Экологическая урбанизация Приднестровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Описание

В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат5.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

3. Принцип плановости  в развитии народного хозяйства и природопользования, куда включаются: народнохозяйственное планирование, учет потребностей в сырье и ресурсах, их плановое распределение, рациональное использование и др. (ст. 7 Конституции Венгрии, ст. 193 Конституции Югославии и т. д.).

4. Формулирование прав  и обязанностей юридических и  физических лиц по охране окружающей  природной среды. Причем важно,  что праву граждан на проживание в благоприятной окружающей среде корреспондирует конституционная обязанность по охране природы (ст. 87 и ст. 192 Конституции Югославия, ст. 34 Конституции Германия и т. д.).

5. Закрепление роли общественных  организаций и движений в защиту  природы (ст. 29 Конституции Германия, ст. 27 Конституции Румыния и др.).

6. Закрепление  единства принципов внешней и внутренней политики социалистических стран с природоохранными задачами государства и общества (ст. 20 Конституции Венгрия).

Очевидно, что одни и те же конституционные нормы и принципы могут лежать в основе как экологической политики государства в целом, так и текущего природоохранного законодательства.

Конкретное проявление конституционных  основ природоохранной деятельности можно проследить на примере некоторых  стран. Так, в Конституции Чехии внимание охране окружающей природной среды уделяется прежде всего в ст.15, где указывается, что государство проявляет заботу об улучшении и всесторонней охране природы Родины и сохранении ее красот с тем, чтобы создавать все большие условия для благосостояния народа, здоровья трудящихся, их отдыха. Из приведенного положения вытекает, что в Конституции Чехии охране окружающей природной среды не только придается важное значение, но и одновременно создаются широкие возможности для практического обеспечения и выполнения этой задачи. Поэтому охрана среды понимается в Чехии как сознательная и целенаправленная деятельность государства, которая не ограничивается только сохранением ценностей, созданных природой. Сюда входит также и забота о рациональном использовании природных ресурсов, и усилия, направленные на улучшение свойств окружающей природной среды в целом и ее отдельных компонентов. В соответствии со ст. 23 Конституции Чехии все граждане имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь; очевидно, что надлежащее обеспечение такого конституционного права граждан тесно связано с поддержанием оптимального качества компонентов природной среды. В Конституции также подчеркивается приоритет здравоохранительной деятельности социалистического государства, поэтому к этому приоритету должны "приспособиться" все остальные направления функционирования общества, в первую очередь его экономическая политика).

      В Конституции Германии охрана  природы объявляется основной  заботой государства и всего  общества. В ст. 15 Конституции говорится,  что в интересах благосостояния граждан государство и общество заботятся об охране природы: содержание в чистоте воды и воздуха, охрана флоры и фауны, природных красот Родины должны обеспечиваться компетентными органами и являются, помимо этого, обязанностью каждого гражданина.

В Конституции Венгрии закреплено отношение к природе и ее богатствам как всеобщему достоянию венгерского народа. Единство внешнеполитических принципов Венгрии и интересов экологической защиты среды исходит из объективной необходимости сочетания национальных мер по охране окружающей природной среды с широкими международными мероприятиями в данной области (ст. 20). Одним из важнейших условий международного экологического сотрудничества является требование, чтобы государства, пользуясь суверенными правами, не причиняли своей деятельностью ущерба другим государствам. Эта норма создает объективную возможность эффективного выполнения общепризнанных норм международного сотрудничества в мире, прекращения гонки вооружений, всеобщего разоружения и предотвращения опасности разрушительной войны. Ст. 57 Конституции Веенгрии формулирует основное право человека на проживание в чистом природном окружении.

Конституция Югославии следующим  образом определяет основы экологической политики: право по обеспечению условий для сохранения и развития природных и созданных трудом человека ценностей в окружающей среде обитания, а также обязанности по предотвращению и ликвидации вредных последствий, которые могут угрожать этим природным ценностям или создавать угрозу для жизни и здоровья людей вследствие загрязнения воздуха, почв, вод внутренних водоемов и моря (ст. 87). Каждый человек, использующий землю, воды или другие природные богатства (говорится в ст. 193 Конституции Югославии), обязан делать это таким образом, чтобы обеспечивались условия для труда, жизни и отдыха человека в здоровой окружающей среде. В этой же статье провозглашается конституционная обязанность охранять природу, природные достопримечательности, памятники истории и культуры социалистического государства.

