Формирование экологических понятий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Содержание

Введение__________________________________________________________4
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников
1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5
2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе______________________________________________________________6
3. Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________11
4. Межпредметные связи в формировании экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________18
5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов___________________________________________23
Заключение_____________________________________________________ 25
Библиография____________________________________________________27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экологии.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

В эту  систему понятий вошли два  блока:

1. Блок опорных экологических  понятий:

   а) понятия о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс понятий об  окружающий  среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

   б) экологические понятия о биологических системах  (лес,  луг,  водоём  и другие), о  взаимоотношениях  организмов  со  средой  их  обитания,  о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов  друг  с  другом  и человеком;

   в) понятия о ценности, значимости изучаемых объектов в  жизни  природы  и   человека;

   г) понятия о труде людей по использованию природных богатств.

      Блок опорных экологических понятий  изучается  младшими  школьниками  в курсе окружающего мира, что создаёт необходимые условия для  изучения  другого блока  понятий,  собственно   природоохранительных,   не   только   в   курсе природоведения, но и при изучении других предметов.

2. В блок собственно природоохранных  понятий входят:

   а) понятия об объектах охраны. Эта группа включает в себя понятия о широко распространённых растениях  и  животных  родного  края,  при  изучении которых младшие школьники должны прийти  к  выводу,  что  любой  живой организм нуждается в защите; виды растений и  животных  родного  края, которые  становятся  редкими;  исчезающие,  находящиеся  под   угрозой исчезновения виды растений и животных;

   б)  понятия  о  мотивах  охраны  растений  и  животных.  Сюда  относятся:  экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические  мотивы  («мотивы   красоты»),  гуманистические  мотивы  («мотивы  доброты»),  гражданские      мотивы  охраны  природы,   санитарно-гигиенические   мотивы   («мотивы здоровья»);

   в) понятия о мерах охраны природы. Эта группа понятий  включает  понятия  о законах  и  постановлениях  в  области  охраны   природы,   понятия   о   рациональном   использовании   природных   богатств   в   трудовой   и хозяйственной деятельности  человека,  понятия о нормах  и правилах поведения людей в природе, об  охране  редких  растений  и   животных, среды их обитания, о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании  природоохранительных  работ учащихся, способах и правилах их выполнения.

Формирование экологических  понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. Общие природоведческие понятия необходимо формировать в единстве с частными. Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д. Успешное усвоение общих природоведческих понятий возможно при последовательной работе по их развитию на протяжении всего периода обучения в начальных классах.

С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

На уроках в 1-ом и 2-ом классах дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность. В 3-4 классах продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы.

Одновременно на доступном  для учащихся уровне раскрываются сложившиеся  противоречия между обществом и  природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических  проблемах, вставших перед людьми. При  изучении курса у младших школьников формируются такие понятия, как: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В третьем  классе [5; 23].в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс. Далее, при изучении тем «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таки проблемам относятся:

    • защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
    • сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ;
    • охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Применительно к каждому  компоненту рассматриваются его  особенности, значение в природе  и жизни человека, охрана данного  природного компонента.

Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и другие), а также между природой и человеком.

При изучении темы «Будем беречь здоровье» формируется представление  о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.

Ознакомление третьеклассников с особенностями строения, питания, поведения, защиты от врагов некоторых  групп животных дают возможность  показать, как различные животные приспособлены к условиям окружающей среды, как в природе все очень мудро устроено. Дети узнают, что растения и животные образуют цепи питания и убеждаются в том, что каждый вид в природе необходим, что, охраняя одних животных, человек помогает другим, а также себе. Введение в программу сведений о размножении животных, о том, как звери, птицы заботятся о потомстве будет способствовать формированию у детей доброго, гуманного отношения ко всему живому, а, следовательно, и становлению таких качеств личности, как участливость, заботливость, доброта и др.[7;82]

В конце года изучается  тема «Что такое экология?», в которой  даётся понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические  связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе, экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая катастрофа, экологические прогнозы.

Получение вышеуказанных  знаний создает условия для успешного  формирования ведущих экологических понятий «природное сообщество», «среда обитания», «связь растений и животных с окружающей средой», «природное равновесие» и т.д.

Экологические понятия  у младших школьников формируются  с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями, с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности. Для усвоения правил поведения в природе можно использовать  природоохранные знаки, которые нарисовали сами дети.

   На уроках окружающего мира детям часто приходится делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания - своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.

   Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?», «Дупла - квартиры лесных обитателей» и сделают соответствующий вывод - результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду - нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам.

Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений. Данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания.

 

 

 

 

3. Формы и  методы формирования экологических  понятий у младших школьников

Условием эффективного формирования экологических понятий является выбор учителем оптимальных форм и методов взаимодействия с учащимися.

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и так далее), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения [5; 25]. В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

Дадим характеристику основных форм и методов формирования экологических  понятий у детей младшего школьного  возраста.

Одной из эффективных  форм экологического образования являются уроки-экскурсии в природную среду, на которых младшие школьники могут овладеть соответствующими знаниями, оценочными суждениями, правилами поведения, природоохранными понятиями. Цель экскурсии в природу экологической направленности состоит, прежде всего, в ознакомлении школьников с путями и средствами воздействия человека на природу, показе ведущей роли антропогенного фактора в изучении окружающей среды, в осознании ими великой ответственности за судьбу природы, личной причастности к делу охраны природы.

Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. Экскурсии по окружающему миру имеют большое познавательное  значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств [8; 13]. На экскурсиях дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих задач. Одной из ведущих задач экскурсии является осознание детьми идеи ответственности человека за развитие, дальнейшую эволюцию биосферы. Коль быстро человечество стало определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать без биосферы не может, оно обязано принять на себя обеспечение направленности ее развития ради своего будущего.

Экскурсии по окружающему  миру  бывают вводными, текущими и  обобщающими. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома и ответили на поставленные учителем вопросы.

При разработке экскурсии  важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. По характеру  решаемых педагогических задач можно  выделить четыре их разновидности: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая  экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

    • между органами животных и растений и их функциями;
    • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;
    • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;
    • между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогает освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле, (вспашка, сев, уборка урожая), на луг, в огород, в ягодник, на ферму, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и пр. Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсий – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относится к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического  характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Они требуют особой методики проведения. Используя различные педагогические приемы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Анализ программ начальной  школы показывает, что почти все  учебные предметы имеют общие  точки соприкосновения, и эта  особенность может быть использована для преодоления существующей предметной разобщенности, например, организацией комплексных экскурсий в природную среду. Важно продумать роль школьников на экскурсии. Именно здесь у них есть возможность проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей. Они должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены позднее на уроках самых различных дисциплин: чтения, если мотив выхода в природу был гуманистический, труда, если мотив экскурсии создан в экономическом или эстетическом аспекте; рисования, труда, музыки, если мотив был эстетический [1; 134].

Информация о работе Формирование экологических понятий у младших школьников