Электронная таблица Microsoft Excel

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:22, лекция

Описание

Excel – это электронная таблица, предназначенная для создания, хранения и обработки баз данных.
Для того чтобы запустить электронную таблицу Excel следует выполнить двойной щелчок мышью по соответствующему значку на Рабочем столе или выбрать из главного меню Windows команду Программы-Microsoft Excel .
После загрузки программы на экране монитора можно увидеть чистую страницу Рабочей книги.

Работа состоит из  7 файлов

Excel_экзамен_ЗО.doc

— 69.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

лекции глава 2.doc

— 150.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

лекции глава 3.doc

— 147.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

лекции глава 4,5,6,7.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

Создание сложных АИС предполагает коллективную работу различных групп специалистов-разработчиков, при этом необходимо не только программировать, но и выполнять анализ предметной области и проектировать логические и структурные схемы процессов обработки данных в АИС. Интегрированные среды программирования не позволяют выполнять такие действия. Поэтому появился новый вид программного инструментария - средства CASE-технологий, предназначенные для автоматизации всего технологического процесса анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем.

CASE -технология (Computed Aided Software/System Engineering) представляет собой совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддержанную комплексом средств автоматизации. Средства CASE-технологий - это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков, программистов, заменяющий бумагу и карандаш и позволяющий значительно увеличить производительность труда (до 600%).

В большинстве современных CASE-систем применяются методы структурного анализа и проектирования, основанные на графическом представлении проектов в

90

 

виде диаграмм. Это обеспечивает строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с общего обзора и затем детализируется, при этом формируется иерархическая структура с возрастающим количеством уровней.

Существует два поколения CASE-средств. Первое предназначено для анализа требований, проектирования спецификаций и структуры ПО и адресовано непосредственно системным аналитикам и проектировщикам. Средства второго поколения предназначены для обеспечения полного жизненного цикла разработки ПО. При этом обеспечивается контроль и анализ системной информации, а также информации по управлению проектированием, автоматическая кодогенерация (т.е. получение программных кодов), построение прототипов и моделей, тестирование, верификация и анализ сгенерированных программ; генерация документов по проекту, контроль на соответствие стандартам по всем этапам жизненного никла (ЖЦ) программного изделия.

В настоящее время CASE – самостоятельное наукоёмкое направление, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии, объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации. Несмотря на высокую стоимость CASE-средств, длительность процесса обучения и трудности, связанные с переосмыслением процесса разработки ПО, все большее число зарубежных фирм и компаний в своей деятельности ориентируются на CASE-технологии. Основными покупателями CASE-средств за рубежом являются военные организации, крупные центры обработки данных и коммерческие фирмы по разработке ПО. Практически ни один серьезный зарубежный программный проект не осуществляется без использования CASE-средств, а общее число распространяемых пакетов превышает 500 наименований.

4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем

В составе СПО АИС можно выделить два класса программных продуктов:

  • общесистемное специальное ПО;
  • прикладное специальное ПО.

Если в автоматизированной системе предполагается использовать нестандартные технические средства (компьютеры специального назначения или другую аппаратуру), то необходима разработка специальных программ, обеспечивающих управление этими средствами, а также их взаимодействие с другими

91

 

компонентами технического обеспечения. Такие программы относятся  к классу специального общесистемного ПО.

Все прочие программы, необходимые для обеспечения выполнения основных функций пользователей АИС, включаются в состав прикладного СПО. Все программы в составе СПО АИС должны быть оформлены в виде программных продуктов, т.е.:

  • разработаны в строгом соответствии с определенными требованиями и принятыми 
    стандартами;
  • пройти необходимые испытания;
  • снабжены соответствующей программной документацией;
  • должна быть обеспечена строгая дисциплина их сопровождения в процессе 
    эксплуатации АИС.

Вопросы для  самоконтроля

  1. Назовите смысловые отличия понятий «программа», «программное средство», 
    «программное изделие».
  2. Что такое программное обеспечение АИС?
  3. Какие виды программных изделий входят в состав общего базового программного 
    обеспечения АИС?
  4. Какие   виды   программных  изделий   входят  в   состав  общего   сервисного 
    программного обеспечения АИС?
  5. Какие  виды  программных  изделий входят в состав общего  прикладного 
    программного обеспечения АИС?
  6. Какие   виды   программных   изделий   входят  в   состав   инструментального 
    программного обеспечения АИС?
  7. К какому виду программного обеспечения относится СУБД?
  8. Что такое CASE-технология?
  9. Почему создание ПО современных АИС выполняется, как правило, с помощью 
    CASE-средств?
  10. Допустимо ли использование в составе ПО ЭИС программ, не являющихся 
    программными изделиями? Почему?

92

 

ГЛАВА 5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Накопленный в различных  областях человеческой деятельности опыт создания АИС показывает, что создание таких систем требует больших усилий и высокой квалификации участников работ. Необходимым условием успешной разработки АИС для организационно-экономической системы является достаточно активное участие в процессе разработки должностных лиц автоматизируемых органов управления - будущих пользователей системы. И, наконец, все работы должны быть тщательно спланированы, организованы и контролируемы. Игнорирование этих условий приводит, как правило, к созданию практически бесполезных систем (или вообще к прекращению работ). По зарубежным данным, в настоящее время около 30% проектов автоматизации заканчиваются неудачей, т.е. не приносят ожидаемого эффекта.

