Мультимедийные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – повышение уровня качества знаний учащихся. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской улучшает качество знаний учащихся. Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело автора к выбору данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Мультимедийные технологии в преподавании математики
1.1. Характеристика мультимедийных продуктов……………………………5
1.2. "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс"………………………12
Глава 2. Модели визуализации знаний…………………………………………17
Глава 3.Опытно – экспериментальная работа и анализ ее результатов……...21
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

2 часть диплома.doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

 

     «5» - 16,7%

     «4» -  58,3%

     «3» - 16,7%

 


 

 

 

 

 

 

 

Анализ контрольных  работ показал, что на начало эксперимента, качество знаний у учащихся находится на одном уровне.

  1. Формирующий эксперимент.

Цель: повышение качества знаний учащихся 9 «А» и 9 «В» класса при помощи мультимедийного учебника "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс", и при помощи внедрения в обучение модели визуализации знаний «мастер-подмастерье».

В экспериментальном - 9 «А» классе проводились уроки с использованием мультимедийного учебника. Они были направлены на повышение качества знаний учащихся. В экспериментальном - 9 «В» классе в работе применялись интерактивные доски, мультимедийные проекторы, электронные презентации на уроках, необходимые доя модели визуализации знаний «мастер-подмастерье».

В контрольном – 9 «Б» классе проводились те же самые уроки, но без использования наглядных средств.

Использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, учебников, позволили повысить эффективность учебного процесса. Использование средств мультимедиа и создание презентаций помогли привнести эффект дополнительной наглядности  в занятия, что способствовало усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. Так как по данным ученых более 60% информации поступает  нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. И чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс усвоения этой информации.

Во время эксперимента ученики выполняли все задания учителя. Они с нетерпением ждали уроки геометрии, активно работали на уроках. Более доступными для ребят были задания в занимательной форме. Это еще раз доказывает то, что именно мультимедийные средства повышают качество знаний учащихся, экономят время на уроке, что ведет к продуктивному усвоению материала.

В результате работы было выявлено, как повлияли мультимедийные и наглядные средства на повышение качества знаний, результаты которых можно увидеть в ходе контрольного эксперимента.

3. Контрольный  эксперимент

Цель: выявление значения наглядных средств, как средство повышения качества знаний учащихся.

По окончанию 3 месяцев  эксперимента, была проведена очередная  контрольная работа.

Результаты были проанализированы и занесены в таблицу.

Результаты контрольной работы 9 «А» класса

Оценка

Ф.И. учащегося

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Байметов Ралис 

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

4

Гималтдинов Айнур 

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

4

Заитов Гаяз

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Зиангиров Альфис

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

3

Исмагилова Лилия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Кадырова Лэйсан

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Магасумова Регина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Музяев Ромбер

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Муртазина Алзира

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

4

Султанов Рустам

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

4

Шаймуратова Римма

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5


     

 «5» - 54,5%

«4» - 36,4%

«3» - 9,1%


 

 

 

 

 

 

 

Сравнив контрольные  работы экспериментального 9 «А» класса, которые писали в начале эксперимента и в конце, можно увидеть, что качество знаний значительно повысилось. Если в первой контрольной работе преобладающей оценкой была «4», что составляло 54,6 %, то по результатам последней контрольной работы – преобладающей оценкой является «5», что составляет 54,5 %. С работой справились все.

            Результаты экспериментального класса были сопоставлены и занесены в диаграмму:

Результаты контрольной работы 9 «Б» класса

Оценка

Ф.И. учащегося

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Алимов Артур

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

4

Ардуанов Мансур

+

-

+

+

-

+

-

+

-

4

3

Горячих Алексей

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

2

Каюмова Эльвина

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

5

Кометова Алина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Муртазина Эльнара

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

4

Низамов Олег

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

3

Садырова Олеся

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Салимова Альбина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Халитов Вадим

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

4

Якупова Люция

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

4

Якупов Ильсур

-

-

+

+

+

-

+

-

+

4

3


 

«5» - 16,6%

«4» - 50%

«3» - 25%

«2» - 8,3%

                  

Сравнивая контрольные  работы данного класса, можно сказать, что результаты практически не изменились. Если в первой работе преобладающая оценка была «4», что составляло 58,3 %, то во второй – преобладающая оценка не изменилась – 41,7 %. С работой не справился 1 ученик.

