Архитектура Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:28, контрольная работа

Описание

Архитектура в Иране является одним из самых древнейших искусств.

Иран справедливо считается школой архитектуры мира.

Иран был первым центром инженерной мысли - строительством плотин, первых городов. Сейчас Иран находится в центре внимания многих ученых, изучающих связь архитектуры и искусства Ирана с современностью.

Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние иранских земель) пишет: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». Также он считает иранцев прародителями земледелия, животноводства, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.

Содержание

1.Введение
2.Архитектура древнего Ирана
3.Архитектура Ирана средних веков

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Архитектура Ирана.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет» 
 

Кафедра экономики и менеджмента в  строительстве

 
 

Контрольная работа по дисциплине

архитектура и градостроительство

Выполнил:__Старинская Инга Викторовна____________

(Фамилия  И.О.)

студент____курса___________спец.____________________

                                 (срок обучения)

группа___________№  зачет.книжки__       ______________

Подпись:___________________________________________ 
 

Преподаватель:_Н.А. Половникова ____________________

(Фамилия  И.О.)

Должность канд. экон. наук, доцент_______________________

(уч. степень,  уч. звание)

Оценка:_________________Дата:_______________________

Подпись:____________________________________________ 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

     План 

  1. Введение
  2. Архитектура древнего Ирана
  3. Архитектура Ирана средних веков

 

     Введение

     Архитектура - застывшая музыка небес. Она отражает внутрений мир города или страны, с которой вы знакомитесь. 
Вы смотрите на здания, крыши, стены, и понимаете, что они - истинные свидетели тясячелетней истории. Сколько разных сцен они видели, сколько историй смогли бы рассказать, если бы мы умели слушать их голоса.

     Архитектура в Иране является одним из самых древнейших искусств.

     Иран  справедливо считается школой архитектуры  мира.

     Иран  был первым центром инженерной мысли - строительством плотин, первых городов. Сейчас Иран находится в центре внимания многих ученых, изучающих связь архитектуры и искусства Ирана с современностью.

     Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние  иранских земель) пишет: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». Также он считает иранцев прародителями земледелия, животноводства, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.

     Архитектурные традиции Ирана – одни из самых  богатых в мире. Персы первыми  стали испоьзовать математику, геометрию  и астрономию в архитектуре. К  тому же первыми стали возводить массивные куполы, которые венчают мечети. Главные здания классической иранской архитектуры – мечети и дворцы. Кроме того, на территории Ирана находятся многие из самых ценных археологических руин и сохранившихся архитектурных достопримечательностей древности.

     Архитектура древнего Ирана

     

     Зарождение  искусства в Иране уходит в  далекое прошлое, а архитектура  является самым древнейшим из искусств. Расцвет и развитие архитектуры древнего Ирана свидетельствует о том, что эта страна была одним из первых центров градостроительства и сооружения плотин, инженерного дела в целом. Примером тому служат полуразвалившиеся, но сохранившие по прошествии столетий свою привлекательность здания. Из археологических надписей можно сделать вывод, что искусство и ремесла появились на этой земле где-то в 7 тысячелетии до н. э., так как весь Иран, в частности его селения, в настоящее время служат живой книгой истории архитектуры и искусства. 

     Раскопки, проведенные  в последнее время в Иране, нарушили устоявшееся среди археологов мнение о том, что основная часть первобытных ремесел возникла среди цивилизаций, базировавшихся в долине Междуречья. Однако на сегодня большинство специалистов склонно считать, что первые цивилизации перекочевали в долину Междуречья с востока, вернее с иранского нагорья. Можно сказать, что шумеры перенесли с собой в долину Евфрата и Тигра цивилизацию, существовавшую на иранском нагорье, и в силу большого опыта древних иранцев в покорении стихии основали в Междуречье новую цивилизацию.

     

     Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние иранских земель) приводит обстоятельство, которое подтверждается нынешними раскопками и обнаружениями. Он пишет, в частности: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». В том числе он приписывает иранцам земледелие, животноводство, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.

     Архитектура в Иране имеет историю в  несколько тысячелетий и сохранившиеся  образцы иранской архитектуры можно  наблюдать в районах Туркестана, Индии, Китая, Кавказа, Сирии и даже Занзибара, в юго-восточной Африке.

     Известный английский востоковед Обри по поводу заслуг иранцев перед историей и  культурой человечества пишет: 

     «В моем представлении, важнейшей из этих заслуг является улучшение общего качества жизни. В древности в Иране были созданы все условия для процветания общества, для нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а сама эта земля служила перекрестком торгово-караванных путей со всего света. Ремесла, науки, медицина, поэзия, живопись, музыка, все эти вещи, которые придают смысл человеческой жизни, были подарком древних иранцев человечеству».  

     Разговор  о древней архитектуре практически  не имеет смысла без приведения примеров. Одним из древнейших зданий, обнаруженных на иранском нагорье, является Заг-теппе в районе Казвина, который датируется седьмым – началом шестого столетия до н.э. Среди прочих изумительных особенностей этого здания можно выделить его прекрасную раскраску, причем ученые до сих пор не выяснили, каким образом и какими средствами было украшено это древнее здание. Для обогрева здания в холодные времена использовался камин. Также здесь была устроена небольшая кладовая и склад инструментов, а также имелась столовая. Стены украшены рисунками горного козла, и по всей вероятности это здание использовалось для проведения религиозных церемоний и общественных собраний.

     

     Другим  исторически важным местом в Иране  считается Теппе Сиалк, который датируется шестым – пятым веками до н.э. Первые поселившиеся в этом районе люди еще не были знакомы с искусством сооружения домов, они жили в деревянных или сделанных из листьев хижинах. Однако вскоре здесь началось строительство зданий из глины и сырого кирпича. Примерно в 4 в. до н.э. в этом районе уже возник новый городок, здания в котором были целиком построены из сырого кирпича. Эти первые кирпичи изготавливались в овальной форме, сушились на солнце и закладывались затем в здание. Практически все здания этого периода окрашены в красный цвет, все двери в домах низкие и узкие.

     Однако  если уж зашел разговор о древнейших сооружениях в Иране, нельзя не упомянуть  о пирамидальном храме в Чогазанбиле, возведенном примерно в 1300 г. до н.э. на берегу реки Кархе в нынешней провинции Хузистан, на юге Ирана. Храм был построен по приказу эламитского царя Хунташ Хубана на развалинах более древнего городка. Здание имеет прямоугольную форму и содержит 5 этажей, причем каждый вышестоящий этаж меньше нижнего. В продольном разрезе храм имеет форму конуса. Основное помещение храма находилось на самом нижнем этаже. Основным строительным материалом служил эмалированный кирпич. Интересно, что искусно сооруженный западный купол храма Чогазанбил хорошо сохранился по прошествии более трех тысячелетий. Полумесячные арки над проходами и внутренней лестницей говорят о немалом мастерстве древних иранцев в архитектуре и градостроительстве. Конечно, основным предметом изумления и восхищения ученых стала обнаруженная в этом здании система подачи питьевой воды, которой пользовались священнослужители и простые жители данного района. 

     

     Древнеиранская архитектура, конечно же не ограничивается, упомянутыми зданиями, она имеет в своем списке такие величественные здания как Персеполис и другие шедевры.

      Персеполь –  уникальнейший памятник древнеперсидской архитектуры VI-V веков до н.э. Его  величественные и богато украшенные дворцы считались образцом зодчества той эпохи, жемчужиной древней персидской архитектуры. Оставшиеся от них руины впечатляют и по сей день.

     Деяния  персидского царя Дария столь  многочисленны, что перечислить  их все просто невозможно. Он вёл войны, ходил походом в Египет, пытался покорить скифов и даже нанести удар могущественным Афинам, укреплял границы своего обширного государства, простиравшегося от Босфора до Инда, от Каспийского до Средиземного моря и Персидского залива.

     Особое  внимание Дарий уделял строительству. Он основал знаменитую резиденцию в городе, который древние греки называли Персеполисом.

