Формирование экологических понятий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Содержание

Введение__________________________________________________________4
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников
1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5
2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе______________________________________________________________6
3. Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________11
4. Межпредметные связи в формировании экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________18
5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов___________________________________________23
Заключение_____________________________________________________ 25
Библиография____________________________________________________27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экологии.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждениевысшего  профессионального образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Факультет начального, дошкольного  и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

Реферат

на  тему: Формирование экологических понятий  у младших               школьников

 

 

Выполнил: студент 21-НО группы

заочной формы обучения

Шмакова Татьяна Ивановна

(подпись)                      

Научный руководитель:

доцент

Арбузова Елена Николаевна

(подпись)                      

 

 

 

г. Омск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение__________________________________________________________4

Теоретические основы формирования экологических  понятий  у младших школьников

1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5

2.  Формирование экологических  понятий у младших школьников  в учебном процессе______________________________________________________________6

3. Формы и методы  формирования экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________11

4.   Межпредметные  связи в формировании экологических  понятий у младших школьников___________________________________________________________18

     5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов___________________________________________23

         Заключение_____________________________________________________ 25

Библиография____________________________________________________27

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Тревожность ситуации, связанной  с нерешенными и не решаемыми  экологическими проблемами состоит  в том, что изменения в окружающем мире уже видны при жизни одного поколения.

Сейчас ни одна отрасль  человеческих знаний, хозяйства не может правильно развиваться без знаний экологических законов и закономерностей. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в начальной школе и в течение всей последующей жизни человека.

     Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Закон Российской Федерации  «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

Экологическое образование, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на его основе экологической  этики и культуры – есть условие  и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Детям младшего школьного  возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  экологических понятий у детей. Таким образом, целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры.

В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические  понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.

  Этим и объясняется актуальность данной работы, что и определило выбор темы исследования: «Формирование экологических понятий у младших школьников.

Гипотеза исследования: я считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию экологических понятий у учащихся младших классов может быть реализована при осуществлении следующих условий:

    • процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных особенностей восприятия окружающей природы младшими школьниками;
    • процесс формирования экологических понятий будет осуществляться на основе межпредметных связей;
    • учебный процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с внеклассными мероприятиями.

Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:

    • Изучить и проанализировать теоретический и методический  материал по теме исследования.
    • Изучить процесс формирования экологических понятий у младших школьников.
    • Проанализировать вариативные действующие программы по формированию экологических понятий младших школьников.
    • Провести диагностику  уровня сформированности экологических понятий у младших школьников.
    • Разработать и провести уроки с межпредметной интеграцией, внеклассные мероприятия по формированию экологических понятий у третьеклассников.
    • Провести экспериментальное исследование по оценке эффективности выбранных приёмов и методов по формированию экологических понятий у младших школьников.

 Теоретические основы формирования экологических понятий  младших   школьников

 1. Цель и задачи экологического образования младших школьников 

Неизвестный китайский  поэт две с половиной тысячи лет  назад сказал:

            Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

            Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

            Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте   человека [8; 5]

Школьное экологическое  образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения - экологическим. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.

Карона Г.Н. в книге  «Теоретические основы экологического образования школьников» дал  четкое определение экологическому образованию: «Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [2;12].

В   учебном   процессе выделяют   следующую   цель   экологического   образования: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых   в   нашем   обществе,   формирование   экологического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности  [4;10].

Цель экологического образования достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

         образовательных –

    • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
    • формирование системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, ее защите и улучшению;

         воспитательных –

    • воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды;

         развивающих –

    • развитие системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
    • развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
    • развитие   эмоциональной   сферы        чувственных    эстетических   и гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды.

Цели и задачи современного школьного экологического образования  должны быть направлены не только на обучение школьников основам экологических  знаний, но и на формирование у них экологического мировоззрения [4; 32].  

О показателях сформированности экологических понятий в младшем  школьном возрасте можно судить по следующим проявлениям [11; 35]:

    • знание и соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; школьник контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
    • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
    • ученик способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
    • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

С точки зрения экологического образования, учитель начальных классов призван способствовать сохранению преемственности, чтобы экологические умения и опыт, полученные ребенком в детских дошкольных учреждениях, были востребованы, углублены и дополнены в начальной школе и далее. Только в этом случае можно говорить о системе непрерывного экологического образования и воспитания [8; 75].

 

 

 2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе

Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых [6; 61].

Понятие - категория философии, логики, психологии, педагогики, рассматривается как обобщенное знание и трактуется как «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи отношения предметов и явлений и их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам». [12; 75].

Таким образом, понятие - совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными способами (вербальными, графическими, символическими) [9; 289].

Всякое понятие имеет такие характеристики, как содержание, объем и динамичность.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление. Все понятия рассматриваются в единой системе, что обусловлено направленностью курса на формирование у ребенка целостной картины мира. Содержание предмета «Окружающий мир» базируется на основе многих наук, что обусловило заимствование терминов и их соответствующую классификацию. Понятия подразделяются на:

    • геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых и др.;
    • физические: тело, вещество, явление, свойство воды, круговорот воды в природе и др.;
    • биологические: растение, корень, стебель, лист, питание, дыхание и размножение растений; бактерии и грибы; животное, способы питания и др.;
    • - сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растение и др.;
    • фенологические: погода, климат, облачность и др.;
    • антропологические: человек, системы человеческих органов, болезни, гигиена и др.;
    • - социальные: страна, город, национальность, государство, раса; права, обязанности, закон и др.;
    • - экологические: природное сообщество, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы, условия жизни и особенности живых организмов в связи с условием жизни и др.

Объем понятия характеризуется количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний. По объему понятия подразделяются на простые (единичные), собирательные и сложные (общие). Например: понятие «лист березы» -единичное, «листья лиственных растений» - собирательное, а «листья растений» - общее.

Выделяют пять форм (способов) выражения понятий:

    • вербальную (словесную);
    • символическую;
    • схематическую;
    • графическую;
    • в виде формул.

На основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя  из  работ А.Е.  Тихоновой,  Л.П.  Салеевой,  разработана система экологических понятий [4; 24].

Информация о работе Формирование экологических понятий у младших школьников