Архитектура Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:28, контрольная работа

Описание

Архитектура в Иране является одним из самых древнейших искусств.

Иран справедливо считается школой архитектуры мира.

Иран был первым центром инженерной мысли - строительством плотин, первых городов. Сейчас Иран находится в центре внимания многих ученых, изучающих связь архитектуры и искусства Ирана с современностью.

Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние иранских земель) пишет: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». Также он считает иранцев прародителями земледелия, животноводства, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.

Содержание

1.Введение
2.Архитектура древнего Ирана
3.Архитектура Ирана средних веков

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Архитектура Ирана.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

     Большие четырехайванные мечети, построенные  в 11 — 12 веках, сохранились в Ардестане, Гольпайгане, Казвине и других городах. «Святилище» соборной мечети в Гольпайгане имеет ярус тромпов, угловые арки которого заполнены ячейками сталактитов. В «святилище» соборной мечети в Казвине на стене ниже яруса тромпов плавно изгибающаяся лента надписи образует узор, подчеркивающий монументальный   характер   архитектуры   интерьера.

     Рядом с мечетями возвышались минареты. Иранский минарет 11 — 13 вв. представляет высокую и тонкую, круглую в  сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Муэззин поднимался наверх по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Конструктивная связь кладки лестницы и стен башни придает иранским кирпичным минаретам удивительную антисейсмическую устойчивость. По высоте минарет иногда делится на два яруса, из которых нижний имеет граненую форму. Стройные по пропорциям изящно орнаментированные кладкой из кирпича минареты 11 и 12 вв. до сих пор возвышаются в Дамгане, Бестаме, Исфахане и многих других городах. В 14 в. возводились парные минареты, фланкирующие небольшой портал.

     В Иране сохранилось большое количество мавзолеев — архитектурных сооружений воздвигнутых над могилами особо  почитаемых лиц. Характерно, что иранский народ, бережно храня память о  крупных национальных поэтах, часто  связывает с их именами лучшие из мемориальных и надгробных сооружений далекого прошлого.

     Различаются мавзолеи нескольких типов: башнеобразные  постройки, увенчанные шатром, кубические или многогранные в плане купольные  сооружения, портально-купольные здания и другие. Особенно интересен первый тип, получивший широкое распространение в Хорасане, Мазендеране и на территории современного центрального астана (области) Ирана. В этих районах страны в 11 — 12 вв., по-видимому, уже сложились местные школы зодчества, связанные единством творческого метода, но отличавшиеся строительными и художественными приемами.

     Строгость, свойственная иранской архитектуре 11 — 12 вв., не исключала, однако, применения орнаментальной декорации, тенденции  развития которой были показаны уже  на примере мечети в Наине. В 11—12 вв. господствует монохромная архитектурная декорация: резьба по стуку, кладка из фигурных кирпичей или покрытых резным узором терракотовых плиток. Узорная кирпичная кладка получила большое развитие в Хорасане и, по-видимому, являлась одной из особенностей местной архитектурной школы. В 12 в. начали применяться для украшения зданий цветные изразцы. Об изобразительных тенденциях в архитектурном декоре свидетельствуют происходящие, вероятно, из дворцовых построек стуковые рельефы 12 в. с фигурами всадников и различными сценами придворного быта, изящно вкомпонованными в орнамент.

     Таким образом, в 11—12 вв. в Иране сложились  основные типы монументальных построек средневековой эпохи и получило развитие архитектурно-декоративное искусство

     Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар культуре Ирана и на время приостановило  строительную деятельность. Однако уже в середине 13 столетия в разных областях - страны стали возводиться крупные постройки, определившие следующий этап в истории средневекового иранского зодчества

     Архитектура 13—14 вв. продолжает и развивает традиции предшествующего периода. Памятников гражданского зодчества известно мало. Сохранились руины нескольких караван-сараев, имевших толстые стены, хорошо защищенные ворота и помещения, расположенные вокруг прямоугольного двора. В большом числе дошли до нас воздвигнутые в это время культовые здания — мечети, медресе и мавзолеи. В этот период были созданы различные архитектурные типы мечети. Наряду с постройками, которые имеют двор, окруженный аркадами и двумя или четырьмя айванами, помещенными на главных осях, получил распространение тип здания мечети, состоящей из большого перекрытого куполом квадратного помещения и портала со стороны входа. Крупнейшие мечети этого периода были построены в Верамине (первая четверть 14 в.), в Натанзе (начало 14 в.), в Кермане (1349) и в ряде других городов.

