Социально – экономическая политика государства (региона) в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей социально - экономической политики государства (региона) в области сельского хозяйства. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение социально – экономической политики РФ;
- изучение региональной социально – экономической политики в области сельского хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

СЭ политика РФ.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

      Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по проведению в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главным направлением политики в социальной сфере является забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. В целях реализации положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих социальные права граждан Российской Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации разработано, и принято более 30 Федеральных законов. Ответственные федеральные органы исполнительной власти путем исполнения подзаконных актов Президента Российской Федерации (Указы и Распоряжения) и Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения), направленных на реализацию действующего российского законодательства в социальной сфере, а также собственных актов федеральных органов исполнительной власти в данной сфере осуществляют реализацию правовых основ социальной политики на федеральном уровне.

      Региональный уровень определяет направления и механизмы реализации социальной политики в каждом конкретном субъекте Российской Федерации путем разработки и принятия актов законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

      Местный уровень составляют муниципальные акты. Основные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

    1.3. Организационно  – экономические аспекты реализации социально – экономической политики РФ

      Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие – все это во многом оказало влияние на становление российской модели социальной политики.

     Немаловажное значение на ее формирование также оказали и такие факторы, как: климатические условия, географическое положение, экономическая специализация регионов, социокультурные особенности национальных образований, мегаполисов, крупных и мелких городов, села, этническое разнообразие и др.

     Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. В ее состав входит 83 субъекта, имеющих различный административный статус, уровень социально-экономического развития, территориальные, культурные различия и т.д., что делает Россию асимметричной федерацией. Такая асимметрия делает достаточно проблематичным ведение единой государственной социальной политики, существование общих социальных стандартов, выполнение государством единого набора социальных функций. Несмотря на такие яркие различия, государство едино, а значит, предполагает выделение сущностных свойств на всем своем пространстве и на всех уровнях власти.

   На федеральном уровне задается стратегия и разрабатываются основные направления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопросы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования социальной сферы. Одна из задач общегосударственной социальной политики — формирование единого социального пространства, целью которого является сглаживание межрегиональных различий.

Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выраженный территориальный характер, при проведении социальной политики неизбежна относительная региональная самостоятельность. В постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначительным, тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта федерации, которое должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.

Муниципальный уровень также играет важнейшую  роль в осуществлении социальной политики, поскольку в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности общества, что дает возможность наиболее полно учитывать потребности индивидов, оказывать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений.

   Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение.

    Развитию социальной политики посвящена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Она включает в себя:

  • основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
  • стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
  • формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
  • цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
  • цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
  • параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

       Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

В сфере развития человеческого потенциала Концепция предполагает реализацию следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодежная политика; развитие пенсионной системы; экологическая безопасность экономики и экология человека. Концепция является первым документом такого уровня и масштаба в нашей стране. Реализация положений Концепции позволит России в 2015 - 2020 годах войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

       2.1.Основные задачи региональной  социально – экономической политики в области сельского хозяйства

       Стратегия социально-экономического развития УР на период 2005-2009 годы и на период до 2014 года является продолжением успешной реализации Программы «Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы», сохранением, укреплением и приумножением достигнутых положительных тенденций в социально-экономическом развитии республики. Так, за период ее реализации с 2001 по 2003 годы валовый региональный продукт увеличился на 35 %.

      В Удмуртии с 2000  по 2011гг. осуществлялась реализация 2 федеральных и 5 республиканских целевых программ. Это «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики», «Корма», «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики», «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики», «Социальное развитие села», включая подпрограмму «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики». Целевые программы позволяют решать вопросы формирования эффективного сельскохозяйственного производства, развивать приоритетные направления, взаимоувязаны и интегрируются в комплексную систему мероприятий государственной поддержки, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. В последние годы в сельском хозяйстве республики наблюдается устойчивая тенденция роста производства, которая представлена в виде диаграммы в приложении 1.

       В агропромышленном комплексе республики за последние годы сделан значительный шаг вперед, происходит его стабильное развитие. Сельхоз товаропроизводители и предприятия переработки обеспечивают потребности населения республики в  мясных и молочных продуктах, птицефабрики республики  полностью  удовлетворяют местный рынок в яйце.          Стратегической целью государственной политики  в сфере агропромышленного комплекса является создание необходимых организационно-экономических условий для повышения устойчивости и эффективности агропромышленного производства и на этой основе насыщения рынка продовольствием, улучшения основных социальных параметров жизни на селе. Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих основных задач. Реализация первоочередной задачи совершенствования организационно-экономической структуры АПК должна осуществляться по следующим приоритетным направлениям формирования эффективного механизма хозяйствования:

- формирование  у сельских тружеников рыночного  мировоззрения и мышления собственника,  как определяющего условия эффективного  хозяйствования;

- финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- внедрение оптимальных моделей внутрихозяйственных отношений, форм организации производства и труда;

- передача имущества  разорившихся предприятий  собственникам,  способным организовать эффективное  производство;

- привлечение  для работы в сельской местности  кадров, обладающих высокой профессиональной подготовкой, деловыми качествами и адаптированных к рыночным преобразованиям;

- приведение структуры производства в соответствии с требованиями рыночной и общеэкономической конъюнктуры;

- совершенствование  системы государственной поддержки агропромышленного производства.

    Задача развития межхозяйственной кооперации и вертикальной интеграции в АПК предполагает следующие приоритетные  направления  деятельности:

- сельскохозяйственная  производственная кооперация по  производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции;

-  сельскохозяйственная  кредитная  кооперация;

-  потребительская  кооперация для сбыта сельскохозяйственной  продукции, произведенной в личных  подсобных хозяйствах;

- развитие  агропромышленных  формирований, объединяющих эффективное производство, закупку, транспортировку, переработку и реализацию продукции на основе взаимовыгодных отношений.

      Повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий АПК  будет достигаться за счет:

- централизации   инвестиций на приоритетных направлениях, определенных республиканскими  целевыми программами;

-  конкурсного   подхода  к  финансированию  инвестиционных проектов;

- создания условий  для формирования новых источников  инвестиций и кредитных ресурсов, в том числе разработка  механизмов гарантирования и страхования инвестиций, возврата кредитов;

- возмещение  за счет средств  бюджета  республики  части процентной  ставки по коммерческим  инвестиционным  кредитам;

- формирования  благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе путем организации республиканских выставок и участия  в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов.

Информация о работе Социально – экономическая политика государства (региона) в сельском хозяйстве