5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах

5.1.1. Кусочная автоматизация

При таком подходе процесс  внедрения информационных технологий в организации определяется локальными сиюминутными потребностями, при этом не

проводится системный анализ всей предметной области управления и не учитываются долгосрочные цели развития организации. В качестве критериев принятия решений при этом могут выступать: уровень знаний и предпочтений принимающих решения лиц, возможность купить со скидкой какую-либо технику или ПО и т.д. Как правило, в результате организация в лучшем случае получает разрозненные прикладные системы, стоимость интеграции которых может быть сравнима с общей стоимостью комплексного решения.

В худшем случае создаются  незаконченные фрагменты информационной инфраструктуры и прикладных систем, которые не могут применяться в практической деятельности организации. При этом организация несет дополнительные затраты на дублирование функций, которые должна была выполнять информационная система, и обслуживание созданных незаконченных прикладных

93

 

систем. Хаотичная автоматизация  является одним из наиболее неэффективных  видов инвестирования средств в развитие организации.

5.1.2. Автоматизация по участкам

Автоматизация по участкам связана  с разработкой АИС для отдельных производственных или управленческих подразделений организации, объединенных по функциональному признаку. Например, бухгалтерия, материально-техническое снабжение, оперативная дежурная смена и т.д. Подобный путь автоматизации выбирается в следующих случаях:

  • инвестиционные   ресурсы   организации   недостаточны   для   решения   задач 
    автоматизации в полном объеме;
  • существуют   участки,   где   применение   автоматизированных   систем   дает 
    значительный экономический или другой эффект (например, за счет сокращения 
    персонала):
  • технология производства или иные условия не позволяют обходиться без 
    использования автоматизированных систем.

Применение принципа автоматизации по участкам для многих предприятий -единственно возможный способ повысить экономические показатели в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. Чтобы автоматизация по участкам была эффективна, необходимы стратегический и оперативный планы автоматизации. При этом стратегический план автоматизации должен периодически пересматриваться. При ревизиях стратегического плана целесообразно особенное внимание уделить вопросам преемственности комплекса стандартов на информационные технологии, поддерживаемые на предприятии.

5,1.3. Автоматизация по направлениям

Автоматизация по направлениям подразумевает автоматизацию отдельных направлений деятельности организации (производство, управление финансами и т.п.). Такой подход часто применяется при использовании стандартных настраиваемых систем комплексной автоматизации управления, когда конечной целью работ

является полная автоматизация  организации.

 От   автоматизации   по   участкам   этот   подход   отличается   следующим.

Автоматизация по направлениям деятельности предполагает участие в этом процессе

94

 

всех подразделений  организации, функционирование которых  связано с автоматизируемым направлением. Обычно любое направление деятельности организации охватывает несколько ее подразделений. Например, в процессе снабжения на производственном предприятии принимают участие все подразделения: от производственных (в части формирования планов закупки сырья, комплектующих и оборудования) до управленческих (канцтовары, мебель), а также непосредственно сам отдел снабжения и транспортные службы. Поэтому подход, связанный с автоматизацией по направлениям, в принципе нельзя рассматривать как локальный. Его реализация связана с созданием как минимум телекоммуникационной инфраструктуры предприятия. В большинстве случаев автоматизация по направлениям связана с анализом и оптимизацией (реинжинирингом) всего процесса функционирования организации и требует создания интегрированной модели организации.

Сказанное ранее относительно повышения  эффективности при использовании подхода автоматизации по участкам остается в силе и в данном случае. Ревизия стратегического плана автоматизации должна производиться после окончания автоматизации какого-либо направления и оценки полученных результатов.

5.1.4. Полная автоматизация управления организацией

Полная автоматизация предполагает такое объединение и согласование управленческих функций и процедур, чтобы в ходе процесса управления организацией обеспечивалась оптимизация его поведения.

Интеграция должна проявляться во всех без исключения функциональных и обеспечивающих подсистемах. В подсистеме технического обеспечения - это локальные компьютерные сети и обеспечение связи предприятия с внешней средой через глобальные сети. В подсистеме информационного обеспечения - это ведение баз данных под управлением СУБД. Интеграция математического обеспечения проявляется в согласовании входов и выходов математических моделей, комплексировании различных моделей (например, прогнозирования и планирования), целостности и непротиворечивости системы математических моделей. Интеграция программного обеспечения проявляется в том, что оно строится в виде сложного и вместе с тем гибкого программного комплекса, позволяющего выполнять программы в требуемой последовательности и в требуемых сочетаниях.

95

 

В настоящее время вопросы  комплексной автоматизации управления наиболее отработаны для торговых и производственных предприятий (на мировом рынке программных средств имеется целый спектр адаптируемых программных систем различной сложности, ориентированных на эту предметную область).

Комплексная автоматизация управления способствует преодолению барьеров между различными службами управления. Одним из проявлений этого процесса является использование в разных службах одних и тех же функций, требуемых для подготовки различных управленческих решений. Например, проверка уровня запасов на складе выполняется как при поступлении внешнего заказа, так и при формировании производственного заказа или заказа на приобретение.

Интеграция функций управления в виде структур, включающих функции планирования, учета, контроля, регулирования, анализа, обеспечивает взаимосвязь и непрерывность принятия решений в ходе управления. Эти структуры объединяются между собой по вертикали в более сложные взаимосвязанные иерархические структуры. Интеграция между ними обеспечивается путем согласования функций, входов, выходов и частоты решения задач управления. Например, задача планирования на более глубоком уровне является по существу задачей регулирования для верхнего уровня. В таком же соотношении могут находиться и периоды планирования и регулирования двух примыкающих уровней.

Информация о работе Электронная таблица Microsoft Excel