Некоторое своеобразие имеет конституционное регулирование в государствах, где основные вопросы законодательного регулирования охраны окружающей среды решаются на уровне федерации, а вопросы практического проведения их в жизнь воплощаются на уровне республиканских и подчиненных им нижестоящих органов. Так § 2 ст. 76 Конституции Чехии закрепляет за правительством этой страны решение основных, концептуальных вопросов общенационального значения, предусматривая создание в республиках необходимых координационных органов для решения региональных проблем.

Таким образом, конституции  социалистических стран закрепляют целый ряд принципов управления и регулирования, являющихся основами охраны окружающей природной среды.

Правомерно считать, что  природоохранное законодательство развивается как бы одновременно и параллельно с природно-ресурсным: часто законы, содержащие нормы консервативной охраны, включают в себя и нормы, регулирующие использование природных объектов и ресурсов.

При отсутствии комплексного закона и иных   юридических актов, которые охватывали бы охрану всех или большинства природных объектов, действуют правовые нормы, регулирующие охрану объектов в отдельности, часто наряду с регулированием определенной экономической и иной социальной задачи (например, законы о водах  или лесах) или в соответствии с регулированием такой деятельности, которая затрагивает в той или иной мере охрану большого числа природных объектов (например, закон о здравоохранении, содержащий гигиенические нормы охраны среды). Чехословацкая система природоохранного законодательства основана на значительном количестве правовых норм, которые регулируют конкретную область общественных отношений с разных точек зрения; такая система, по признанию юристов-экологов Чехии, создавая некоторые элементы дублирования правовых норм, позволяет добиться оптимального воздействия на природоохранные общественные отношения.

       По мере дальнейшей интенсификации  использования природных ресурсов странах все больший упор делается на предупреждение факторов нарушения экологического равновесия посредством дальнейшей регламентации природопользования. Поэтому в законодательстве многих стран природно-ресурсовое направление регулирования сочетается с нормами рационального природопользования и требованиями охраны окружающей природной среды.

Однако природоохранное  законодательство, являясь и до сих  пор важным компонентом современной  экологической политики во многих странах, служит эффективным средством охраны, рационального использования, восстановления и обогащения различных природных объектов, ландшафтов, флоры и фауны. Так, только вРумынии— около 80 природных резерватов, 7 национальных парков, 20 охраняемых территорий, около 600 природных достопримечательностей и более 500 исторических памятников, которые находятся под охраной закона. Такие природные объекты консервативной охраны составляют в Болгарии около 1,5% лесной территории страны, или около 0,5% общей площади. Вместе с другими охраняемыми природными объектами (например, лесами специального назначения и др.) эта территория составляет около 5% площади страны. В болгарских законах 1962 и 1967 гг. об охране природы предусмотрена защита многих видов диких растений, находящихся под угрозой уничтожения и исчезновения; вводятся также специальные постановления о запрещении торговли такими видами флоры, произведено районирование страны по признаку использования лекарственных растений. В заповедниках Болгарии запрещена всякая хозяйственная деятельность, что позволяет на этих территориях полностью защитить растительный и животный мир.

Площадь охраняемых территорий во многих государствах постоянно увеличивается. Так, только в Венгрии заповедным режимом будет охвачено к 1990 г. около 300 тыс. га (по сравнению с 24 тыс. га в 1975 г.). Число природных резерватов общенационального значения в Венгрии увеличится с 102 до 150, охватывая территорию в 50 тыс. га.

Такое общее  нормативное регулирование природно-ресурсных  и средоохранных отношений требует  дополнительной и более подробной  регламентации. Поэтому в развитие закона Германии, Венгрии, Болгарии издается целый ряд постановлений: об охране растительного и животного мира, об отдыхе населения, о содержании в чистоте городов и населенных пунктов, о защите от шума и т. д.

В законах европейских  стран охрана окружающей среды рассматривается как составная часть социально-экономической политики в этих странах, однако приоритет в охране отдельных природных объектов различен: если в Германии, Швейцарии, и др. — это формирование и надлежащее состояние ландшафта и только затем использование и охрана земель, лесов, вод и т. д., то в Румынии, Болгарии, Венгрии — в первую очередь это охрана воздуха, вод, других природных ресурсов. В законе Германии еще недавно не было норм об ответственности за его нарушения, а закон Румынии устанавливает уголовную и административную ответственность за ряд экологических правонарушений.

Более высокая  степень консолидации экологических  норм отражена в Законе об охране окружающей среды Венгрии.

Важная новация  закона Венгрии — формулирование в нем права граждан на проживание в благоприятной окружающей среде. Существенно также, что в законе содержится строгая система определения эколого-правовой ответственности, сущность которой заключается в том, что ее нормы распространяются на все распоряжения по охране окружающей среды, т. е. ответственность в равной мере служит как охране, так и планомерному формированию окружающей среды. Формулируемая система санкций состоит из следующих видов: ограничение хозяйственной деятельности и даже ее запрещение  штрафы, возмещение ущерба и уголовное наказание. В законе содержится также характеристика государственного управления в сфере экологической политики: разработка и принятие экологического политико-управленческого решения, этапы его реализации и контроль за его выполнением.

В законодательном акте Болгарии не только сформулированы основные цели, задачи и общие принципы экологической  политики Болгарии, но и излагается программа охраны окружающей природной  среды в стране.

В законе Польши содержится развернутая характеристика общих принципов охраны окружающей природной среды в Польше, соответствующих юридических понятий охраны, загрязнения и т. д. излагаются основные требования к экологическому управлению в области охраны и использования различных природных объектов . Далее в законе определяются практические шаги по реализации поставленных целей охраны окружающей природной среды, формулируются функции и компетенция хозяйственных и управленческих органов по охране и использованию окружающей среды, конкретизируются ограничения в природопользовании, излагаются требования к оборудованию, используемому в хозяйственной деятельности. Важное место в законе уделяется вопросам ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде, где главная роль отводится принципам платности за природопользование; подобные выплаты и штрафы образуют специальный фонд охраны окружающей среды. В законе подробно излагаются организационно-правовые вопросы охраны окружающей природной среды: создание органов охраны, государственных инспекций, местных и общественных организаций. 

В законодательстве зарубежных государств большая роль принадлежит закреплению системы и компетенции государственных органов управления в области охраны природы.

В европейских  государствах странах регулирование качества атмосферного воздуха осуществляется с различной степенью полноты. На характер режима этого природного объекта оказывают влияние: уровень развития промышленности, тяжелой индустрии, сельского хозяйства; уровень концентрации населения; климатические и географические факторы. В одних странах, в правовое определение понятия загрязнения атмосферы входят два вида воздуха: внутренний и внешний. Правовой режим внутреннего воздуха (рабочая среда помещений предприятий и. организаций) регулируется Кодексом о труде. Правилами санитарии и т. д., которые содержат иные требования к охране и санкции, чем Закон об охране атмосферного воздуха, вод и почв от загрязнений, либо Закон об охране природы. Загрязнение атмосферного воздуха по болгарскому закону квалифицируется как такое изменение состава воздуха, которое делает его опасным для здоровья населения или животных и для развития растительности. В Законе об охране атмосферного воздуха Польши сначала устанавливается принцип охраны: атмосферный воздух подлежит охране от загрязнений, тягостных для человека или оказывающих отрицательное воздействие на его здоровье, и только затем дается само понятие загрязнения воздуха, под которым подразумевается введение в атмосферный воздух веществ, которые могут вызвать превышение допустимых в атмосферном воздухе концентраций.

Другие дополнительные меры охраны - это снижение налоговых  ставок или представление льготных государственных субсидий предприятиям, которые предпринимают активные меры по переоборудованию отопительных систем или капитальному строительству для ограничения вредного воздействия дыма и газа; принудительное отчуждение земли или выселение жителей из районов с сильно загрязненным воздухом. Предусмотрено изменение планов развития населенных пунктов (строительство более широких улиц с учетом направления постоянно дующих ветров, выделение специальных транспортных артерий для грузовых машин и др.), поощряется совершенствование автомобильных двигателей в целях уменьшения выхлопа вредных газов; запрещено использование определенных видов топлива в экологически опасных районах и др. В приложении к закону дается перечень и концентраций загрязняющих веществ, на основании которых предприятия должны уплачивать " экологические штрафы".

Для того чтобы  получить самое общее представление об экологической юридической ответственности, рассмотрим некоторые основания и виды ответственности по законодательству Германии об охране лесов. Лесной кодекс предусматривает деяния, которые рассматриваются как преступления против лесного фонда, и устанавливает соответствующие наказания в зависимости от степени их общественной опасности. За деяния, совершенные без отягчающих обстоятельств (вырубка, присвоение и растаскивание вырубленных деревьев), предусмотрен штраф от 700 до 2000 марок, а за тяжелые формы деяний — лишение свободы на срок от одного до трех месяцев или штраф . При таком разграничении законодатель исходит из реальных потребностей в защите лесного фонда страны, предусматривая наказание в виде лишения свободы лишь за тяжкие преступления, совершаемые, как правило, людьми, в отношении которых применение воспитательных мер или штрафа не дают желаемых результатов.

Информация о работе Экологическая урбанизация Приднестровья