Мультимедийные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – повышение уровня качества знаний учащихся. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской улучшает качество знаний учащихся. Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело автора к выбору данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Мультимедийные технологии в преподавании математики
1.1. Характеристика мультимедийных продуктов……………………………5
1.2. "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс"………………………12
Глава 2. Модели визуализации знаний…………………………………………17
Глава 3.Опытно – экспериментальная работа и анализ ее результатов……...21
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

2 часть диплома.doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

   III уровень- применение  знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения,  где целью является определение  трудностей обучения, предлагаются  диагностические тесты.

   IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения;  выполнение итоговых тестов.      

На сегодняшний день существует множество электронных  изданий для преподавателей, как  в младших, так и в старших  классах.    «Стереометрия. Открытая математика»,   «Планиметрия», «Стереометрия» (Открытая математика).

    Позволяет  изучать геометрические понятия,  демонстрирует трехмерные модели  многогранников, содержит тестовые  и проверочные задания, иллюстрированный  учебник, поисковую систему, методические  комментарии для учителя.

   Электронный учебник – справочник «Алгебра 7-11» содержит учебник, задачник,  справочник, рабочую тетрадь и позволяет учащимся самостоятельно освоить пропущенный материал и подготовиться к экзаменам

       Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 10-11 класс  позволяет  учащимся

самостоятельно разобрать  материал, используя подсказки, звуковое сопровождение и текстовые справочники; провести самоконтроль; ликвидировать пробелы в освоении какой-либо темы.

  «Математика 5-11». Данное электронное издание содержит теоретический материал по алгебре, виртуальную лабораторию, справочную систему, что позволяет стимулировать разнообразную творческую и исследовательскую деятельность учащихся, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

  Серия «1С: Репетитор»  содержит теоретический и практический материал по алгебре, геометрии, теории вероятностей,  интерактивные контрольные измерительные материалы, позволяющие учащимся самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.

  «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»

Учебный материал на диске представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Материал содержит звуковое сопровождение, подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради.

   Все электронные   издания обеспечивают  многовариативность представления информации - текст, графику, звук, видео и  применяются на уроках математики  как дополнительные учебники, позволяющие осуществлять подготовку  учителя  к урокам, а также для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам. Кроме того, в работе с детьми можно использовать интернет, где существует множество занимательных математических сайтов.

Множество методических новинок, большая медиатека, книги, видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают ученикам окунуться в удивительный и увлекательный мир математики на сайте.

Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.6[10, c.123]

   Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, можно добиваться активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Используя  все возможности  компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет  удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на  более высокий уровень.

 

1.2. "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс"

    Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Уроки Кирилла и Мефодия» это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам обучения.

УМК содержит методически  выверенные наборы учебных медиаобъектов  к урокам по различным предметам  и простую эффективную систему  управления учебным процессом в  компьютерном классе, как со стороны  учителя, так и со стороны ученика.

Методические рекомендации учителю по встраиванию УМК в  уроки позволяют быстро подготовить  и организовать различные формы  обучения на занятиях: наглядные демонстрации нового материала, интерактивные практические занятия по отработке умений и  закрепления знаний на уроках в школе.7

Отличительными особенностями  мультимедийного УМК «Уроки Кирилла  и Мефодия» являются:

  • повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;
  • повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения;
  • возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся;
  • достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически),
  • возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;
  • реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы;
  • обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.

УМК включает в себя инструментальные средства для организации обучения на персональных компьютерах школьников, объединенных в локальную компьютерную сеть, и учебные медиаобъекты по различным предметам.

Все учебные медиаобъекты в мультимедийном УМК распределены по четырем предметным областям и  в каждой предметной области представлены комплектами либо в форме медиауроков, либо в форме медиатеки по предмету.

В настоящее время  мультимедийный учебно-методический комплекс «Уроки Кирилла и Мефодия» достаточно широко используется в российских школах либо в рамках информационного интегрированного продукта «КМ-Школа», либо в сетевом варианте.

Электронные образовательные ресурсы  компании «Кирилл и Мефодий» для  школы либо в составе информационного  интегрированного продукт «КМ-Школа», либо в составе «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия», либо представленные в виде отдельных продуктов серии «Уроки Кирилла и Мефодия» неоднократно представлялись на различных образовательных выставках и форумов и заслужили там высокую оценку.

Опыт использования мультимедийного  УМК «Уроки Кирилла и Мефодия» и отзывы учителей школы показали его педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения учителями школы, что позволило обеспечить на уроках в школе:

  • повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;
  • дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению;
  • мотивацию учителей школы к использованию на уроках в школе современные электронные образовательные ресурсы;
  • снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков;
  • реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы. Проводимые компанией «Кирилл и Мефодий» исследования влияния электронной среды обучения на качество образования младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
  • использование информационных технологий в учебном процессе школы, значительно изменяют качество образовательного процесса;
  • электронная среда обучения дает возможность рационально использовать учебное время, помогает в определенной степени снять перегрузку учащихся;
  • приобщение школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.), познавательной мотивации, регуляции собственной деятельности на статистически значимом уровне;
  • овладение компьютером как средством получения нового знания становится критерием конкурентоспособной личности, что осознается сегодня как самим ребенком, так и его родителями;
  • новые технические и программные средства современных компьютеров способствуют реализации индивидуальных образовательных маршрутов в тех ситуациях, когда темп продвижения в предметных областях отдельного ребенка не совпадает с темпом продвижения всего класса;
  • внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет современному учителю приобрести новые профессиональные компетенции, что качественно изменяет педагогическую культуру;
  • изменения в практике учебной деятельности в условиях электронной среды напрямую зависит от подготовки учителя не только как пользователя ПК, но и от его личной мотивации, уровня понимания педагогом психолого-педагогических основ построения учебного процесса, умений создавать комфортную учебную атмосферу, снимать тревожность и напряженность учащихся, создавать ситуацию успеха для каждого школьника.8

   "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс" станут незаменимым помощником при подготовке к урокам. Их цель - помочь школьникам освоить курс геометрии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся!

Продукты серии "Уроки  Кирилла и Мефодия" разработаны  в соответствии с государственным  стандартом образования РФ. В создании и разработке "Уроков геометрии Кирилла и Мефодия. 9 класс" приняли участие высокопрофессиональные специалисты: ученые-педагоги, учителя, программисты, дизайнеры, сценаристы и психологи.

"Уроки геометрии  Кирилла и Мефодия: 9 класс" - это:

  • Получение основополагающих знаний по изучаемому курсу.
  • Факультативные материалы по курсу - энциклопедические и хрестоматийные статьи, карты, модели и анимации; отработка умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров.
  • Проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, всему курсу - экзамен.
  • Занесение результатов тестирования в дневник успеваемости.
  • Отслеживание динамики успеваемости.
  • Обучение самостоятельной работе с учебным материалом.
  • Выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению.
  • Подготовка к уроку, контрольному занятию, экзамену.

Особенности продукта:

30 уроков.

Более 270 медиаиллюстраций.

Более 150 тестов и проверочных  заданий.

Около 180 терминов и понятий  в справочнике.

Более 15 анимаций и трехмерных моделей.

Около 30 энциклопедических  статей.

Около 60 интерактивных  тренажеров.

Экзамен по курсу.

Многократное прохождение  одной и той же темы или урока.

Тестирование по темам  урока.

Дневник успеваемости.

 

Глава 2. Модели визуализации знаний

Новые взгляды  на процесс обучения, обуславливающие  переход к модели учебного процесса, ориентированной на учащегося, возникли на основе исследований в области когнитивного обучения и под влиянием некоторых теорий, которые определили наши представления о характере и содержании обучения. Из наиболее известных теорий отметим здесь следующие:

• социокультурную теорию (построенную на понятиях интерсубъективности

и зоны ближайшего развития, предложенных Выготским);

• теорию конструктивистских моделей учебного процесса;

• ситуативные модели процессов познания;

• модель «распределенного сознания» (Salomon и др., 1993);

• модель учебного процесса «мастер–подмастерье»;

• теорию проблемно-ориентированного обучения (группа

«Сознание и технологии»  Вандербильтского университета,

Cognition and Technology Group at Vanderbilt);

• теорию когнитивной гибкости (Spiro и др., 1988);

• рефлексивное обучение.

Все эти теории строятся на одних и тех же исходных предпосылках:

учащиеся являются активными  субъектами процессов целенаправленного поиска и создания знаний в рамках значимого для них контекста.

Учебная среда, которую можно  построить исходя из таких предпосылок, изображена на рис. 1.

В предлагаемой учебной среде  учащийся взаимодействует с другими учащимися, преподавателем, информационными ресурсами и технологиями. Он занимается выполнением аутентичных заданий в аутентичных условиях с помощью аутентичных инструментов;

аттестация происходит на основе аутентичных результатов его работы. Эта среда позволяет учащемуся работать с учителем по моделям наставничества и «строительных лесов». В ней создается благоприятная обстановка для сотрудничества учащихся, для обсуждения ими различных точек зрения на исследуемую проблему.

Учащийся получает возможность  размышлять о том, как он учится (рефлексия).9

     Новая учебная среда может быть создана и без использования технологий, однако ясно, что информационные и коммуникационные технологии предоставляют учащимся мощные средства для получения доступа к обширным информационным ресурсам, сотрудничества с другими людьми, консультаций с экспертами, обмена знаниями и решения сложных проблем с применением когнитивных инструментов, а также для презентации своих знаний в виде мультимедиа-объектов (сочетание текста, образов, графики,

звука и видео).

Многие из известных  теоретических схем отражают конструктивистские модели учебного процесса. Такой подход основан на предположении о том, что учащиеся являются активными субъектами деятельности, формирующими собственные системы знания путем внесения в них новой информации. Обучение рассматривается как процесс «создания смыслов» в социально, исторически и политически обусловленном контексте. В рамках конструктивистских моделей учебного процесса учащиеся создают свои знания, проверяя различные идеи и подходы; при этом они опираются на ранее полученные знания и опыт, которые применяют к новым задачам и новым ситуациям. В итоге учащиеся встраивают полученные новые знания в уже сформировавшиеся к этому моменту в их сознании интеллектуальные логические структуры.

Информация о работе Мультимедийные технологии