Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.

А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….…...3

1 Бюджет………………………………………………………………………………....……5

1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5

1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7

1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10

2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14

3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16

3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16

3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17

3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18

4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23

4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23

4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27

4.3 Источники покрытия государственного долга в РФ………………………………..28

4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31

Заключение ……………………………………………………………………………….......33

Список использованных источников…………………....……………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая точно по ГРЭ (2).docx

— 81.30 Кб (Скачать документ)

Главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека. Это  расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство  — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.

Роль местных  бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Одним из главных  направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

 

  1.  Проблема бюджетного дефицита и государственного долга

         4.1 Понятие и обслуживание государственного долга

 

Проблема  государственного долга не является чем-то новым ни в научном, ни в  практическом плане. Категории, связанные  с государственным долгом уже  заняли прочное место в многочисленных словарях и справочниках, где в  зависимости от политической конъюнктуры  им даются конъюнктурные же толкования.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается  и превращается в государственный  долг. Его приходится выплачивать  с процентами. Говорят, что сегодняшние  государственные займы — это  завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики  являются владельцами государственных  ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату  государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов  не удается полностью выплачивать  проценты и в срок погашать государственные  займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все  к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие  новые.

   Государственный  долг подразделяется на внутренний  и внешний, а также краткосрочный  (до одного года), среднесрочный  (от одного года до пяти лет)  и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные  долги. По ним вскоре приходится  выплачивать основную сумму с  высокими процентами. Такую задолженность  можно пролонгировать, но это  связано с выплатой процентов  на проценты. Государственные органы  стараются консолидировать краткосрочную  и среднесрочную задолженность,  т.е. превратить ее в долгосрочные  долги, отложив на длительный  срок выплату основной суммы  и ограничившись ежегодной выплатой  процентов. В ряде стран существуют  специальные управления государственного  долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение  и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов подолгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.

Внутренний  долг государства – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Предметом особого  внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической  деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют  неохотно и под более высокие  проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно  правительства  стран-должников принимают все  возможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько  путей.

- Выплата  долгов за счёт золотовалютных  резервов.

- Консолидация  внешнего долга, которая означает  превращение краткосрочной и  среднесрочной задолженности в  долгосрочную, т.е. перенос предстоящих  в скором времени платежей  на отдалённое будущее.

- Сокращение  внешнего долга путём конверсии  – превращение его в долгосрочные  иностранные инвестиции.

В СССР в послевоенные годы ставка делалась на быстрое восстановление народного хозяйства, сбалансированное развитие его отраслей, которые, по представлениям тогдашних политиков  позволили бы расплатиться с кредиторами (населением). Расчеты на подобные источники  погашения государственного долга  являются следствием чрезмерно политизированной экономики. В странах же с рыночной экономикой существует два принципиально  отличающихся источник погашения государственного долга. Первый источник погашения ранее  сделанных долгов - это формирование новых, более крупных займов, за счет которых производится расчет с кредиторами (возврат долга и расчет по процентам) и формирование новых дополнительных средств для покрытия государственных расходов. При этом возникает ситуация, известная ныне как “эффект обратной пирамиды”, которая ведет к постоянно растущему государственному долгу и порождает необходимость все новых и новых займов.

Правомерна  ли такая экономическая практика? Однозначного ответа на этот вопрос нет, подобно тому, как и бюджетный дефицит, ради покрытия которого часто и формируется государственный долг, явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос является, ли подобный дефицит злом нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решать, по крайней мере, две проблемы:

1) определить, порожден ли дефицит спадом  или является следствием финансовой  политики государства; 

2) выяснить, уменьшает  дефицит частные инвестиции или  поощряет их.

Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны рассмотреть  понятия: циклического и структурного дефицитов:

Циклический дефицит - это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения  производства, структурный - это дефицит, возникающий в результате сознательно  принимаемых правительством мер  по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью  предотвращения спадов В первом случае дефицит, скорее зло, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании  производственных возможностей общества;

Структурный дефицит, если он является продуктом  здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать  существенную помощь в недопущении  резких колебаний экономической  конъюнктуры.

Вторая проблема связана с так называемым “эффектом  вытеснения” частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с  методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия  кредитных денег и выпуск государственных  займов. Что касается эмиссии кредитных  денег, то она еще больше усиливает  инфляцию, ухудшает состояние денежного  обращения, вызывает тяжелые последствия  в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Каким образом? Выпуск государственных  ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок  отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности  частных лиц, вытесняя часть потенциальных  инвестиций. Однако “эффект вытеснения”  становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  и ограниченности ресурсов. А вот  в экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной политикой  скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Экономические последствия внешнего государственного долга можно свести к следующим  четырем моментам:

- необходимость  обслуживать внешний долг, что  при крупном его объеме означает  существенное сокращение возможностей  потребления для населения данной  страны;

- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению  частного капитала, что может  ограничить дальнейший рост экономики; 

- увеличение  налогов для оплаты растущего  государственного долга выступает  в качестве антистимула экономической  активности;

- перераспределение  дохода в пользу держателей  государственных облигаций. 

Объективным следствием роста государственного долга является необходимость организаций  системы управления этим долгом, под которым понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов, выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидаций займов, определением ставок процента по государственным кредитам, погашением ,ранее выпущенным займам, срок действия которых истек, а также отысканием альтернативных источников погашения долга.

Вторым источником погашения долга является прибыль, получаемая в результате успешного  инвестирования аккумулируемых средств  в проекты, сулящие солидные прибыли (разработка новых месторождений  ископаемых, создание мощной бизнес - инфраструктуры за счет которой расширяется налогооблагаемая база и т.п.).

Анализируя  «бремя национального долга» (Э.Аткинсон и Д.Стиглиц ) отмечают, что «вопрос  о том означает ли финансирование государственных расходов с помощью  займов большее бремя для будущих  поколений по сравнению с налогами, породил много путаницы... среди  экономистов», которая возникает  из-за того, что национальный долг рассматривают  по аналогии с частным долгом, что  справедливо для внешнего государственного долга, но не для внутренней задолженности.

«Нация, которая  должна другим нациям,... нищает или  обременяет себя точно также, как  человек, задолжавший другим людям», - пишет автор А.Лернер , - «Но это  не распространяется на национальный долг, когда нация находится в  долгу у граждан той же самой  нации... Мы должны его сами себе».

В литературе по рыночной экономике проблема государственного долга признается как существующая постоянно, поскольку современная  финансовая политика признает использование  несбалансированных бюджетов. Так, образование  государственного долга США значительно  возросшего во время второй мировой  войны, когда стояла задача переориентации значительной части ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства, стало предпочтительной альтернативой увеличению налогов, выпуску нужного количества денег или организации дефицитного финансирования. При этом, отмечается, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике получение средств для платежей по каким-то частям этого долга осуществляется рефинансирование долга посредством продажи новых облигаций. Отмечается также, что государство в смысле обслуживания государственного долга обладает эксклюзивными возможностями по сравнению с терпящими финансовый крах корпорациями. Однако рефинансирование по сравнению с ужесточением налогового бремени и инфляционной эмиссии денег признается более приемлемым и даже более того: государственный долг в силу того, что имеются государственные гарантии по его покрытию, превращается в своеобразный общественный актив и актив граждан-держателей государственных облигаций.

 

4.2  Бюджетный дефицит и его понятия

Доходы и расходы органов  государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит  или профицит

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга