Геополитика государств Южной и Юго-Восточной Азии (на примере Индии)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:38, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение геополитики государств Южной и Юго-Восточной (на примере Индии).

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:

•дать характеристику Южной Азии как отдельного геополитического региона и показать роль и место Индии в региональной системе;
•рассмотреть американо-индийские отношения;
•изучить перспективы сотрудничества России и Индии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Роль и место Индии в Южной Азии как отдельном геополитическом регионе…………………………………………………………………………5
2.Американо-индийские отношения……………………………………10
3.Сотрудничество Индии и России……………………………..………13
Заключение……………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, неприятие Индией норм режима ядерного нераспространения обуславливается, в первую очередь, системным противоречием между ее установленным статусом и стремлением к утверждению в качестве великой державы в системе постбиполярного мира. Решение проблемы «вписывания» Индии в режим нераспространения напрямую зависит от интеграции Дели в систему нового мирового порядка. Позиция Вашингтона является определяющей для реализации индийского стремления к повышению своего международного статуса.

    1. Американо-индийские отношения

    Политический  авторитет Индии на мировой арене  продолжает расти, страну считают наиболее вероятным кандидатом в постоянные члены Совета Безопасности ООН и в «Большую восьмерку». [3, с.128]

    Улучшаются  двусторонние индийско-американские отношения, изменения внешнеполитического  курса США в Южной Азии весьма позитивны для Индии. Кардинально  пересмотрен Вашингтоном подход к кашмирской проблеме. Белый дом больше не считает необходимым проведение плебисцита в Кашмире (на чем настаивает Пакистан) и выступает за урегулирование в рамках Симлского соглашения 1972 года (согласно которому проблема должна решаться путем двусторонних переговоров. – Ред.), хотя и оказывает давление на Дели по вопросу о соблюдении прав человека в Кашмире и Пенджабе.

    В 1999-м Вашингтон фактически поддержал  Индию во время индийско-пакистанских столкновений, а Билл Клинтон потребовал от Исламабада прекратить военные действия. В марте 2000 года в ходе своей поездки по Южной Азии президент США впервые возложил ответственность за непрекращающееся насилие в Кашмире на «определенные лица» в пакистанском правительстве. Соединенные Штаты перестали оказывать военную поддержку Пакистану, что, по сути, означало исчезновение противоречий между США и Индией в Южной Азии.

    После известных событий 11 сентября 2001-го резко интенсифицировалось сотрудничество обеих стран в противодействии  терроризму. Регулярно собирается совместная рабочая группа по борьбе с терроризмом, в посольствах приступили к работе специальные отделы, занимающиеся этим вопросом; проводятся совместные консультации по Афганистану. Правда, в Индии весьма недовольны параллельной активизацией американо-пакистанских отношений, особенно в военно-политической сфере в связи с борьбой против «Аль-Каиды».

    После прихода к власти Джорджа Буша-младшего эксперты, учитывая традиционно более  жесткую, чем у демократов, позицию  республиканцев в отношении КНР, заговорили о возможности создания треугольника Вашингтон – Токио – Дели. Администрация США отрицает, что развитие американо-индийских связей нацелено на сдерживание Китая, однако это стремление у Вашингтона, бесспорно, присутствует. В феврале 2006 года в ежеквартальном обзоре Пентагона была, по существу, объявлена цель превратить Индию в «фактического» союзника для завершения «окружения» Китая. [3, с.130]

    Внутриполитическая  ситуация воздействует на курс Дели в  отношении единственной сверхдержавы. Националистическая Бхаратия джаната парти занимает достаточно критическую позицию, когда дело касается Америки. Если же говорить о партии Индийский национальный конгресс, то она удерживает власть только благодаря поддержке левоцентристов. Среди левых же большинство составляют коммунисты, а КПИ и КПИ(м) однозначно выступают за укрепление индийско-китайских отношений и ограничение связей с Соединенными Штатами.

    В последнее десятилетие военно-политическому  сотрудничеству между Дели и Вашингтоном  приданы дополнительные импульсы. Созданы двусторонние координационные комитеты. В 2002-м после шестилетнего перерыва возобновились совместные учения ВМС обеих стран в бассейне Индийского океана, особенно масштабные год спустя – с участием уже атомных подводных лодок. В феврале 2003 года достигнута договоренность об упрощении правил экспорта в Индию американских технологий «двойного назначения». США рассчитывают в будущем потеснить Россию на индийском рынке вооружений. Идут переговоры о продаже новейшего военного оборудования (в том числе 126 многоцелевых истребителей).