     Обилие  сохранившихся в Иране мавзолеев  объясняется культом святых, характерным  для шиитского толка ислама. Особенно многочисленны могилы «имамзаде» (сыновей  имама), служившие местом поклонения. Среди портально-купольных мавзолеев  выделяются величественностью форм постройки 14 в. в Тусе и в Иранском Серахсе—близкие мемориальным сооружениям южного Туркменистана.

     Башнеобразные мавзолеи во множестве сохранились  в северных и центральных областях Ирана. Большая группа многогранных с шатровым покрытием мавзолеев 13 —14 вв. находится в Куме. В архитектуре башнеобразных построек особенно заметны характерные для этого времени тенденции к вытянутым вверх пропорциям, к тонкой изящной моделировке архитектурных форм. При сравнении мавзолеев начала 14 в. с башней Кабуса видно, что вертикальные членения приобрели новое значение. Мавзолей в Бестаме  так же как и башня Кабуса, имеет двугранные «контрфорсы», но теперь они примыкают один к другому, в результате чего поверхность постройки стала как бы гофрированной. Стены мавзолея в Радкане снаружи кажутся составленными из полуколонн, покрытых узорной кладкой из кирпича. Переход к венчающему постройку фризу решен при помощи фестончатых узорных арок. Новые формы с их более сложным ритмом обогащают архитектуру, лишают ее былой суровости, но не нарушают ясности композиции.

     Для развития монументальной архитектуры 13 — 14 вв. характерно нарастание декоративного  начала. Это не следует, однако, понимать упрощенно и представлять процесс как простое изменение в соотношении конструктивных и декоративных особенностей архитектуры.

     На  протяжении всей эпохи зрелого феодализма иранские зодчие в соответствии с  встававшими перед ними идейно-образными  задачами решали проблему синтеза архитектуры  и декоративного искусства, гармонично сочетая в лучших своих произведениях конструктивно-строительное и художественное начала. Мастера архитектурного орнамента продолжали использовать технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластически. Замечательный памятник декоративного искусства представляет убранство интерьера мавзолея в Хамадане, который большинство исследователей относит к началу 14 столетия. В интерьере мавзолея сохранились большие стуковые панно, покрытые рельефным резным узором. Симметрично изогнутые и переплетенные между собой ветви и стебли как бы обросли крупными цветами и листьями. Вся эта масса растительных форм, «уложенная» на плоскости стены, не превращена в плоскостную орнаментику: стебли изгибаются, далеко выдаются упругие закругленные края крупных листьев. Поэтому поверхность стены напоминает «живую изгородь» из растений, расположенных, однако, по законам декоративного орнамента, проникнутого строгим и сложным ритмом. Можно думать, что в орнаментальном уборе мавзолея поэтически образно воплощено представление о райском саде, который мусульмане считали уделом праведных в загробном мире.

     В мечетях 13—14 вв. резьбой по алебастру  богато украшены михрабы. В композиции орнамента и надписей, окружающих михраб, господствуют определенный канон  и строгий ритм. Согласно твердо установившемуся правилу, михрабная ниша трактована в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Надписи из Корана, широкой П-образно изогнутой лентой с трех сторон охватывая михраб и обрамляя арки, воспринимаются как часть орнамента. Их вязь сливается с мелким цветочным узором, а вертикальные линии алифов и ламов переплетаются с изгибами растительных стеблей.

     Превосходно декорированные резным стуком михрабы 14 в. сохранились в соборных мечетях  Исфахана, Абаркуха, Бестама и других.

     Рост  декоративных тенденций вызвал развитие и широкое применение в архитектуре  цветной декорации. Особенно известны иранские люстровые изразцы 12—14 вв. Ими украшали михрабы. Замечательный  люстровый михраб, датированный 1226 г., происходит из Кашана.

     Самыми  богатыми по рисунку и краскам  были звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых по определенной системе выкладывались в интерьерах зданий большие панели. На изразцах, служивших украшением светских построек, часто изображены различные сцены с фигурами людей и животных . Люстровые краски как бы светятся из-под глазури, что придает им особую мягкую тональность. Мерцание золотистых красок, иногда усиленное рельефом надписей и орнамента, сообщает узору своеобразную подвижность и почти сказочную красоту.

     В 14 в. цветное убранство стало применяться  и на стенах снаружи зданий. Появились  новые технические и художественные приемы: узорная кладка из глазурованных  и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики и др.

     Новые качества архитектуры 13 — 14 вв. ярко проявились в одном из лучших памятников иранского  средневекового зодчества — мавзолее хана Олджейту в Сул-тании. Силл.  Это здание, возведенное между 1307—1313 гг. мастером Ходжи Алишаком из Тебриза, представляет большую.восьмиугольную трехъярусную постройку, увенчанную высоким вытянутым вверх; и заостренным куполом, вершина которого расположена на высоте 52 м от уровня земли. Огромный мавзолей, возвышаясь над крышами города, до сих пор определяет архитектурный силуэт Султании. Величественность художественного образа постройки достигнута гармонией пропорций и тонко найденным соотношением архитектурно-пластических и декоративных приемов.

       Здание в основном было закончено  в 1309 г., когда Олджейту стал шиитом и решил перенести в мавзолей останки крупнейших шиитских святых. В связи с этим в узор на стенах мавзолея было включено имя Али. В дальнейшем Олджейту отказался от своего намерения и велел внести в декор интерьера некоторые изменения.  

        

     Мавзолей  хана Олджейту в Султании. Разрез  

     Восьмигранный объем мавзолея трактован очень  монументально. На гранях нижних двух ярусов прорезаны лишь невысокие стрельчатые входы и расположенные над ними узкие окна. Третий, верхний ярус облегчен аркатурой, выходящей в галлерею, устроенную в толще стены по всему периметру восьмигранника. Для подъема на галлерею служат лестницы, помещенные в треугольных в плане пристройках, примыкающих к двум граням здания. Громадный купол (составляющий две пятых общей высоты сооружения) был окружен восемью минаретообразными башнями, установленными над аркатурой третьего яруса на каждом углу постройки. Арки и минареты

     пластически обогащают архитектуру здания и  связывают ее с окружающим пространством. При общей уравновешенности и  статичности композиции сопоставление  стрельчатых контуров купола, ниш  и арок вносит в архитектуру мавзолея момент динамики. Абрис огромного купола повторяется в мерном ритме арок, расположенных по три на каждой грани — широкая посередине и две более узкие по сторонам. На нижней массивной части здания стрельчатый абрис дробит поверхность стены, возникая не только в контуре дверных и оконных проемов, но и в целой сети плоских декоративных нишек. Важной новой чертой архитектуры мавзолея Олджейту является цвет на поверхности стен и купола мавзолея снаружи. Декоративность в архитектуре мавзолея Олджейту основана на контрасте ярких и блестящих цветных изразцов с охристой матовой поверхностью кирпичной кладки стен. Нижняя часть постройки и столбы галлереи украшены сравнительно скромно бирюзовыми плитками; в тимпанах арок галлереи узор выложен изразцовой мозаикой синего и бирюзового цветов. Верх весьмеррша опоясывает широкий голубой сталактитовый карниз. Динамичный спиралевидный геометрический узор размещен на стволах минаретов и по низу купола. Нарастая кверху, цветовой аккорд завершался яркой, блестевшей в лучах солнца интенсивно голубой шапкой купола. Колористическая насыщенность, не нарушая монументального характера композиции, придала архитектурному образу большую эмоциональную выразительность и подчеркнуто декоративный характер,

     В интерьере зодчий решает в основном пространственную задачу . Здесь менее четко выражено членение на ярусы. Каждая из восьми граней помещения имеет высокую устремленную вверх стрельчатую нишу, внутри которой размещены вход и окна. Ярус тромпов заменен широким сталактитовым карнизом, который образует мягкий переход к глубокой полусфере купола. Как и снаружи, стены интерьера, своды и купол покрыты цветным узором и надписями, исполненными росписью по штукатурке, а также изразцами. Цветным узором украшены также своды галлереи, расположенной в верхней части постройки.

     В 13 и особенно в 14 столетии монументальная архитектура Ирана достигла большого совершенства. Единая по строительным и художественным принципам, она вместе с тем отличалась своеобразием в различных областях и крупных городах страны. Наиболее ярко местные черты сказались в это время на юге в архитектуре Иезда и других городов. Здесь встречаются особой формы сильно вытянутые вверх порталы, оригинальной системы своды, много своеобразия проявляется в архитектурной орнаментике.

Информация о работе Архитектура Ирана