая, т. е. передача ученику определённого набора знаний, умений и навыков. Но это далеко не так!

В связи с внедрением ФГОС главной задачей образовательного учреждения становится  не обучающая, а развивающая. Всё больше актуализируется лично-ориентированное образование, связанное с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений.

 Несмотря на то, что творческая деятельность есть сложнейший процесс, включающий в себя цели, интересы и средства их достижений, она не является уделом только избранных, талантов, гениев.

На организационно-поисковом  этапе опытно-экспериментальной работы была осуществлена подборка творческих заданий для 6 класса, также была создана группа «Творческие задания на уроках математики. 6 классы» в сети Интернет на сайте «В контакте». На начальном и заключительном этапах были проведены анкетирования с целью выявления отношения учеников к творческим заданиям и выявления повышения интереса.

Результаты экспериментов  подтвердили предположения, что  реализация предложенной работы по осуществлению творческого развития учащихся 6 классов позволяет значительно повысить интерес и осуществляется связь творческого и математического развития обучающихся 6 классов на уроках математики.

В результате проделанной  работы был составлен сборник  творческих заданий для 6 классов, который  используется непосредственно учителем и обучающимися на уроках математики.

Таким образом, теоретическая  обработка изучаемой проблемы и  опытно-экспериментальной работы подтвердили  выдвинутую гипотезу о необходимости  проведения специально организованной работы по осуществлению творческого развития учащихся 6 классов при обучении математике.

 

 

Список  литературы

  1. Э. Геккель, Большой справочник школьника/ С.А. Панова.
  2. Гнеденко, Б.В. Математика и математическое образование в современном мире / Б.В. Гнеденко. – М.: Просвещение, 1985 г. – С.192
  3. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / О.Б. Епишева. – Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997. – С. 191.
  4. Кручевская, А.П. Развитие познавательного интереса школьника/ А.П. Кручевская. –  Москва - Сергиев Паса, 2007 г. – С.199.
  5. Потоцкий, М.В. О педагогических основах обучения математике: Пособие для учителей / М.В. Потоцкий. – М.: Учпедгиз, 1963 г. – С.200.
  6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – С. 576.
  7. Фатеева Т.П. Творческое задание на уроках математике.

http://festaval.1september.ru/articles/510108/ 

      1. 8. Шатцкая, В.Н. Творческие копилки на уроках математики / В.Н. Шатцкая [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/prs/232046.html

9.Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятийный аппарат

1. Эвристика- наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения.

2. ФГОС- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

3. Творчество – условный термин для обозначения психологического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

4. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

5. Проект - это серия спланированных, тщательно документально обоснованных взаимосвязанных  мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени. Это планомерная работа, направленная на достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Главная страница группы

«Творческие задания на уроках математики. 6 классы »

 

 

 

Приложение 2

Главная страница группы

«Творческие задания на уроках математики. 6 классы»

 

 

 

Приложение 3

Страница  с ответами обучающихся из группы

«Творческие задания на уроках математики. 6 классы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Диаграмма 1

Сравнительная характеристика ответов обучающихся  на вопрос: 
«Повысился ли интерес к математике?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Входное анкетирование  обучающихся с целью определения уровня интереса к творческим заданиям

Вопросы анкетирования

    1. Как вы относитесь к творческим заданиям?
    2. На каких предметах вам задают творческие задания?
    3. Хотели бы вы, чтобы на уроках математики вам задавались творческие задания?
    4. Как вы думаете, какие творческие задания могут быть заданы на уроках математики?
    5. Какие способности, по-вашему мнению, развивают творческие задания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Повторное анкетирование обучающихся с целью выявления уровня интереса к творческим заданиям

    1. Как вы считаете, повысился ли ваш интерес к предмету?
    2. В чём плюсы и минусы при работе с творческими заданиями?
    3. Понравилась ли вам идея создания группы для выполнения творческих работ?
    4. Какие способности, по-вашему мнению, развивают творческие задания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Тест IQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Методика  Торренса (тест креативности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Инструкции  проведения и содержание теста Торренса

При проведении теста  необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты.

 Тест можно представить  как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в  непривычном деле и т. д.  Время тестирования по возможности  не ограничивают, ориентировочно  отводя на каждую картинку  по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Тестируемым раздаются  бланки с 6 недорисованными картинками. Им необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

В тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми.

Информация о работе Творческое развитие на уроках математики в 6 классах