    Более всего двусторонние отношения осложняла  ракетная и ядерная программа  Индии. Вашингтон неоднократно призывал Дели подписать Договор о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО) и заключить  двустороннее или региональное соглашение с Пакистаном и другими странами. Соединенные Штаты резко осудили индийские ядерные испытания в 1998-м. В соответствии с принятым в США Законом о предотвращении ядерного распространения (Nuclear Non-Proliferation Act вступил в силу в 1994 году) против Индии сразу были введены экономические санкции. Правда, впоследствии Вашингтон постепенно их отменял, а полностью они были сняты после событий 11 сентября 2001-го.

    Более того, в декабре 2006 года Джордж Буш  подписал одобренный американским Конгрессом Закон о мирном сотрудничестве США и Индии в области атомной энергии, касающийся поставок ядерных топлива и технологий даже в том случае, если страна не присоединится к ДНЯО.

    В течение всего постбиполярного  периода происходил почти постоянный рост индийско-американского торгового оборота. Соединенные Штаты – главный рынок для сбыта индийских товаров. Правда, в относительных цифрах их доля упала с 30 % всего экспорта Индии в 2000-м до 16,7 % в 2005 году. США (наряду с Маврикием) являются и основным инвестором в индийскую экономику, а также исключительно важным поставщиком технологий. [3, с.134]

    Однако  перспективы отношений далеко не безоблачны. На глобальном уровне все-таки происходит рост (пока латентный) конфликтного потенциала, связанный с расхождениями  по вопросам геополитики (индийское правительство периодически публично осуждает конкретные действия Вашингтона) и геоэкономики. Закончился период некоторой растерянности Дели, вызванной крахом биполярной системы. Индия начала противодействовать экономической глобализации в тех ее проявлениях, которые негативно сказываются на положении развивающихся стран.

    Таким образом, индийско-американские отношения  строятся на жестко прагматических расчетах. Духовно, по своему менталитету, среднестатистический индиец гораздо лучше относится к России, чем к США. Они с благодарностью помнят ту огромную экономическую помощь, которую СССР оказал Индии в конце 1950 – начале 1960-х гг. Сейчас расширение индийско-американских отношений может сыграть положительную роль для России. Еще более окрепнув экономически, Индия может оказывать помощь России. 

    1. Сотрудничество  Индии и России
 

    Индийский субконтинент никогда не уходил из сферы интересов российской дипломатии. Исторический курс Москвы на евро-американское сосуществование совсем не противоречит интересам РФ в Южной Азии.

    Российско-индийская  дружба является наглядной демонстрацией  того, чего можно достичь, если цели политиков двух великих народов с богатейшей историей и культурой совпадают, особенно в дни нового века и тысячелетия. К настоящему времени между Москвой и Дели заключено более 70 межправительственных соглашений и документов в важнейших областях сотрудничества: торгово-экономической, технологической, военной и т. д.

    В 1993 г. между Россией и Индией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В его развитие разработан еще один важный политический документ – Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия. [4, с.417] Эта Декларация – основной документ, определяющий сотрудничество двух стран в новом миллениуме. Декларация – веское слово «двух держав в пользу становления многополюсного миропорядка, построенного на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве. Принципиально важно, что Декларация практический документ не только в двухстороннем измерении, но и в глобальном аспекте».

    В последние годы ушедшего века и сейчас Москва и Дели выступают за то, чтобы  тенденция к многополюсности стала главной в формировании новой системы геополитических отношений. Лидеры России и Индии неоднократно подчеркивали, что они выступают против того, чтобы делить страны мира на «ведущие» и «ведомые», против односторонних решений ключевых проблем политики и экономики к выгоде лишь узкой группе государств. Нас объединяет стремление обеспечить всем народам право самим определять выбор социального, политического и экономического развития, свою судьбу.

    Активизируются  связи между Москвой и Дели в области военно-технического сотрудничества. В суммарном объеме экспорта российских вооружений на долю этой страны пришлось более 30% всех экспортных поставок России. В портфеле заказов Рособоронэкспорта индийские контракты также составляют 1/3. В начале и середине 1990-х гг. Россия в основном продавала Индии готовые вооружения, а затем та заказывать российским оружейникам технику по новым, уникальным проектам. Наиболее масштабные среди них – контракты на строительство трех фрегатов. Стоимость контракта составляет более 1 млрд долл.

