Социально – экономическая политика государства (региона) в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей социально - экономической политики государства (региона) в области сельского хозяйства. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение социально – экономической политики РФ;
- изучение региональной социально – экономической политики в области сельского хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

СЭ политика РФ.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

Так, например, важным правовым механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются на законодательном уровне.

Социальный стандарт –  минимально необходимый уровень  удовлетворения социальных потребностей населения (минимальный уровень оплаты труда, минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат, обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств и т.д.).

    В связи с этим, в задачи федерального уровня власти входит разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ на основе государственных минимальных социальных стандартов разрабатывают региональные социальные стандарты и нормы с учетом специфики территории.

      В свою очередь на муниципальном уровне конкретизируются методы, способы и механизмы реализации стандартов, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

    На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Немаловажным  механизмом социальной политики является финансовый.

Финансовый  механизм представляет собой инструмент образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, осуществляющих эти функции.

Данный механизм включает:

1. Блок регулирования  финансового обеспечения части  собственно социальной политики (нормативы обязательных страховых  платежей социального характера,  расходные статьи утверждаемых  законодателями бюджетов различных уровней и т. п.).

2. Блок финансовых  ресурсов для государственной  поддержки (в случае возникновения  такой необходимости) производителей  товаров и услуг, которые 

удовлетворяют платежеспособный спрос населения, государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы, реализацией природоохранных и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения.

Налоговые механизмы социальной политики предполагают использование налоговых рычагов и стимулов для ориентации хозяйствующих субъектов на проведение адекватной социальной политики и повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.

Важным условием реализации налогового механизма является не просто его фискальная направленность, выполняющая функции социального вспомоществования и обеспечения минимальных социальных стандартов, но и активная реализации социально-экономических функций, направленных на более полное соблюдение принципа социальной справедливости. Так, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.). Здесь же возможно применение льготного налогообложения в отношении хозяйствующих субъектов, использующих труд уязвимых категорий граждан (инвалидов, пенсионеров), или осуществляющих мероприятия, способствующие улучшению качества жизни общества (например, экологической направленности или связанных с обустройством определенных территорий).

Следует отметить, что применение таких рычагов и стимулов должно подкрепляться законодательно закрепленными жесткими санкциями за несоблюдение соответствующих норм.

Административный  механизм основан на реализации актов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления муниципальных образований. Сущность данного механизма заключается в административном воздействии на субъекты социальной политики в части соблюдения ими норм государственного законодательства, а также включает в себя решения, направленные на повышение уровня социальной поддержки населения сверх установленного государственным законодательством либо изменяющие порядок социальной поддержки отдельных категорий населения без увеличения общего объема финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.

 Политический механизм социальной политики включает в себя: политические решения, привлечение к реализации социальной политики политических партий, общественных и религиозных объединений, лоббистскую деятельность.

Рассматривая различные  механизмы реализации социальной политики, важно отметить прерогативу правового механизма, т.к. именно он определяет специфику всех остальных.

  Каждый механизм социальной политики имеет свои особенности, сферы воздействия и границы использования, что обусловливает необходимость их комплексного применения. При этом механизмы, находящиеся в одном инструментальном поле, не должны противоречить друг другу и изменяться по возможности синхронно, и они не должны, с одной стороны, тормозить новые эффективные формы социальных отношений, уже развитых самим обществом, а, с другой стороны, их использование должно стимулировать новые формы социальных отношений, самостоятельное  развитие которых обществом невозможно.

       Существенное значение для формирования социальной политики имеет создание ее нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране и регламентированию социальной помощи населению. Наиболее полное представление о правовой защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Они определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т. д. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д.

     Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие – все это во многом оказало влияние на становление российской модели социальной политики.

        Правовые основы социальной политики Российской Федерации в значительной мере основываются на достигнутом в прошлые годы сравнительно высоком уровне социального развития нашей страны. Союз Советских Социалистических Республик изначально создавался как государство, в котором на конституционном уровне закреплялось обеспечение социальных прав населения (установление основных законов о труде; установление общих начал в области народного просвещения; установление общих мер в области охраны народного здравия).

     В Конституциях (Основных Законах) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. и 1977 г. были закреплены основные социальные права граждан, в том числе: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, право на материальное обеспечение в старости, право на жилище, право на образование, право на пользование достижениями культуры и т.д. Кроме того, Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г., содержала главу «Социальное развитие и культура», которая определяла базовые направления развития социальной сферы в СССР:

  • развитие человеческого капитала;
  • социальное развитие села;
  • охрана и улучшение условий труда;
  • развитие государственных систем здравоохранения, образования, коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.д.

    Реализация конституционных прав граждан осуществлялась в рамках союзного и республиканского законодательства, актов органов исполнительной власти всех уровней, местных советов. Стоит отметить, что правовые основы социальной политики СССР, получили свое развитие в законодательстве Российской Федерации. Правовые основы социальной политики СССР находили свое воплощение в реализации пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. К середине 70-х годов ХХ века в СССР был, достигнут достаточно высокий уровень безвозмездного социального обеспечения населения (бесплатное народное образование (начальное, среднее, высшее), бесплатное здравоохранение, развитое социальное обеспечение населения и др.).

   Конституция Российской Федерации является фундаментальным актом, на основании которого формируется социальная политика государства. В отличие от Конституции СССР 1977 г., Конституция Российской Федерации не располагает отдельными главами, раскрывающими направления социальной политики государства. Вместе с тем, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, наша страна провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Законодательство Российской Федерации в сфере социальной политики определяет основные направления обеспечения прав граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции. В этой связи действующее российское законодательство в области социальной политики, можно условно классифицировать, взяв права граждан, гарантированные статьями 37 - 44 Конституции Российской Федерации, в сфере:

     1) трудовых отношений и прав граждан на отдых (Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. 28.07.2012)); Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 219-ФЗ), Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме» (ред. от 30.11.2011) и др.);

      2) охраны материнства и детства (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 07.03.2011), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 21.11.2011), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011), и др.);

     3) социального обеспечения (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (ред. от 20.07.2012), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.07.2012), и др.);

    4) жилищной политики (Жилищный кодекс РФ, Закон Российский Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011), Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2008), Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ред. 4.12.2007), и др.);

     5)  здравоохранения (Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (ред. от 18.07. 2008), Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», и др.);

   6) экологии (Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» (ред. 30.11.2011), Федеральный закон от  
30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. 28.12.2010) и др.);

    7) образования (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.  
№ 3266-1 «Об образовании» (ред. 23.07.2012), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» (ред. 06.10.2011), и др.);

    8) культуры (Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и др.);

      9) сельского хозяйства (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ

"О развитии  сельского хозяйства" (ред. 28.02.2012); Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (ред. 21.06.11); ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.08.95 N 123-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О племенном животноводстве» и др.).

Информация о работе Социально – экономическая политика государства (региона) в сельском хозяйстве