Результаты контрольного класса были сопоставлены и занесены в диаграмму:

 

Результаты контрольной  работы 9 «В» класса

Ф.И. учащегося

Номер задания

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Саушев Александр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Кадыров Гаяз

+

-

+

+

+

-

-

+

+

4

Поликарпова Тамара

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Иорданова Аида

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Хатоев Теймураз

+

+

+

+

+

-

+

+

+

4

Шалоев Роман

+

+

+

-

+

+

+

+

+

4

Галиева Альбина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Гаспарян Алик

+

+

+

-

+

-

+

+

+

4

Феофанова Екатерина

-

-

+

+

+

+

+

+

+

4

Климчук Олеся

-

-

+

+

-

+

+

+

+

4


Сравнив контрольные  работы экспериментального 9 «В» класса, которые писали в начале эксперимента и в конце, можно увидеть, что качество знаний значительно повысилось.

«5» - 30%

«4» - 70%

Таким образом, уроки с применением мультимедийного учебника "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс", и при помощи модели визуализации знаний «мастер-подмастерье» повышают качество знаний учащихся.

Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения, в том числе ИКТ. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес  к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

Применение информационных технологий позволяет изменить некоторые  способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применение новых информационных технологий  расширяет возможности контроля учебного процесса.

 Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает.

Работа с мультимедийным учебником, и наглядными материалами экономит время на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с мультимедийным учебником учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за его работой.

 

 

 

 

Заключение

Обучение различным  предметам в школе связано  со специфической материализацией  изучаемых объектов, операций над  ними и их взаимосвязей. Подобная знаковая визуализация содержания учебного материала позволяет организовывать, направлять зрительное восприятие ученика. Существенную роль могут оказать специальные приемы введения и преобразования информационных сообщений – расчленение на отдельные фрагменты, визуально четкое оформление, постоянное взаимодействие трех языков предъявления информации.

    Решая учебную  задачу, учащийся тем или иным  образом изменяет, преобразовывает  исходные данные. Для правильных  действий ему необходимо распознать  тот визуальный знаковый стандарт, к которому можно свести задачу.

    Мы выделили  три основные стандартные модели, организующие мысль ученика в  нужном направлении: изображения  основных понятий, визуализация  свойств этих понятий и операций  над ними и иллюстрации связей  между понятиями. 

    Визуализация математических понятий дело сложное и тонкое. В большинстве случаев иллюстрациям не хватает наглядности, простоты и динамичности. Изображение основных математических понятий должно удовлетворять следующим требованиям: точность построений, визуальный “акцент” на необходимых деталях, наличие “опорных точек”, т.е. таких элементов стандарта, которые помогают быстро и безошибочно построить или восстановить искомый образ.

    Визуальные  образы не должны быть чем-то  застывшим, фотографически фиксирующим изучаемые объекты. Формирование визуального стандарта может осуществляться постепенно, переходя от наивных представлений к полной его “конструкции” в свернутом виде.

    При достаточно  долгой, кропотливой и упорной  работе у учеников, начиная с  некоторого момента, возникает способность вовлекать в процесс мышления зрительные стандарты, который служат “проводниками” в проведении рассуждений. Эти образы должны на первых порах снимать жесткую логику и чрезмерную абстрактность многих учебных идей и понятий.11

    Учебные задачи  различаются по степени сложности  решения, возможностей проникновения  учащегося в существенные моменты  их содержания.

    Простая учебная  задача обычно решается в ходе  “живого созерцания”. Анализируя  структуру, сопоставляя отдельные блоки, выявляя общее и различное, учащийся может мысленно составить план работы.

    Задача “с  изюминкой” требует от ученика  умения отыскать “ориентир”, увидеть  подсказку, которая непременно  присутствует в ней, но не  всегда выведена наружу. Догадка  кроется в своеобразии предъявленного информационного сообщения, в том, что отличает его от стандартных, привычных задач. Для того чтобы догадка пришла как можно скорее, информацию или ее блоки следует представить визуально так, чтобы наружу было выведены все существенные моменты (элементы) текста, рисунка и формулы, составляющих ее содержание.

    Поставив задачу  формирования навыков поисковой  деятельности учащихся, мы должны  четко осознавать, что этот процесс  растянут во времени, нуждается  в постоянном обновлении и закреплении.

    Мы считаем,  что реализацию отдельных этапов  этого процесса следует не  только при изучении нового  материала. Богатые возможности  представляют собой моменты пропедевтики  нового понятия, а также периоды  повторения и закрепления. По  нашему глубокому убеждению, в первую очередь мы должны восстановить дар, данный человеку от природы - здоровую любознательность и веру в свои познавательные силы.

Информация о работе Мультимедийные технологии