Архитектура Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:28, контрольная работа

Описание

Архитектура в Иране является одним из самых древнейших искусств.

Иран справедливо считается школой архитектуры мира.

Иран был первым центром инженерной мысли - строительством плотин, первых городов. Сейчас Иран находится в центре внимания многих ученых, изучающих связь архитектуры и искусства Ирана с современностью.

Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние иранских земель) пишет: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». Также он считает иранцев прародителями земледелия, животноводства, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.

Содержание

1.Введение
2.Архитектура древнего Ирана
3.Архитектура Ирана средних веков

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Архитектура Ирана.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

     В конце 14 и в 15 в. зодчество Ирана  развивалось под сильным воздействием замечательных достижений архитектуры Самарканда и других городов Средней Азии; Из построек этого времени заслуживает особого внимания архитектурный комплекс в Мешхеде у могилы особо почитаемого имама Резы. Сооруженные здесь культовые здания имеют огромные дворы, рассчитанные на тысячи богомольцев. Громадные айваны и стены этих построек покрыты богатейшим красочным узором. Среди других особенно выделяется мечеть Гаухар-Шад , построенная в 1405—1417 гг. Кавамаддином Ширази, одним из крупнейших зодчих 15 в., который работал в Мешхеде, а затем в Герате.

     В иранской архитектуре 16—17 столетий господствуют ранее выработанные, но еще жизненные  каноны четырехайванной и купольной  построек. Большое количество дошедших до нас архитектурных памятников этой эпохи дает возможность представить не только культовые, но и различные типы светских зданий — торговые постройки, бани, жилую народную архитектуру, а также планировку больших позднесредневековых городов. Многие старые города Ирана, вероятно, сохранили основные черты плана от 13 — 15 вв., а в отдельных случаях и от более раннего времени. К сожалению, для реконструкции досефевидских городов собрано еще мало археологических данных, а рассказы современников, даже таких наблюдательных, как Марко Поло, содержат восторженные, но недостаточно конкретные описания.

     При Сефевидах крупные планировочные  и градостроительные работы были произведены в Исфахане, превращенном в столицу при Аббасе I и ставшем  в начале 17 в. огромным городом с  полумиллионным населением. В центре Исфахана была создана большая прямоугольной формы площадь Майдан-и шах длиной около 500 м. По четырем сторонам площади расположены: большая Шахская мечеть , мечеть Лутфаллы, дворец Аликапу и базары. Близ дворца начинается широкая, прямая как стрела, обсаженная еще в 1595 г. платанами аллея Чар-Баг. Она тянется на три километра, пересекает по мосту реку Зайендеруд и уводит в заречную часть города, к огромным шахским садам. Сефевидская планировка города, вероятно, сильно изменила прежний план Исфахана, но в жилых кварталах сохранилась типичная для средневековья запутанная сеть кривых узких улиц, переулков и тупиков. 

     Декоративна и архитектура сефевидских дворцов, которые трактованы как отдельные  павильоны, обычно расположенные среди  парка. Даже при больших размерах они кажутся стройными и легкими. На фасад, как правило, выходит большая терраса, плоская крыша которой опирается на множество высоких деревянных колонн. В огромном шестиэтажном дворце Аликапу (начало 17 в.) (илл. 58) колоннада украшает верхнюю половину постройки. Во дворце Чехель-сотун (1590), расположенном рядом с Аликапу в большом хорошо распланированном парке, колонны террасы имеют 16 м высоты. Восемнадцать колонн по три в ряд несут деревянный кессонированный, богато расписанный потолок. Прямоугольный бассейн перед террасой отражает фасад здания. Залы дворца пышно украшены.

     В большом числе дошли до нас  светские постройки 16—18 вв. — караван-сараи, базары, бани, мосты и жилые дома. В их планировке и композиции вскрываются  народные истоки иранской монументальной архитектуры. Караван-сараи, как правило, представляют четырехайванный тип сооружений с квадратным или многоугольным планом. Крытые базары старых иранских городов имеют своды и купола, показывающие не только богатство строительных приемов, но и стремление придать этим сооружениям эстетическую выразительность.

     Жилые дома строились в разных районах  страны согласно местным традициям  и в соответствии с климатическими условиями. Особенно отличался своеобразием жилой дом северного Ирана, обычно деревянный, с высокой двускатной, а иногда четырехскатной кровлей. В других районах господствующим был тип жилой усадьбы, которая представляла замкнутый двор с глухими глинобитными стенами и помещениями, расположенными вокруг двора. Обязательный компонент жилой усадьбы — терраса, плоский потолок которой поддерживают резные деревянные колонны.

     Из  прочих архитектурных памятников следует  отметить многоарочные мосты, построенные  при Сефевидах в Исфахане. Громадный  мост Аллаверди-хана через реку Зайендеруд имеет двухъярусную аркаду, расчлененную башнеобразными выступами. Интересны также глинобитные городские стены, ленты которых, снабженные башнями и укрепленными воротами, опоясывают каждый из старых городов Ирана. В Иезде сохранились остатки мощных башен 12—14 вв. В Баме была сооружена целая система замкнутых крепостных стен, над которыми возвышалась цитадель города. Средневековые укрепления много раз перестраивались. Однако всегда вновь возводились массивные увенчанные зубцами стены, которые не только соответствовали задачам обороны, но входили неотъемлемой выразительной частью в художественный ансамбль города. 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

1.Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»  Том 2. Искусство средних веков. Книга вторая.

2. История искусства т. 2 – М. 1965.

3. Веймарн Б. Искусство арабских стран и Ирана VII – XVII вв. – М., 1974.

4. Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана – М., 1977. 
 

Информация о работе Архитектура Ирана