    В конце мая 2001 г. со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге был спущен на воду последний (третий) фрегат из серии боевых кораблей, строящихся по заказу Индии. Корабли проходят швартовые и ходовые испытания систем и механизмов. Первый фрегат Индия получила в мае 2002 г. Корабли оснащены новейшими образцами вооружений и по своим параметрам соответствуют, а по некоторым даже превосходят зарубежные аналоги. Так, зарубежных аналогов ракет системы «Клаб-Н», которыми вооружены индийские фрегаты, не существует. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

    С вводом в боевой состав национальных ВМС трех фрегатов Индия получила возможность эффективного решения  широкого круга задач как в  морской, так и в океанской  зоне. [4, с.418] В дуэльной ситуации с новейшими многоцелевыми подводными лодками фрегат данного проекта гарантированно уничтожит субмарины на дистанции, с которой те не смогут произвести пуск торпед. В классическом морском бою один фрегат, используя штатное вооружение, способен разгромить отряд надводных кораблей.

    Подписан  крупный контракт на поставку Индии 310 танков Т-90С – на 806 млн долл. Срок реализации контракта составляет восемь-десять лет. В соответствии с достигнутым соглашением 124 танка поставлены как готовые изделия в 2001–2003 гг., остальные 186 машин будут собираться по лицензии в городе Авади. По требованию Дели русские специалисты провели испытания трех танков Т-90С в пустынных и горных районах Северной Индии в крайне тяжелых климатических условиях. «Контрактом века» назвали специалисты и СМИ договоренность с Индией в сфере авиации. Речь идет об организации лицензионного производства в Индии 140 многофункциональных истребителей СУ-30 МКИ стоимостью 3,3 млрд долл. Срок реализации контракта составляет 17 лет. Контракт позволит Дели освоить принципиально новые технологии и продвинуть собственные авиастроительные программы. Подписан контракт на поставку в Индию партии вертолетов К-31, самолетов МИГ-29К. Эта машина корабельного базирования оснащена мощным радаром, позволяющим контролировать воздушное и морское пространство в радиусе до 150 км.

    Итак, можно утверждать, что между Россией  и Индией хорошо складывается политическое взаимодействие, налажено широкомасштабное сотрудничество в военно-технической  и научно-технической областях. Однако уровень экономического сотрудничества не соответствуют потенциалу двух стран, их возможностям и потребностям. Взаимный товарооборот без учета военно-технического сотрудничества, которое динамично развивается на основе долгосрочной программы до 2010 г., составляет сейчас всего около 1,5 млрд долл. Доля России во внешнеторговом обороте Индии сократилась до 1,7%, в то время как в начале 1990-х гг. она составляла около 10%, а товарооборот превышал 5 млрд долл.

    Среди негативных моментов в торгово-экономической сфере необходимо прежде всего отметить преобладание традиционных товаров и узость в номенклатуре взаимных поставок (объемы экспорта российского комплектного оборудования в 2003 г. составили всего около 40 млн долл.), а также низкая эффективность сотрудничества в инвестиционной сфере. В Индии зарегистрировано 24 предприятия с российскими инвестициями, преимущественно лицензионного и торгового характера, общим объемом капиталовложений примерно 10 млн долл. Накопленный объем индийских инвестиций в российскую экономику также незначителен (на конец 2003 г.– 3 млн долл.). В России зарегистрировано более 200 коммерческих организаций с участием индийского капитала, действующих в основном в сфере торговли и услуг, а также в производстве продуктов питания, медикаментов и легкой промышленности.

    Из России традиционно экспортируются минеральные удобрения, цветные и черные металлы, газетная бумага, уголь, кокс, химические продукты и другие сырьевые товары – более 80% всего объема экспорта. Доля машин, оборудования и транспортных средств (авиатехника, металлорежущие станки, электротехника) в последние годы сократилась до 6% в год, но в 2003 г. составила примерно 15%. Возросли поставки кокса, золота, металлических руд и синтетического каучука. [4, с.420] Основные статьи импорта из Индии – чай, кофе, рис, табак, соевый шрот, фармацевтические и парфюмерные товары, текстиль и кожгалантерея. Сельхозпродукция в 2003 г. составила около 40% стоимости импорта, хлопчатобумажная пряжа, ткани и одежда – 22%, фармацевтическая продукция – 11%, машино-техническое оборудование – 5%.

    Более успешному развитию экономического сотрудничества между двумя странами мешает то, что Индия иногда инициирует антидемпинговые расследования, дискриминирующие российский бизнес. Это связано с тем, что Индия в числе немногих стран не желает еще признавать рыночный статус российской экономики. Антидемпинговому преследованию чаще всего подвергаются товары машиностроения и химической промышленности.

Информация о работе Геополитика государств Южной и Юго-Восточной Азии (на примере Индии)