Преемственность в изучении геометрических построений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:09, дипломная работа

Описание

Объект исследования: изучение геометрического материала в ДОУ и начальной школе;

Предмет исследования: преемственность в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе;

Цель исследования: выявить условия соблюдения преемственности в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе, эффективно влияющие на результативность обучения;

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

Многообразие  программ обучения и воспитания в  детском саду осуществляется, прежде всего, в соответствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются к математической подготовке детей, и особенностей их математического развития.

Программа работы М.А.Васильевой в подготовительной группе является частью единой системы обучения геометрическим построениям и развития интеллекта детей, которая предполагает занятия с двух лет. В старшей группе содержательным ядром программы является формирование представления о точке числовой прямой. Большое значение придается развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию интереса и "вкуса" к геометрическим построениям как совершенно особой области человеческого знания. С этой целью предлагаются творческие задания, включенные в продуктивные виды деятельности как средство усвоения и присвоения математического содержания.

Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая связана с подготовкой  детей к поступлению в школу  и обучению в ней, вторая - с развитием  интеллекта и воображения. Проведем сравнительный анализ содержания программ. Анализ программ представлен в таблицах 2.1 и 2.2.

Сравнительный анализ программных задач обучения геометрическим построениям по математике в ДОУ и в 1 классе начальной  школы.

Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду»/под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Издание 6-е   
 

Таблица 2.1.

Возраст Показатели  усвоения материала
2-3 года - расширенные  и обогащённые представления  детей о предметах непосредственного  окружения, их признаков и свойств через манипулирование и экспериментирования с предметами;

- содействие  появлению способности выделять  признаки и свойства предметов  на этой основе устанавливать  отношения сходства и различия;   

- побуждение  детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (разбиение, комбинирование);

- открывать новые  стороны предметов.

3-4 года - выделять признаки  и свойства предметов;

- называть цвета  и формы предметов;

- размер предметов: длинный/короткий, широкий/узкий, большой/маленький,

- представления  о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, их форма,  размер, форма предметов (круглый,  квадратный, треугольный);

- умение называть  геометрические фигуры, формы  
 

предметов;

 
5 лет
- сравнение  групп предметов;

- выделение структурных  элементов геометрических фигур:  сторона, угол и их количество;

- группировка  предметов по форме (круглые,  треугольные, квадратные);

- обобщение геометрических  фигур предметов по форме, размеру.

6 год  жизни Продумывать примеры  на увеличение и уменьшение по картинкам, по практическим действиям;

Знакомство с  геометрическими фигурами, развитие абстрактного мышления делить геометрические фигуры на 2-4 равные части. Группировать и классифицировать предметы по количеству. Использовать условную мерку. Строить ряд по одному из параметров.

▪      Геометрические фигуры делятся на 2 группы: плоские, объёмные.

▪      Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов. Пользоваться планом, схемою.

7 год  жизни Умеет систематизировать и группировать предметы по ведущим признакам;

Находить геометрические фигуры на рисунках, моделях, формах окружающих предметов (точка, отрезок прямой, ломаная линия, треугольник, четырехугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник). Единицы измерения

Строить отрезки по заданной величине, сравнение, построение, элементы геометрических фигур. Знакомство с точкой, линией, кривой, отрезком и т.д

Использовать геометрические знания в играх, в быту

▪      Расширять знания о многоугольниках: треугольнике, четырёхугольнике и т.д.

▪      Называть и показывать элементы геометрических фигур  (стороны, углы, вершины).

▪      Делить геометрические фигуры, предметы на 2, 3, 4, 5 и так далее

Изучение геометрического  материала по программе М.И Моро и программе Н.Б Истоминой основано на знаниях полученных при изучении геометрического материала по программе М.А Васильевой.

Ученики должны уметь: -         составлять задачи по рисункам и практическим действиям с предметами.

-       распознавать и называть простые геометрические фигуры.

-       измерять с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах, строить отрезок заданной длины.

-       иметь понятия о геометрических фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок с помощью линейки. Сравнивать многоугольники между собой, классифицировать их по различным признакам. Различать положение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою. Ориентироваться на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге.

 

 

В программе  по математике в разделе геометрических построений условно можно выделить разделы:

-        знания о размере,

-        форме,

-        пространстве

Первоклассники  учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском саду.

Как видно из сравнительного анализа программ детского сада и первого класса, программные  требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Дошкольные работники должны хорошо знать требования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и их качественные особенности - государственный стандарт: какого характера знания и умения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учителя школ достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начиная работу по программе первого класса.

Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, заключается совсем не в том, есть ли в «Программе детского сада» понятие «трапеция» а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру, выделять существенные черты и обобщать и[23,с .41]

Идея преемственности  содержания программ начального и дошкольного образования в современной практике не может быть эффективно реализована без серьезного психолого-педагогического анализа как содержания образования в целом, так и конкретных образовательных моделей, заложенных авторами-разработчиками дошкольных базисных программ и авторами учебников для начальной школы.

Целесообразно выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Основаниями преемственности  являются:

1. Развитие любознательности  у дошкольника как основы познавательной  активности будущего ученика: познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности. Но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

2. Развитие способностей  ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Формирование способностей – обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

3.Формирование  творческого воображения как  направления интеллектуального  и личностного развития ребенка.  Это обеспечивается широким использованием  сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

Развитие коммуникативности (М.И. Лисина) – умения общаться с  взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий  успешности учебной деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствами общения, позволяющими вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Средством обеспечения  преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольно-начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для данного возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамка, которых к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, так как они все еще играют важную роль в его развитии.

Для обеспечения  преемственности необходимо учитывать  сложные переживания ребенка, возникающие  у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и  печаль расставания, и радостное  нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником, но остался в списках ДОУ. Может оказаться психологически важным, что его сверстники пошли в «настоящую школу».

Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к таким детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа «настоящего школьника» всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи может стать праздник посвящения в ученики, в котором принимают участие и родители, и дети разного возраста, и педагоги, а также последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.

Методико- процессуальные основы являются обоснованием действий преподавателя, направленных на организацию деятельности ребенка по овладению этим содержанием, и зависят от процесса усвоения знаний, от того, какими особенностями он характеризуется на каждом этапе обучения, от уровня развития мышления и других познавательных процессов.

При изучении геометрии  на этапе дошкольного и начального образования нужно учитывать уровни геометрического развития для определения содержания и методики изучения материала. Каждому уровню соответствует свой язык, содержащий определенную геометрическую и логическую терминологию, своя символика, своя глубина логической обработки изучаемого материала.

Первый уровень  характеризуется тем, что геометрическая фигура рассматривается как «целое». Ребенок изучает и различает  фигуры по своему внешнему виду, но не видит их общих признаков – например, не видит в квадрате прямоугольник.

На втором уровне дети анализируют фигуры, выделяя  их свойства экспериментальным путем: в процессе наблюдений, измерений, вычерчивания, моделирования из бумаги. Эти свойства используются для распознавания  фигур, однако они не выводятся детьми и логически не упорядочены.

Два описанных  уровня вполне доступны детям 4–7 лет.

Учащиеся, достигшие  третьего уровня геометрического развития, уже

умеют устанавливать  связи между свойствами фигур  и самими фигурами. Уясняется возможность следования одного свойства из другого. На данном уровне развития геометрического мышления должны находиться все учащиеся, оканчивающие начальную школу.

Четвертый уровень  геометрического развития характеризуется  тем, что учащиеся осознают значение дедукции как способа построения всей геометрической теории. Переходу на этот уровень способствует усвоение аксиом, определений, теорем, анализа логических связей понятий и предложений.

На пятом уровне имеет место отвлечение от конкретной природы объектов и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты.

Переход от одного уровня к другому происходит в  процессе целенаправленного обучения, а потому зависит от содержания и  методов обучения.

Анализ вариативных  программ по математике для дошкольников и младших школьников показал, что большинство авторов при отборе содержания и составлении методических рекомендаций учитывали не только уровни развития геометрического мышления, но и принцип непрерывности и преемственности в обучении. Особенно хочется отметить программы для Образовательной системы «Школа 2100». Однако по данной системе работает очень небольшое количество учебных учреждений нашего региона. Большинство дошкольных организаций образования нашей республики пользуются комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), а начальные школы – программой по математике авторов М.И. Моро, С.И.Волковой, С.В. Степановой и др. Анализ содержания раздела «Первые шаги в математику» (авторы З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман) из программы «Детство» показал, что дети знакомятся с такими геометрическими фигурами и телами, как шар, куб, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, цилиндр, четырехугольник, многоугольник.

В начальных  классах представления о геометрических фигурах и их свойствах постепенно расширяются. Однако в названной программе по математике для начальных классов совсем не упоминаются геометрические тела. Не находим их и в содержании заданий из учебников по математике для начальных классов этих авторов. Но еще Н.И. Лобачевский указал на методическую целесообразность построения системы обучения геометрии на принципе фузиогизма, т.е. на одновременном и взаимосвязанном изучении геометрических фигур и тел.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Преемственность в изучении геометрических построений