Социально – экономическая политика государства (региона) в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей социально - экономической политики государства (региона) в области сельского хозяйства. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение социально – экономической политики РФ;
- изучение региональной социально – экономической политики в области сельского хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

СЭ политика РФ.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

 

  ВВЕДЕНИЕ

    Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в основном законе страны социальных гарантий. Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием общества. Социальная и экономическая политика государства – взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития национального хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализующего.

   Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

    Немало  важную роль для государства  играет социально – экономическая  политика и в области сельского хозяйства. Особенно для России, имеющей огромнее посевные площади, луга и поля для развития животноводства. К сожалению, на данный момент сельское хозяйство РФ находится не в лучшем

состояние. Вывести сельское хозяйство на новый уровень можно только при

эффективной социально-экономической  политики со стороны государства  и регионов. Сельское хозяйство должно стать конкурентно способным, так как недавнее вступление России в ВТО будет способствовать продвижению на российский рынок дешевой, но не всегда качественной сельхоз продукции.

    Таким  образом,  данная тема курсовой  работы является актуальной на  данный момент.

     Объектом изучения курсовой работы является Российская Федерация и Удмуртская Республика. Предметом исследования курсовой работы является социально – экономическая политика России и Удмуртии в сельском хозяйстве. 

   Целью курсовой работы является изучение особенностей социально -  экономической политики государства (региона) в области сельского хозяйства. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучение социально – экономической политики РФ;

- изучение региональной социально – экономической политики в области сельского хозяйства.

    Для изучения темы курсовой работы использовались труды отечественных авторов, периодическая литература, а также нормативно-правовые документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ

      1.1.Сущность, цели, задачи и основные  направления социально – экономической  политики РФ

    Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий.  К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается, но отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

      Сущность социально - экономической политики исходит из общественных и экономических отношений индивидуумов, в поддержании их между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Надо отметить, что социально- экономическая политика государства тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Социально-экономическая политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную и экономическую сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. При определённом влиянии государства на социальную политику, эти действия будут влиять и на экономику страны. И, наоборот, при влиянии государства на экономику страны эти влияния будут отражаться на социальных проявлениях жизни общества.

Сферы жизнедеятельности  общества:

   Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы;

Социальная  — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга;

Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии;

Духовная —  отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

    Социальная - экономическая политика государства охватывает все вышеперечисленные сферы жизни общества, которые взаимосвязаны. Именно поэтому любые изменения, действия в данных сферах общества, влияют на практически каждого индивидуума в отдельности, и на общество в целом. 

   Всё вышеперечисленное позволяет  рассмотреть социально-экономическую политику как часть государственного управления, объектом которого является социальная, экономическая сфера жизни людей. В силу специфики этих сфер как объекта управления  социально-экономической политика также является специфическим воздействием.

   Основные цели, которые государство ставит перед собой, при проведении   социально-экономической политики является:

  1. Рост экономики, улучшение экономической обстановки в стране;
  2. Уменьшение напряжённости в обществе;

     3)Модернизация государства;

Кроме  этих (основных) целей государство также  преследует:

- Воспроизводство членов общества;

- Социализация — передача индивидам установленных в данном            обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.;

- Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти;

- Управление и контроль осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

- Формирование позитивного имиджа страны, как на мировой арене, так и внутри неё;

- Уменьшение дифференциации доходов, и расслоения общества;

- Повышение конкурентоспособности производимых товаров.

    Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.

    Государство осуществляет необходимые преобразования, осуществляя социально-экономическую политику, в соответствии с поставленной на данном этапе развития государства и общества целью.  При помощи как экономических, административных и социальных рычагов, так и при помощи   налоговой системы, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществление государственных социальных и экономических программ, политических, образовательных, экономических и т.д. В России сейчас активно практикуется введение социальных программ или национальных программ и национальных проектов, действующих по масштабности на всю Российскую Федерацию.

 Основные  направления  социально-экономической  политики:

I. Обеспечение всем трудоспособным  гражданам благоприятных условий труда.

1. Либерализация бизнеса  (ослабление регулирования бизнеса  государством, увеличение «свобод»  бизнеса).

2. Поощрение  малого предпринимательства.

3. Поддержание высокой  занятости.

4. Регулирование  трудовых отношений.

II. Определение  стандарта благосостояния для  всех членов общества.

1. Перераспределение  доходов посредствам социальных  трансфертов и введение прогрессивного  налогообложения.

2. Пенсии и  пособии нетрудоспособным, малообеспеченным  и безработным.

3. Общее образование и медицинская помощь.

   Социальная политика государства – весьма важный инструмент макроэкономического регулирования, требующий очень осторожного и гибкого применения. С формированием системы социальных стандартов особое значение приобретают такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, многовариантность набора, возможность взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, выбор наиболее рационального (целесообразного) варианта, меры государственного и муниципального регулирования рынка услуг. Немало важную роль играет установление состава государственных, социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Современная социально-экономическая политика в России имеет следующие уровни:

- высший уровень, т.е. государственная стратегия социального развития, основу которого составляет единая стратегия, направленная на выравнивание уровня благосостояния и социально-экономической безопасности граждан в целом по стране, а также граждан, проживающих в различных регионах;

- межрегиональная государственная политика, реализуемая на основе крупномасштабных программ и проектов на территории федеральных округов и координации действий региональных администраций;

- региональная политика, основу которой составляет решение социальных проблем субъектов федерации на базе развития региональных факторов производства;

- локальная политика местного самоуправления, в основе которой стоит задача обеспечения должного уровня социальной муниципальной сферы;

- корпоративная политика - стимулируемая государством деятельность крупнейших корпораций, основу которой составляют опорные сети представительных структур в регионах и доведение до потребителей корпоративных товаров и услуг по стандартам международного уровня, а также меры, направленные на повышение благосостояния и социальных гарантий работников корпораций и жителей территорий, где корпорации осуществляют свою работу.

 

     1.2.Законодательная и нормативно – правовая база социально – экономической политики РФ

       Для формирования и реализации социальной политики используются различные механизмы: правовые, финансовые, налоговые, административные, политические.

Правовой механизм обеспечивается законодательной ветвью государственной власти путем создания законодательной и нормативной базы, прежде всего, в части социальной защиты населения и функционирования систем социального страхования.

Нормативно-правовую базу реализации социальной политики Российской Федерации можно разделить на три группы:

  1. Федеральные нормативно-правовые акты, включающие федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Эта группа включает в себя системообразуюшие документы, составляющие основу государственной социальной политики, а также нормативные документы текущего характера, определяющие условия исполнения первых. Разрабатываются государственными органами законодательной и исполнительной власти.
  2. Региональные нормативно-правовые акты, включающие региональной законодательство в указанной сфере, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная группа включает документы, конкретизирующие условия осуществления социальной политики в конкретных субъектах РФ.
  3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, определяющие специфику реализации социальной политики на местном уровне.

       Федеральные нормативные и правовые акты носят концептуальный характер, определяя основные направления и принципы реализации социальной политики, в то время как региональное законодательство и акты органов местного самоуправления направлены на установления конкретных механизмов осуществления социальной политики.

Информация о работе Социально – экономическая политика государства (региона) в сельском хозяйстве