     Долгое  время считалось, что Персеполь  был столицей Древнего Ирана, но последние  исследования показывают, что цари приезжали туда редко и ненадолго – только для отдыха или участия в торжествах и праздниках.

     Грандиозные и величественные дворцы города украшали рельефы на огромных гранитных плитах, разноцветные изразцы, монументальная скульптура. Время, стихийные бедствия, бесконечные войны подтачивали древние памятники, стирали с них краски, и вместе с ними исчезали творения замечательных мастеров. Персеполь погиб от пожара во время похода на Средний Восток Александра Македонского. В 1965 году в Иране был разработан план восстановления древнего города.

     Дарий основал свой загородный дворец посреди  долины, вплотную примыкающей к скалистой  горе Кух-и-Рамат – Горе Милостей. Постройки Персеполя были воздвигнуты  на гигантской платформе размером 500x350 метров, с высотой в двадцать метров. Внутри платформы были проложены водопровод и канализация.

     Монументальная  лестница со 106 ступенями восьмиметровой ширины, каждая из которых вытесана из цельного каменного блока, ведёт  к Воротам всех народов. Через  эти Ворота некогда проходили  к Дарию с дарами посланцы из покорённых им народов.

     Далее путь идёт в Ападану – парадный дворец. Это был огромный квадратный зал, каждая сторона которого равнялась 85 метрам. Своды Ападаны опирались  на 72 каменные колонны. На колоннах мастера  вырезали барельефы, воспроизводящие сцены придворной жизни.

     Всё сооружение занимало площадь свыше 1000 квадратных метров. До наших дней сохранилось только 13 колонн, которые  поддерживали плоские перекрытия. Колонны  эти в своё время были широко расставлены, что создавало свободное и  хорошо освещённое пространство.

     К югу от Ападаны лежат руины  Трипилиона – Зала совещаний, к востоку  – руины Зала ста колонн (размером 70х70 метров). Он был даже больше, чем  Ападана, и над его сооружением  трудились 10 тысяч мастеров. На немногих сохранившихся рельефах Зала ста колонн можно увидеть изображения воинов.

     Архитектурный ансамбль Персеполя включал и  много других сооружений, их руины  за многие столетия время не смогло стереть с лица земли.

     В 9-10 столетиях начал изменяться и  архитектурный облик городов, в 11 —12 вв. получивший ярко выраженный феодальный характер. В началу феодальной эпохи для Ирана были типичны так называемые шахристаны — небольшие поселения, возникавшие вокруг или рядом с укрепленными усадьбами владетелей округи. К 10 в. центр хозяйственной жизни был перенесен в рабады — торгово-ремесленные предместья, которые стали окружать крепостными стенами. В рабадах сосредоточивались базары, около базарных площадей строились мечети и другие культовые и общественные здания. Самыми крупными городами 10—11 вв. были Рей, Исфахан, Шираз, Нишапур, сохранявшие свое значение и позднее.

     От  второй половины 10 в. дошли мечети, при  возведении которых зодчие отказались от арабской планировки. Так, например, главная часть здания мечети в  Нейризе имеет вид глубокого сводчатого айвана. В дальнейшем основу композиции средневековой иранской мечети составляет открытое в прилегающий двор сводчатое или купольное помещение. В этом помещении, своего рода «святилище», обращенном к Мекке, помещался михраб. Происхождение такого сооружения связывают с архитектурной традицией древнеиранских зороастрийских храмов.

     В 11—12 вв. во многих городах Ирана  стали строить большие четырехайванные  мечети, также возродившие старую иранскую архитектурную традицию. «Святилище»  располагалось за айваном, обращенным в сторону Мекки.

     Самым значительным памятником нового типа является соборная мечеть в Исфахане. Построена она была еще в 9 в., но неоднократно перестраивалась. Об архитектуре  мечети 11 столетия, когда здание получило характер четырехай-ванной постройки, можно судить по плану основных частей сооружения и по сохранившим свой первоначальный вид интерьерам колонных залов и нескольких купольных помещений.

Информация о работе Архитектура Ирана