Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.

А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….…...3

1 Бюджет………………………………………………………………………………....……5

1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5

1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7

1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10

2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14

3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16

3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16

3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17

3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18

4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23

4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23

4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27

4.3 Источники покрытия государственного долга в РФ………………………………..28

4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31

Заключение ……………………………………………………………………………….......33

Список использованных источников…………………....……………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая точно по ГРЭ (2).docx

— 81.30 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………………….…...3

1  Бюджет………………………………………………………………………………....……5

     1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5

     1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7

     1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10

2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14

3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16

    3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16

    3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17

    3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18

4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23

    4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23

    4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27

    4.3 Источники покрытия  государственного долга в РФ………………………………..28

    4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31

Заключение  ……………………………………………………………………………….......33

Список использованных источников…………………....……………………………….....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается  настоящая война за бюджетные  дотации и финансирование. Эта  война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической науке, требующим  большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и политиков, но и рядовых граждан. Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику--политику бюджетного дефицита.

            В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.

            А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1  Бюджет   

    1. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства    

          Российской Федерации         

                                    

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения  доходов и собственности, между  центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных  заказов.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся  формы управления и взаимоотношений  между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной  собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.1

Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную  трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов  хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в  системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств  значительно сократило сферу  своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между  законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей  регламентации  бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты, что явилось  важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении  действовали переход к налогам  как главному способу обеспечения  доходов бюджета, отмена монополии  на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и  т.пВсе это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе  России, и в ее бюджетном устройстве.

 БК РФ  дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.2

Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее государственным  устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два  уровня - государственный бюджет и  местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты  нижестоящих уровней (нижестоящих  государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты вышестоящих  уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

 

    1. Принципы бюджетной системы

 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. сбалансированности бюджета;
  6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  8. гласности;
  9. достоверности бюджета;
  10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  1. право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  5. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  6. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга